С ооруженные древними мастерами деревянные церкви простояли уже не одну сотню лет, и каждое поколение трепетно сохраняло их для потомков. Дело застопорилось лишь в прошлом веке и в нынешнем. Еще сто лет назад на Закарпатье насчитывалось около 800 деревянных церквей; сегодня же их количество умень- шилось почти в восемь раз.
Прасковья РОМАНОВА. – «Власть Денег», №134, июнь, 2007 года.
Дырявая крыша религии
В более-менее сносном состоянии содержатся лишь церкви, перенесенные в музеи под открытым небом: в том же Пирогово или, к примеру, в Ужгороде. Деревянным раритетам, которые не являются музейными экспонатами, повезло гораздо меньше. Большинство древних церквей находятся в глухих селах Закарпатья, где ни о каких богатых приходах не может быть и речи. По- хорошему, эти церкви, построенные в XIV-XIX столетиях, уже давно нужно было сделать музеями, однако их все еще исполь- зуют для молений и богослужений. На сегодняшний день из 117 церквей недействующих всего восемь. Остальные активно эксплуатируются сельскими общинами, которым деревянные церкви в свое время были переданы решениями Закарпатского облсовета.
«Ранее деревянные церкви находились на балансе областного управления архитектуры, — говорит Владимир Вировбал, главный специалист управления культуры по вопросам охраны культурного наследия госадминистрации Закарпатья. — В 1990 и 1993 годах решениями Закарпатского облсовета почти все церкви были переданы общинам, кроме 17, которые ранее отдали в пользование сельсоветам. Однако сельские общины, к сожалению, не довели до конца процесс их передачи в собственность общины и не оформили соответствующие документы. В результате деревянные церкви оказались бесхозными, что создало — и будет создавать — множество проблем».
Последний раз деревянные церкви в массовом порядке перекрывались еще в 1970-х усилиями Общества охраны памятников СССР и института «Укрзападпроектреставрация» во главе с его директором Иваном Могытычем. С тех пор прошло около 40 лет, на протяжении которых храмы изрядно пообветшали и вновь нуждаются в капитальном ремонте. Однако средства на это богоугодное дело выделяются разве что из местных бюджетов. К примеру, в 2006 г. из бюджета Закарпатской области на работы по реставрации деревянных церквей было выделено 250 тыс. грн. Для того чтобы полностью отреставрировать одну церковь, нужно, как минимум, вдвое больше. На средства областного бюджета сейчас реставрируется церковь в с. Дешковица Иршавского района. После окончания работ ее планируют перевезти в Ужгород и установить в городском сквере возле Закарпатской облгосадминистрации. Такое решение принял еще прежний губернатор области Виктор Балога более года назад. Всего было решено перенести из сел в Ужгород и Мукачево более пятидесяти деревянных церквей, однако перед этим раритеты необходимо отреставрировать, а к тому времени, пока они дождутся необходимых средств, реставрировать, возможно, уже будет нечего.
Специалисты Управления культуры по вопросам охраны культурного наследия госадминистрации Закарпатья считают, что сейчас нужно в срочном порядке хотя бы перекрыть протекающие крыши большинства этих сооружений, однако даже на это денег нет. При этом специализированным предприятиям, занимающимся реконструкцией деревянных церквей, работы катастрофически не хватает. «В прошлом году мы работали над шестью объектами, но это были не полномасштаб- ные проекты, а разработки смет на за- мену покрытий, — рассказывает Владимир Швец, директор Украинского регионального специализированно- го научнореставрационного института «Укр-западпроектреставрация». — В этом году занимаемся двумя-тремя объектами, в частности, церковью в с. Дешковица, однако это уже полномасштабный заказ на разработку проекта реставрации церкви. В целом же проектные мощности нашего института больше, чем поступающее нам количество заказов».
«Реставрируем примерно одну церковь в год, — говорит Владимир Пащак, директор компании «Львовреставрация». — Если бы государство регулярно выделяло деньги на эти цели, мы могли бы реставрировать по две-три церкви в год, в зависимости от их величины и сложности работ».
