Created with Sketch.

Новая мечеть и государственные мусульманские праздники: популизм или необходимость?

23.05.2020, 22:42

Большинство мусульман в Украине не иммигранты, а коренное население – и они хотят чувствовать себя в стране своими

Большинство мусульман в Украине не иммигранты, а коренное население – и они хотят чувствовать себя в стране своими

На днях во время встречи с представителями крымскотатарского народа (это была годовщина депортации крымских татар) из Офиса президента прозвучала инициатива строительства большой мечети и объявления двух мусульманских праздников государственными.

Чего в этих предложениях (которые некоторые успели назвать популизмом и заигрыванием с крымскими татарами) больше - исторической справедливости или политической целесообразности? Ведь в столице есть мечеть. Разве так много мусульман, чтобы они не поместились в одной мечети? Правильно ли увеличивать календарь еще и исламскими праздниками? Мы решили обсудить фактически анонсированные новации с религиоведами.

Игорь Козловский, религиовед, вице-президент Украинского центра исламоведческих исследований, член инициативы “Первое декабря”:

- Мы интересная страна, поликонфессиональная, мультирелигиозная. Мусульманский фактор всегда присутствовал в украинской истории. И это не только Крым, даже больше — история Крымской цивилизации, это и южные степи, и Восток. То есть, так или иначе, мусульмане в нашей истории присутствовали с самого начала возникновения государственности. Об этом писали и те, кто путешествовал в древнем Киеве.

Эту тему актуализировала оккупация Крыма, сейчас имеем большую плотность крымскотатарской общественности за счет тех, кто переехал после аннексии на континент.

Идея большой соборной мечети проговаривалась крымскими татарами давно с президентом Эрдоганом, который заявил о своей поддержке крымским татарам, и с президентом Зеленским. Это вопрос исторический, который последние события просто подталкивают к решению. Но поддержка крымских татар, актуализация вопроса – очень важный фактор в том числе для информационной войны с Россией.

Чтобы на оккупированной территории Крыма у крымских татар не было сомнений: Украина не только не забывает, а поддерживает их, держит их в фокусе своего внимания. Потому что Крым в последнее время отплывает в общественном сознании, этого нельзя допустить, в том числе политически.

На последней встрече президента с Меджлисом звучали разные вопросы, в том числе и вопрос мечети. Почему вопрос вынесен на столь высокий уровень? В регионах при вопросах о выделении земельных участков нашим общинам срабатывают стереотипы, непонимание. И, возможно, то, что этот вопрос подняли на встрече с президентом, это было скорее криком отчаяния, потому что все это на местном уровне не решалось очень долго.

Празднование религиозных праздников – это тоже часть этой политики поддержки и крымскотатарского населения, и той части других мусульман, которые занимают проукраинскую позицию и осознают свою принадлежность к украинской политической нации. То есть, это не только мусульманская религиозная идентичность, или этническая, мы фиксируем, что таким образом увеличивается доля вот такой гражданской идентичности. И это хорошо. Потому что мы сейчас находимся в долгой затяжной войне в разных формах с РФ, и нам необходимо поднимать уровень осознания ответственности за свою страну у представителей разных национальностей. И это осознание, что все они – часть украинской политической нации, нужно укреплять. Поэтому поддержка таких идей правильная.

У нас два празднования Рождества, потому что людей, которые празднуют Рождество 25 декабря, в процентном отношении не больше, чем мусульман. Поэтому мусульманские праздники, как государственные... Это можно расценивать как возможность и стремление к балансу и поддержку крымских татар в Крыму.

МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ МОГУТ БЫТЬ ВЫХОДНЫМИ ТОЛЬКО ДЛЯ МУСУЛЬМАН

Виктор Еленский, религиовед, профессор, в прошлом советник экс-премьер-министра Арсения Яценюка:

- В целом я поддерживаю высказанные инициативы. Что касается объявления государственными праздниками и выходными мусульманских праздников, я хотел бы вспомнить практику ряда европейских стран. Там для людей выделяется несколько условных выходных под религиозные праздники, а они уже сами могут выбрать дни, когда брать эти выходные. Поэтому я поддерживаю Курбан-байрам и Ураза-байрам, если это будет выходной только для мусульман. Мусульманский праздник не обязательно должен быть выходным для всех, потому что в Украине выходных даже многовато. Потому что, когда праздник выпадает на выходные, нам еще и добавляют этот день.

