«Миротворчество» филиала РПЦ в Украине способно найти проявление только в создании новых очагов «русского мира»
Советник секретаря Совета Национальной безопасности и обороны Украины по реинтеграции Донбасса Сергей Сивохо в эфире телеканала «112 Украина» заявил, что церковь может помочь в урегулировании на востоке страны. «Церковь, естественно, как социальный институт, который присутствует по всем сторонам конфликта, имеет свой голос и всегда была помощницей и отличалась благотворительностью, миротворчеством. К примеру, Святогорский монастырь в самые тяжелые времена принимал тысячи беженцев. Церковь может выступить посредником».
Звучит красиво, почти по-европейски. Вот только вопрос: какая именно церковь присутствует по обе стороны линии фронта, говорит ли она своим голосом или ретранслирует чужой, кому она всегда была помощницей и в чем заключалось ее миротворчество. Стоит задать эти вопросы не абстрактно, а конкретно, — и мы получим очень интересные ответы.
Единственная церковь, которая действует по обе стороны линии фронта, — это т.н. «УПЦ», которая является не более чем филиалом Русской православной церкви, созданным в свое время Сталиным для закрепления своей диктатуры. Верхушка РПЦ активно участвовала в преступлениях советского тоталитаризма, в частности в ликвидации УГКЦ и греко-католической церкви на Закарпатье, присвоив их имущество. А вместе с тем РПЦ отметилась исключительным даже для СССР «лизанием задницы» товарищу Сталину. Вот фрагменты произнесенной патриархом Московский и всея Руси Алексием (Симанский) 21 декабря 1949 года речи в честь 70-летия «вождя народов»: «Сегодня наша Страна празднует день рождения и семидесятилетие своего Вождя, Иосифа Виссарионовича Сталина. Со всех концов мира несутся к нему выражения любви, приветствия, благожелания, признание его великих заслуг пред Родиной, пред всем тем нравственно-высоким, что составляет идеал стремлений человечества... Всякий, кто лично знаком с нашим Вождем, поражается обаянием его личности; он покоряет собеседника своим внимательным отношением ко всякому делу; ласковостью; своей необыкновенной осведомленностью во всяком деле; силой и мудростью слова; быстрым и благоприятным решением каждого представляемого ему дела и вопроса. Мы, церковные люди, должны благодарить его особенно за его участливое отношение к нашим церковным нуждам; всякий церковный вопрос, соприкасающийся с гражданскими сферами, он разрешает в благоприятном для Церкви смысле. Святая Церковь наша имеет в нем верного защитника... Да даст ему Господь много лет в здравии и благоденствии стоять у кормила правления родной Страной, и да процветает Страна наша под его мудрым водительством многая и многая лета на радость и счастье ее народов».
Покаялась РПЦ за свое холуйство? Попросила прощения у греко-католиков? Поставила на первое место действительно духовное служение? Ничуть. Есть, конечно, среди священников РПЦ идейные противники советского тоталитаризма, но официальная позиция этой церкви в 2015 году очерчена патриархом Кириллом: «Успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков возрождения и модернизации страны, нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отличился злодействами. Там, где проявлялись воля, сила, интеллект, политическая решимость, — мы говорим: «да, несомненные успехи»... А еще патриарх РПЦ выступил с призывом «помнить, уважать и не подвергать сомнению успехи руководства СССР в 1920—1930-е годы». Именно те годы, когда было уничтожено не менее 300 тысяч священников и монахов, не говоря уже о миллионах и миллионах православных мирян.
Ну, а в новейшие времена РПЦ в лице «УПЦ» выступала верной помощницей российских оккупантов. Крымская журналистка Елена Юрченко, вынужденная выехать в «материковую» Украину, засвидетельствовала: «Церковь Московского патриархата стала местом, где ночевали первые российские военные, прибывшие в 2014 году захватывать Крым. Это было задолго до так называемого мартовского «референдума», задолго до того, как российская бронетехника двинулась из России через переправу, и задолго до того, как солдаты на машинах с номерами российских военных регионов стали блокировать части ВСУ в Крыму. 28 февраля 2014 года в храме Московского патриархата в Комсомольском парке Керчи российские оккупанты ели, спали и готовились захватывать мой город». А вскоре на Донбассе священники «УПЦ» занялись освящением флагов и благословением местных боевиков — и не только этим. Бывший «министр обороны ДНР», полковник ФСБ Игорь Гиркин (Стрелков) в эфире YouTube-канала «Независимая студия» 11 октября 2018 года заявил: «Вся моя личная охрана состояла из духовных сыновей, монахов, иеромонахов Святогорской лавры. Полностью. До последнего человека. Она была не очень большая, но тем не менее, это было. У нас одним из подразделений в «славянской бригаде» командовал послушник Святогорской лавры. Причем послушник, занимавший достаточно серьезное положение в Лавре, но хозяйственное». Может, известный террорист по каким-то причинам преднамеренно дискредитирует РПЦ и подыгрывает украинским националистам? В этом есть большие сомнения. Тем более что роль священников и монахов «УПЦ» на Донбассе как пособников российских оккупантов описана десятками свидетелей.
Итак, можем подвести итог: ни ПЦУ, ни УГКЦ, ни протестантские церкви не действуют свободно по обе стороны линии фронта, свободно действует только «УПЦ» московского патриархата (ставлю в кавычки аббревиатуру «УПЦ», поскольку после ухода в вечность митрополита Владимира (Сабодана) и перехода нескольких сотен приходов к ПЦУ эта церковь только номинально может называться «украинской»). А «миротворчество» филиала РПЦ в Украине может найти проявление лишь в создании новых очагов «русского мира» и утверждении «Новороссии». И в содействии насильственному отсоединению от Украины новых территорий.