А пока денег не предвидится, некоторые сельские общины пытаются решить проблему своими силами, с привлечением местных мастеров-самоучек. Успехом эти попытки, как правило, не увенчиваются, поскольку секреты древних умельцев, строивших церкви без единого гвоздя, давно утеряны, а у местного населения зачастую нет даже элементарных знаний о том, как нужно строить деревянные сооружения. К примеру, для того чтобы крыша не протекала, некоторые общины оббивают ее бляхой, благодаря чему в крыше быстро заводятся жуки, стачивающие дерево, да и гниет такая крыша под бляхой гораздо быстрее.
Кроме протекающих крыш, у деревянных церквей есть еще один недостаток: они горят. У большинства церквей нет необходимой защиты от молний, а на ее установку, опять-таки, нужны средства.
ЮНЕСКО нам поможет?
В культурном плане деревянные церкви представляют собой неоспоримую ценность. Украинские раритеты уже давно были оценены другими странами. Так, несколько наших церквей сейчас радуют глаз жителей Чехии. «Когда Закарпатье входило в состав Чехословакии, тамошние власти выкупили и перевезли в свою страну несколько закарпатских церквей, — рассказывает Томаш Соп- ко, главный специалист Управления культуры по вопросам охраны культурного наследия Госадминистрации Закарпатья. — Эти церкви можно увидеть в Чехии и сейчас. В отличие от украинцев, чехи давно уже поняли культурное значение наших деревянных раритетов».
Конечно, решить проблему можно было бы с помощью грантов, однако их легче получать, если церкви признаны ценностью на мировом уровне. В 2003 г. директор львовского института «Укрзападпроектреставрация» Иван Могытыч во время переговоров с ЮНЕСКО о включении города Львова в Список мирового культурного наследия выступил с инициативой внесения в этот список и украинских деревянных церквей. Тогда же специалисты cлужбы охраны культурного наследия Закарпатской области подготовили соответствующие документы (описание церквей, исторические справки, фото, видео) и подали их в Государственную службу по вопросам национального культурного наследия. На этом дело застопорилось, поскольку Иван Могытыч умер, а Cлужбу из отдельного подразделения сделали небольшим придатком Управления культуры со штатом в два человека.
В 2003 г. де-ревянными церквями параллельно занималась еще одна группа исследователей. «Наша кафедра получила грант от Фонда содействия мировому наследию (Германия) на обследование (замеры, описание и краткую историческую справку) шести церквей для их дальнейшей номинации в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, — говорит Николай Бевз, заведующий кафедры реставрации и реконструкции архитектурных комплексов Национального университета «Львовская политехника». — Выделенных средств (EUR600-800 на одну церковь) было недостаточно, но мы выполнили работу по обследованию церквей в селах Ямна (Ивано-Франковская обл.), Петрашивка (Черновицкая обл.), Комарно (Львовская обл.) и городах Яворив, Дрогобыч и Свалява. Кроме того, в соавторстве с нашей группой украинский исследователь Андрей Кутный обмерял и исследовал еще четыре деревянных храма».
Все собранные материалы исследований были переданы в Украинский комитет ИКОМОС (Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест), а бюро комитета подало предложение в Государственную службу охраны культурного наследия Министерства культуры и туризма относительно номи- нирования этих десяти церквей в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Предложение было подано и поддержано еще в начале 2005 г. Сейчас, по словам Николая Бевза, ведутся работы по подготовке международной конференции в Украине на тему сохранения памятников деревянной архитектуры, на которой планируется обсуждение вопроса подготовки документации для номинирования группы деревянных церквей Карпатского региона в Список мирового культурного наследия.
Когда именно будет проведена конференция — неизвестно, поскольку существуют проблемы с ее финансированием. Да и неизвестно, захочет ли ЮНЕСКО включать украинские церкви в свой список, поскольку подобные экспонаты туда уже занесены. Так, еще в 1999 году ряд деревянных церквей в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО внесли румыны, а в 2002 г. подобными сооружениями обогатили список и поляки. По неофициальной информации, ЮНЕСКО старается не дублировать уже внесенные в список объекты, желая охранять лишь уникальные памятники культуры.