Кстати, до аннексии в Крыму в определенные мусульманские праздники там тоже были государственные выходные. Но президент хотел в день депортации что-то предложить крымским татарам. И пока, кроме таких жестов, как рекомендовать Эмине Джапарову в правительство и два государственных праздника – ничего не мог им предложить.

Что касается мечети для крымских татар, то об этом давно говорят и Мустафа Джемилев, и другие. Это не президентская прерогатива, потому что землю выделяет киевская громада. Впрочем, если он поможет татарам из личных средств, то это нормально, мы все им должны каким-то образом помогать. Но пока непонятно, как эти инициативы будут реализовываться. Потому что, опять же, за эти праздники должна голосовать Верховная Рада.

Нужна ли еще одна мечеть? У крымских татар религиозная и этническая составляющие тесно сплетаются. Я был свидетелем такой картины. В 1988 году я поехал в Крым от института философии, когда начали возвращаться в Крым крымские татары. Тогда была проблема, что не регистрировались крымскотатарские религиозные общины. Возле Красноперекопска мы увидели их вагончики, и то, как хоронили старого крымского татарина, все присутствующие были рады, что смогли довезти его из Узбекистана. Я вижу, как над ним мулла читает с тетради заупокойные молитвы, но тексты молитв написаны кириллицей. И их мула говорит:

- Наверное, вы думаете, что раз мы оставили тексты молитв кириллицей, то мы плохие мусульмане? Понимаете, мы так старались сохранить свою средиземноморскую идентичность. Мы, чтобы сохранить идентичность, даже пытались там (в Узбекистане) пить не чай, а кофе. Сейчас мы будем хорошими мусульманами.

Это просто иллюстрирует идентичность – это демаркационная линия.

Когда крымские татары вернулись из Узбекистана, за них начали соревноваться разные исламские лидеры. И саудиты, и турки. Лидеры Меджлиса внимательно за этим следили и в одной из их резолюций даже была фраза (передаю по памяти), что мы идем путем этого ислама, который будет отбрасывать наши традиции и наше понимание добра и зла. В этом смысле (мне кажется), что они заинтересованы в такой этнорелигиозной среде. И поэтому я за то, чтобы у них была своя мечеть.

Я НАДЕЮСЬ, ЧТО ХРИСТИАНСКИЕ ЛИДЕРЫ СФОРМИРУЮТ У ВЕРУЮЩИХ ПРАВИЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ МУСУЛМАНСЬКИХ ПРАЗДНИКОВ, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫХ

Саид Исмагилов, муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма»:

- Ислам - это такая же традиционная религия для Украины, как и православие, и католицизм. Исламу на территории Украины больше 1000 лет, потому что существовало исламское государство Крымское ханство, в котором ислам был официальной государственной религией и на государственном уровне отмечались мусульманские праздники. Таких главных праздников два: Рамадан-байрам (окончание поста Рамадан) и Курбан-Байрам (тогда совершаются хаджи в священную Мекку).

Поэтому ислам для Украины — традиционная религия, хотя в некоторых регионах мусульман небольшое количество. Но то, что государство хочет пойти навстречу и сделать мусульманские праздники праздничными днями, будет воспринято нашим сообществом очень одобрительно. Мы и сами инициировали такие празднования. Мы не знаем, как отреагирует на это украинское общество, думаю, что это будет зависеть от позиции церковных лидеров. Надеюсь, что они смогут донести до своих верующих, что в Украине есть мусульмане и можно пойти им навстречу. Здесь важно, чтобы духовные и религиозные авторитеты отнеслись с пониманием к этому факту.

