Москва активно использует кипрских иерархов против ПЦУ

Москва активно использует кипрских иерархов против ПЦУ - фото 1
В борьбе против дальнейшего признания ПЦУ мировым Православием РПЦ активно использует своих сторонников среди иерархов Кипрской Церкви и даже рассказывает о расколе в ней.

Об этом сообщает «Релігійна правда».

Так, на днях в Москве состоялась конференция РПЦ, в рамках которой свои заявления сделали два иерарха Кипрской Церкви – митрополит Тамасосский Исаия и митрополит Киккский Никифор.

Первый ругал «евроамериканскую политику», которой руководствуется Кипр, а второй открыто выступил с критикой Вселенского Патриарха Варфоломея и якобы его «амбиций» и поддержал Московский Патриархат, который разорвал евхаристические связи с Церквами, признавшими ПЦУ.

Кроме того, митрополит Никифор издал книгу, посвященную «церковному расколу в Украине», которую сейчас активно продвигает РПЦ.

Немного ранее с критикой Автокефальной Церкви Украины на пророссийских каналах выступал митрополит Лимасольский Афанасий.

А летом 2021-го шесть кипрских синодалов якобы из-за несогласия с признанием ПЦУ отказались принять участие в соборном богослужении, назначенном священным Синодом Кипрской Православной Церкви. Это были: митрополиты Лимасольский Афанасий, Морфский Неофит, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия, а также епископы Амафунтский Николай и Ледрский Епифаний.

Параллельно с этими заявлениями и поступками на доброжелательных к МП ресурсах постоянно говорят о том, что в Кипрской Церкви якобы происходит «раскол» из-за ПЦУ. Последний раз такой заголовок появился 22 сентября в видео об освящении нового храма УПЦ МП на Волыни, в котором принял участие архимандрит Нектарий Бакопулос – секретарь «мятежной» Тамасосской епархии Кипрской Церкви. Он, конечно, не иерарх, но и такой сгодится – пожалуй, подумали в УПЦ МП.

По мнению религиоведа Дмитрия Горевого, говорить о расколах несколько преждевременно. В действительности, дело в дефинициях, в частности, в том, что именно можно считать расколом.

«Пока они не создают параллельной иерархии, не избирают себе предстоятеля, это не есть формальный раскол. Но довольно серьезный звоночек, когда иерархи отказываются от служения со своим первоиерархом, неформально это можно считать расколом. Однако здесь возникает вопрос: действительно ли это происходит из-за ПЦУ, или в Кипрской Церкви есть свой внутренний конфликт? Мне кажется, что вопрос не столько в ПЦУ, сколько в том, что у них есть внутренний конфликт. А ПЦУ просто используют как ширму», – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что в ситуации с поддержкой кипрскими митрополитами РПЦ переплетается много факторов. И один из них – деньги.

«Московский Патриархат очень активно сотрудничает с Кипром, туда ездит много паломников. Это организуется через разные каналы, один из которых – "Императорское православное палестинское общество", возглавляемое Сергеем Степашиным. Конечно, паломники – это прибыль для митрополии. На территории епархиального управления Тамасосской епархии на средства российского бизнесмена Заринкова даже построили храм в чисто российском стиле с луковичными куполами, что полностью выбивается из местного средиземноморского пейзажа», – рассказал религиовед.

Также он отметил и плохое состояние здоровья нынешнего руководителя Кипрской Церкви Хризостома, у которого онкологическое заболевание и который в мае 2021 года пережил очередную операцию.

«Откровенно говоря, все понимают, что через некоторое время пост главы Кипрской Церкви будет вакантен, поэтому происходит определенная игра различных кланов и сил. Думаю, эта часть иерархов, которые ориентируются на Москву, наверное, хотят из тех будущих выборов что-то себе выбить», – сказал Горевой.

Он пояснил, что кипрские митрополиты могут торговаться с Москвой за определенную поддержку в обмен на дальнейшее выполнение ее прихотей. «Идут предвыборные торги, насколько я понимаю. И, думаю, они могут идти не только с россиянами, но и с Фанаром», – добавил эксперт.

Еще один фактор, который может влиять на активное сотрудничество Москвы с кипрскими митрополитами, – это политика власти Кипра, которая сейчас ориентирована на ограничение влияния российского теневого капитала. Россияне, в свою очередь, пытаются сохранить свое влияние, в том числе и при помощи Церкви.