«Закарпатские церкви уникальны по своей архитектуре, так что присутствие в списке ЮНЕСКО польских и румынских церквей не должно мешать внесению туда же и украинских, — считает Владимир Вировбал. — Однако до того, как вносить их в список, нужно подготовить целый пакет документов, в т.ч. и на передачу церквей в собственность сельским общинам: паспорта, охранные договоры, исторические справки и т.д. Стоимость работ по подготовке такого пакета на один объект — около 15-25 тыс. грн. По времени подготовка документов занимает примерно месяц, и выполнить ее могут разве что специалисты, работающие в институтах «Укрзападпроектреставрация» и «Укрреставрация».
После окончания работ собранное портфолио должно оценить Министерство юстиции, после чего Государственная служба по вопросам национального культурного наследия передает его в Национальную комиссию Украины по делам ЮНЕСКО, откуда документация поступает прямиком в ЮНЕСКО. Однако даже если эта организация и согласится включить украинские церкви в свой список, праздновать победу будет рано, поскольку деньги на реставрацию церквей еще предстоит выпросить у заграничных благотворительных фондов и меценатов — сама ЮНЕСКО проекты не финансирует.
Можно, конечно, найти меценатов и без включения деревянных церквей в список ЮНЕСКО, однако это гораздо сложнее. В сентябре 2006 г. посольство США выделило грант в размере $37 тыс. на реставрацию старейшей сохранившейся в Закарпатье церкви XIV столетия в с. Колодное.
Остальные церкви пока вниманием похвастаться не могут, ибо Государственная программа сохранения и использования памятников деревянной сакральной архитектуры на 2006-2011 гг. существует сейчас лишь на уровне концепции, утвержденной Распоряжением Кабмина от 08.06.2005 № 183-р. «Правительство утвердило концепцию сохранения деревянных церквей, и сейчас разрабатывается сама программа. Однако для реставрации сооружений нужны немалые деньги, а потому основным органом, который будет решать этот вопрос, является Министерство экономики, — поведал «ВД» Александр Романченко, начальник управления памятников и объектов культурного наследия Государственной службы по вопросам национального культурного наследия. — Сейчас Программа находится в стадии согласования с Мин- экономики, однако я, честно говоря, не уверен, что ответ министерства будет положительным, ведь состояние памятников плачевное, и неизвестно, удастся ли найти такие средства на выполнение этой Программы».
Кстати, согласно Концепции Государственной программы сохранения и использования памятников деревянной сакральной архитектуры на 2006-2011 гг., на первом этапе Программы (2006-2009 гг.) предусматривается только разработка научно-проектной документации, и лишь на втором этапе (2010-2011 гг.) планируется «уточнение объемов финансирования и необходимых работ по консервации, реставрации, музеефикации и ремонту памятников». Причем каких-то дополнительных бюджетных средств на реставрационные работы не предусматривается: финансирование будет осуществляться в рамках бюджетных назначений, предусмотренных в госбюджете на определенные года Министерству культуры и за счет средств местных бюджетов.
Впрочем, решить проблему можно и без больших денег, и уж тем более без помощи ЮНЕСКО. По словам Владимира Вировбала, если реставрация церкви с привлече- нием профессиональных организаций уровня «Львовреставрации» обойдется в 640- 680 тыс. грн., то ремонт церкви силами бригады местных мастеров стоит 35-40 тыс. грн. Стоимость реставрации существенно уменьшается, если материал для перекрытия церквей (дранку или шинглю) не покупать, а изготовить из местного леса силами одного из шести еще оставшихся на Закарпатье старых мастеров, самому молодому из которых уже 72 года. Прецеденты такой реставрации местными бригадами мастеров уже были, и отреставрированные ими церкви простоят еще несколько десятилетий. А вот что будет лет через пять с теми церквями, которые не нужны сегодня ни государству, ни ЮНЕСКО, ни, собственно, эксплуатирующим их сельским общинам, — одному Богу ведомо.