Created with Sketch.

Космо-Дамиановский монастырь ч. 2

01.07.2008, 15:42

В первые годы обустройства в Космо-Дамиановской обители жили десять человек. Постепенно число братии увеличивалось, и в конце восьмидесятых годов ХIХ века оно возросло до пятидесяти человек.

Елена ИВАНОВА. — "БОСПОР Крым", 19-26 июня 2008 года

Продолжение

Предыдущая часть:"Космо-Дамиановский монастырь"

В первые годы обустройства в Космо-Дамиановской обители жили десять человек. Постепенно число братии увеличивалось, и в конце восьмидесятых годов ХIХ века оно возросло до пятидесяти человек. Игумен Макарий принимал в монастырь всех желающих, но оставались в нем только самые трудолюбивые.

Киновия не оставалась и без внимания царствующих особ. В 1873 году здесь побывал наследник русского престола Великий Князь Александр Александрович. В октябре 1880 года он вновь приехал сюда с супругой Государыней Цесаревной Марией Федоровной и жил в монастыре в течение пяти дней. Позже, когда в заповеднике был построен охотничий домик, царствующие лица останавливались там, не забывая посещать и обитель.

После смерти игумена Макария настоятели в монастыре стали меняться очень часто. Сначала настоятелем был назначен иеромонах Парфений. В конце мая 1879 года его сменил иеромонах Василий, затем на этом посту побывали иеромонахи Иоанн, Павел, Серапион и другие. Частая смена руководства, отсутствие единых требований привели к тому, что хозяйство монастыря стало приходить в упадок. Теперь бедность и грязь стали характерной чертой недавно процветавшей обители, что, конечно же, отпугивало паломников. Да и численность монастырской братии резко сократилась. Время шло, но ничего не менялось.

Поэтому указом Святейшего Синода летом 1899 года Космо-Дамиановская мужская обитель была закрыта. 1 августа по ст. ст. 1899 года братия в последний раз отслужила Литургию. Иноки разошлись по другим монастырям Крыма. Старые монахи, вместе с отцом Макарием созидавшие киновию с самого начала, расставались с родной обителью со слезами на глазах: ведь многое здесь было сделано их руками, в течение долгих лет монастырь был их родным домом.

Вместо мужской обители теперь здесь учреждалась женская в честь святых Космы и Дамиана. Первой настоятельницей сюда была назначена монахиня Троице-Параскевиевского монастыря Варсонофия. Указом ей предписывалось отобрать двадцать пять сестер для перевода в Космо-Дамиановскую киновию. Для совершения Богослужений из бывшей монастырской братии здесь были оставлены иеромонах Гурий и иеродиакон Досифей. Затем их сменили иеромонах Инкерманского монастыря Климент и иеродиакон Корсуньского монастыря Антоний.

Трудолюбие и дисциплину, присущие насельницам образцового Троице-Параскевиевского монастыря, сестры перенесли и в новую обитель. Несмотря на бедность, хозяйство стало постепенно налаживаться. Был сделан капитальный ремонт зданий, приведена в порядок территория монастыря, построены каменные подпорные стены, укрепившие террасу, на которой стояла церковь, а также новые кельи, просфорная, хлебопекарня, мастерские, прачечные и другие необходимые хозяйственные помещения.

В обитель вновь стали приезжать паломники. Особенно монастырь преображался в праздник святых Косьмы и Дамиана. В этот день паломников насчитывалось до тысячи человек. «За день-два во всех направлениях к монастырю тянутся верующие христиане. Всевозможные экипажи, фаэтоны, линейки, мажары, дроги и верховые — группами и в одиночку спешат в монастырь. Чем ближе к монастырю, тем оживление становится заметнее. Вся прилегающая местность — сама дорога, полянки, склоны гор, наконец, самый двор монастыря представляют собою своеобразную ярмарку. У самых ворот ряд столиков и ларей служит для продажи всевозможных товаров, как платки, ножницы, гребешки и прочее на память о Космо-Дамиановском монастыре. Тут же готовится кушанье, продаются чай, буза, фрукты, прохладные напитки и прочее. Всего больше народу устремляется к источнику, над которым устроена небольшая часовня с большим образом святых Космы и Дамиана», — так описывается это событие в путеводителе по Крыму Г. Москвича.

