Христианин, следящий за своей совестью, не должен бояться того, что о нем будет известно другим
От редакции: диакон Августин Соколовски - доктор богословия, преподаватель кафедры Догматического богословия Киевской Духовной Академии и Фрибургского университета (Швейцария).
Христианин, следящий за своей совестью, не должен бояться того, что о нем будет известно другим
Вопрос о принятии ИНН содержит в себе широкий диапазон проблематик, каждая из которых должна быть рассмотрена в отдельности. В ИНН многими видится опасность подмены имени числом. Дигитализация (перевод информации в цифровую форму ? прим. ред.) воспринимается как угроза того, что благодаря новым технологиям сбора информации мы утратим свою защищенность, а наша жизнь сделается прозрачной, видимой для всех.
Здесь мы неожиданно встречаемся с весьма важной темой, уходящей корнями в православное мировоззрение и аскетику. Святые отцы, особенно отцы-аскеты, говорили о том, что мы призываемся к хождению пред Богом. Что такое хождение пред Богом? Это когда человек осознает себя в присутствии Божьем, когда каждое свое действие он видит как действие, которое видимо Богом, и которое предполагает ответственность.
В этом смысле проблематика дигитализации (я обобщаю это явление, потому что ИНН - это всего лишь один из аспектов того, что мы называем дигитализацией), цифровых технологий, связана с тем, что всякая информация становится доступной. Доступным делается и сам человек. Получается, что дигитализация становится неожиданным, заслуживающим размышления аспектом, видоизменением и метаморфозой «стояния пред Богом», о котором говорили аскеты. Только в данном случае мы призываемся к тому, чтобы стоять перед человеком, имя которого мы вряд ли знаем или узнаем, перед государством или структурой. Наша жизнь в определенном смысле делается более транспарентной, прозрачной и видимой – наши передвижения, слова, жесты и действия.
Само по себе это не представляет опасности для христианина. Поскольку ответственность наша – это не только ответственность пред Богом, но и, прежде всего, ответственность перед ближним. Христианин, следящий за своей совестью, не должен бояться того, что о нем будет известно другим.
ИНН ? аспекты понимания
Тем не менее, здесь подключается и иная проблематика, которая является гораздо более тонкой и двусмысленной, потому что момент проявления свободы и момент контроля за свободой является той сферой, которая при внедрении цифровых технологий накопления информации во многом может стать предметом манипуляций. Это первый аспект.
Второй аспект, очень важный, и часто наталкивающийся на неправильные толкования, ? это попытка связать переход на цифровые технологии с указаниями Священного Писания на пришествие антихриста. Это совершенно иная тема, которую не следует соединять с первой. Первая тема – это наша свобода и возможность её манипуляции другими. Вторая тема – это истолкование знаков, символов, чисел и слов. Здесь, при неправильном понимании, заключается самая большая опасность, в особенности затрагивающая людей, которые болезненно воспринимают такие простые явления дигитализации, как ИНН. Опасностью этой является распад сакраментального знания, когда мир, человек, Писание, реальность перестает восприниматься как единое целое, несущее христологическую тайну, а становится непонятным скоплением знаков и символов, которые мы по произволу вынимаем из целостной структуры и истолковываем, исходя из обстоятельств, моментов времени, эпохи, контекста, политических видоизменений. Одним из таких проявлений распада сакраментального сознания и является истолкование непонятных проявлений современности по произволу, когда цифрам и знакам дается неверное, выведенное из контекста истолкование, как это происходит в случае с ИНН.
Третий аспект этой проблематики – аспект апокалиптический или эсхатологический, тесно связанный с только что описанным сакраментальным аспектом. Многие видят в проявлении числа 666, случайно попадающем в цифровые номера, знак приближения антихриста, указание на то, что антихрист близко. Здесь, на мой взгляд, в искаженном виде проявляется аспект эсхатологического ожидания второго пришествия Христова. Церковь верит в возвращение Христово, Церковь живет надеждой на Его скорое возвращение. Поэтому знаки пришествия должны быть истолковываемы, как знаки Его приближения.
? Христиане действительно ждут второго пришествия Христа. Это радость. Почему люди воспринимают это с таким ужасом, в черных красках? Почему так происходит?
? Потому, что утрачен ряд важных моментов понимания. Прежде всего, отсутствует библейское прочтение истории, которое должно быть основополагающим. Знамения времён прочитываются через призму библейского текста, они не должны быть выводимы из контекста. Тематика ИНН ? это пример, когда знамения времён прочитываются вне библейской перспективы. А библейская перспектива – это перспектива Бога, входящего в историю, вошедшего в историю, и делающего эту историю новой, обновленной, бегущей к своему свершению.