Мы еще не знаем, в каком формате Офис президента будет работать над введением мусульманских праздников. Мы знаем, что часть христианских праздников являются выходными, а часть таковыми не являются. Это еще дискуссионный вопрос, как мусульманские праздники станут частью праздничного календаря. Но мусульманские праздники – это не фиксированные даты, каждый год они продвигаются на десять дней вперед. Поэтому, как нет проблем с христианским праздником Пасхи, у которого тоже каждый год другая дата и место в календаре, так же и с мусульманскими праздниками. А будет ли это выходной для всех или только для мусульманского сообщества, это дальше еще будет определяться.

Теперь относительно строительства мечети. Начнем с того, что культовых сооружений, сооружений религиозного назначения в Киеве очень не хватает. Чаще всего мусульманские общины Киева используют приспособленные помещения или арендованные. Они приобретены или арендованы, но не выглядят как мечети снаружи, они просто оборудованы так, чтобы там происходили мусульманские богослужебные практики.

До карантина, когда мы собирались на пятничную молитву, люди просто на улице молились. Помещений категорически не хватает. И если будет построена мечеть, то это будет приветствовать вся мусульманская община, люди смогут молиться не в приспособленных помещениях, а в культовом сооружении, которое будет выглядеть как культовое сооружение.

Новая мечеть сможет стать визитной карточкой Киева как современного европейского города. Большинство украинских мусульман – это не иммигранты, это свое, коренное население, крымские татары. Кроме того, немногие знают, что внутри ислама есть свои направления, как и в христианстве. Протестанты не будут ходить к православным, а православные к католикам. В Киеве есть мечеть, рассчитанная на большое количество людей, но большинство мусульман туда не ходит.

В новую мечеть будут ходить все традиционные мусульмане – сунниты, которыми являются не только крымские татары, а также турки, выходцы из арабского региона. Поскольку Меджлис крымскотатарского народа имеет своих представителей во власти, они берут на себя миссию обсудить это с государственными деятелями.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИСЛАМА И ИУДАИЗМА ЖИВУТ В УКРАИНЕ МНОГО ВЕКОВ

Антон Дробович, глава Института Национальной памяти:

- Представители ислама и иудаизма живут в Украине много веков, для этих религий на территории Украины произошло много разных переплетенных исторических событий, здесь были важные для них движения и персоналии. Исторически для строительства мечети точно есть основания. А вот что касается необходимости строить мечеть или синагогу, здесь нужно учитывать, сколько их в данном городе и есть ли потребность у представителей общины.

Например, если представителей ислама 0,4-0,5 процента, где-то 400-500 тысяч в Украине, соответственно следует смотреть, какая потребность граждан у представителей ислама в мечети. Соответственно, если такая потребность есть, религиозные организации поднимают этот вопрос и президент готов поддержать, то действительно это хороший знак, потому что Украина — поликонфессиональная страна. Поликонфессиональная страна, где каждая община придерживается законов и мирным способом отправляет свои ритуалы и практики и может получить поддержку государства. Поэтому здесь первая и самая важная проблема — изучить, есть ли потребность.

Что касается исламских праздников как государственных, то действующий кодекс законов о труде предусматривает, по представлению религиозных общин, что руководители предприятий и учреждений могут предоставить до трех дней отдыха сотрудникам, которые исповедуют религии, предполагающие определенные дни, которые являются праздничными.

Ранее Институт нацпамяти разработал проект закона о Государственных и других праздниках для упорядочения этой истории. И это касается исторической памяти, потому что если мы действительно живем вместе (хотя большинство населения страны – православные, потом католики, потом протестанты, и только потом – ислам и иудаизм), и если для христиан предусмотрены выходные, то для равнозначного отношения можем предоставить такую возможность и представителям других религий. Нужен ли специальный указ? Если есть потребность у граждан, то можно указом. А можно пойти и дальше – и поставить в перечень сессии Верховной Рады законопроект.

Но сам факт — хороший знак для общества и признак того, что нет у нас религиозных проблем и мы консолидированы для общения между религиозными организациями и руководством государства. Это очередное проявление здоровой гражданской коммуникации.

Опрашивала Лана Самохвалова

"Укринформ", 21 мая 2020

Читайте также