В мае 1907 года в монастыре появилась еще одна святыня — икона Божией Матери «Иерусалимская», сохранившаяся до наших дней. Она была писана и освящена на Святой Горе Афон. Святыня была послана в безмездный дар насельницам Космо-Дамиановской обители в благословение от Афонской Горы — земного удела Пресвятой Богородицы — всем живущим и трудящимся в киновии, а также тем, кто придет им на смену.
Чтобы обитель процветала, сестры много трудились: в мастерских они шили церковное облачение, одежду, плели кружева, ткали ковры, изготавливали обувь. Рядом с киновией их трудами были обустроены фруктовый сад в четыреста деревьев и огороды.

В феврале 1907 года в Симферополе на улице Госпитальной открылось подворье монастыря с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Теперь, когда осенью перевозили урожай из Григорьевки в монастырь, подводы останавливались на отдых на симферопольском подворье.

Доходы обители постепенно возросли. С улучшением благосостояния и порядка возросло и количество сестер. Так, в 1913 году их уже было 111 человек.

В 1911 году в жизни монастыря произошло знаменательное событие: в октябре обитель посетил император Николай II. Он молился у святого источника и пил из него воду. В 1913 году в честь трехсотлетия дома Романовых здесь была отреставрирована часовня. Тогда же было проведено Романовское шоссе, соединившее Алушту с Ялтой через горы.

С началом Первой мировой войны монахини Космо-Дамиановской обители оказывали материальную помощь фронту. Поскольку монастырь находится в достаточно глухом уголке Крыма, он не испытал серьезных потрясений. Все здесь изменилось после революции 1917 года. Монастырское имущество и земли полностью были национализированы. В 1922 году в Симферополе было закрыто монастырское подворье, а храм в честь Благовещения Божией Матери передан в бесплатное пользование группе верующих. Но в 1923 году его тоже закрыли и устроили здесь склад церковного имущества. В этом же году было решено закрыть и монастырь. На территории бывшей обители создали колонию инвалидов, которая просуществовала до 1924 года.

А в 1924 году храмы обители были окончательно закрыты и со всеми монастырскими постройками переданы Крымскому государственному заповеднику. Тогда 42 монахини основали здесь трудовую артель, сохранив монастырский образ жизни. В бывшей просфорной они устроили церковь. В июне 1924 года в монастыре с проверкой побывал работник НКСО Н. Вегнер. Вот что он сообщал в своей докладной записке: «Странное впечатление на меня произвел бывший монастырь. Как будто и не было постановления о закрытии его и даже ликвидации. Инвалиды переведены, а вот монашки там остались, и, как видно, не думают оттуда уходить, ибо заповедник им отпустил земли для огорода. Кроме того, хотя на одной из церквей и находится печать, но печать не установленного образца, и ключи церковных дверей находятся у монашек. Но этого мало: монашки устроили новую церковь там...»

Вновь созданному заповеднику нужны были рабочие руки, однако как ни выгодно было соседство с трудолюбивыми монахинями, в 1928 году артель ликвидировали. В том же году алуштинские городские власти, в ведении которых находился заповедник, хотели разобрать часовню у святого источника на строительные материалы. Но на защиту этого памятника встали сотрудники заповедника. Они обратились в разные инстанции, в том числе и к наркому просвещения А. В. Луначарскому, который в результате прислал телеграмму с просьбой приостановить разборку бывшей часовни. Таким образом часовня была спасена.

В бывшем Космо-Дамиановском храме открыли музей природы, в храме в честь Преображения Господня — клуб Крымского заповедника, в часовне с купальней впоследствии устроили инкубаторий для вывода мальков форели.

Во время Великой Отечественной войны все здания бывшего монастыря и царский домик были разрушены. Уцелела лишь часовня над святым источником.

Жизнь в Космо-Дамиановском монастыре вновь начала возрождаться в девяностые годы прошлого столетия. 14 июля 1994 года, в день памяти святых Космы и Дамиана, Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил здесь праздничную Литургию. Нашлась и икона с мощами святых Космы и Дамиана, которая, как думали, погибла при ликвидации монастыря.

Сегодня паломники вновь посещают это святое место Крымского полуострова. Они имеют возможность, как и много лет назад, испить чистой воды из источника, помолиться святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану и получить в обители необходимую духовную помощь.

Читайте также
Краевединие - дайджест Свято место: уничтоженные большевиками храмы Киева (часть 1) (рос.)
17.04.2017, 16:20
Краевединие - дайджест «Джами Татар-Хана» в Гёзлеве: спасенный шедевр
04.11.2015, 08:36
Краевединие - дайджест Мечеть султана Сулеймана (Биюк-Джами) в Кефе
30.09.2015, 11:33
Краевединие - дайджест Постмодернизм, остмодернизм и пост-майдановское настроение
25.09.2015, 11:30