Апостол Павел говорит: дни коротки (1 Кор. 7, 29). Греческая библия употребляет для обозначения этого глагол systellein, означающий собирание паруса или же движение животного, готовящегося к прыжку. Наше время – мессианское время, стремительно сжимающееся для того, чтобы войти в вечность и стать временем вечности. Подобная перспектива должна служить отправной точкой прочтения эсхатологических и в особенности апокалиптических знаков и размышлений. Если она отсутствует, то человек неизбежно рискует погрузиться в ошибочные размышления о смысле знаков, цифр, в рассуждения о том, не является ли то, что происходит в мире, лишь символом и знаком распада, а то, о чем говорит светская культура и цивилизация ? апокалиптическим приближением олицетворенного зла.
Рассуждение о кодах и цифровых технологиях может найти ответ на уровне намеренного не употребления богословской терминологии
? Как вы считаете, должно ли быть единое мнение Церкви касательно ИНН, или все же необходимо учитывать пожелания верующих и находить компромисс?
? Единая позиция Церкви, безусловно, быть должна. Потому что Православная Церковь – это Церковь, которая живет сакраментальной, таинственной жизнью. Это означает, что Церкви присущ вероучительный авторитет, который выражается в ее безошибочности. Мы верим в то, что наша Церковь не может ошибаться или погрешать на вероучительном уровне. Эта способность Церкви находит свое подтверждение в вероучительных текстах, которые она формулирует, в частности, в документах Церкви по вопросу ИНН, уже сформулированных, выработанных и опубликованных для вероучительной поддержки верующих. В этом смысле, безусловно, необходима выработка позиции Церкви по всем волнующим общество и верующих людей проблемам современности.
Другое дело, наша методология ответа. Очень часто мы стараемся ответить на вопрос, не имеющий отношения к богословию, к Церкви, к жизни во Христе, языком богословия. Но многие понятия были изначально выработаны для того, чтобы иметь в жизни каждого человека и общества основы для рассуждения и существования, которые не нуждались бы в обосновании, были бы самоочевидны для всех. Как только мы начинаем давать обоснование вещам самоочевидным, мы тем самым ставим их под сомнение и разрушаем.
В этом смысле рассуждение о кодах и цифровых технологиях, на мой взгляд, должно найти ответ на уровне, который намеренно не употреблял бы богословскую терминологию. Чтобы очевидность существующей проблематики не ставилась под сомнение неверно направленной апокалиптикой, которую мы невольно создаем, пытаясь проинтерпретировать происходящее.
Есть вещи, которые самоочевидны: для каждого человека очевидна необходимость его свободы. Никто не скажет, что хотел бы жить в тоталитарном обществе. Никто не скажет, что хотел бы, чтобы его жизнь была бы полностью прозрачной и контролируемой, так, что было бы утрачено личное измерение существования. Подобная аргументация разделяема всеми и важна для всех, не только для людей Церкви. Важнейший аспект и главная проблема цифровых технологий накопления личной информации заключается в том, что они могут поставить под сомнение то, что у человека не должно и не может быть отобрано никогда – его свободу.
Рассуждение вне апокалиптической перспективы и без богословского измерения в терминах вовсе не означает отказа от богословия. Рассуждая как богослов, как человек Церкви, человек Церкви и богослов, безусловно, будет вносить свое прочтение. Но это прочтение не будет выражаться на языке понятий и терминов, делающих рассуждение не только не убедительным, но и провальным. Вещи самоочевидные не нуждаются в богословском обосновании.
«Обетование Церкви ? помочь победить человеческий страх»
? То есть, если мы берем бутылку минеральной воды и видим на ней цифровой штрих-код, то давать богословские изъяснения, почему нанесен это штрих-код и как он влияет на сакральное состояние души человека, не представляется возможным?
? Основная направленность ответа должна сводиться к измерению тайны человеческой свободы, неожиданно проявляющейся на столь простом повседневном уровне. Если раньше человек мог купить бутылку воды, и никто об этом знал, кроме продавца, то сейчас об этом может узнать весь мир. Здесь, в определенном, пусть и в безобидном смысле ставится знак вопроса перед понятием «свобода». Богослов призван к поиску ответа и рассуждению. Даже если окончательный ответ не будет найден, само рассуждение будет содержать в себе частицы ответа, с помощью которых слушающие смогут создать для себя правильный ответ.
? Одним из аргументов «против» принятия ИНН названо нарушение свободы совести, когда человек не может спокойно жить, исповедоваться, причащаться. Это та внутренняя проблема, с которой он приходит к духовнику...
? Мне кажется, что эти личные вопросы не должны переводиться на уровень общественной дискуссии. Потому что каждый человек сталкивается с проблемами, со страхами, с болезнями и скорбями. В этом смысле призвание Церкви ? помочь победить человеческий страх, чтобы слова Христовы «не бойтесь!» стали реальностью, наполненной присутствием Церкви и ее слова.
Диакон Августин СОКОЛОВСКИЙ