Первую ханукальную свечу зажигают сегодня вечером иудеи
Отмечают Хануку 8 дней. Она не является храмовым праздником, о нем не говорится в Священном Писании. Ханука относится к историческим праздникам, который приобрел много своих традиций и является одним из самых почитаемых иудеями.
Главный ритуал – зажигание ханукальных свечей в честь чуда, которое произошло в Иерусалимском храме после восстания Маккавеев в середине II в. до н.э. Тогда, во время правления над Иудеей Антиоха IV Епифания, иудеям запретили проводить в Иерусалимском храме служения, поклоняться единому Богу. И для того чтобы «облегчить» эллинизацию евреев, в 168 г. до н.э. на жертвеннике разрушенного его воинами храма царь собственноручно сварил свинью, тем самым осквернив жертвенник. А во дворе храма приказал поставить скульптуру Зевса.
Против таких действий царя восстал священник Матафии Гасмоней, в гневе он убил предателя, который уже готов был принести жертву Зевсу. У священника было 5 сыновей, они напали на солдат, посланцев царя, и перебили их. Тогда он и его сыновья ушли в горы, где возглавили партизанскую войну «за Единого Бога». Предводителем восстания после смерти Матафии стал его средний сын Иегуда по прозвищу «Молот» (на иврите Маккаби или Маккавей) – отсюда восстание получило название Маккавеи.
В течение трех лет повстанцы одержали ряд побед и освободили от Селевкидов часть Иудеи, в т.ч. Иерусалим. Повсюду они разрушали языческие жертвенники. А зайдя в освобожденный храм, они увидели, что храмовая менора осквернена или испорчена. Поэтому они сделали новую символическую менору, использовав для этого восемь боевых копий. Таким образом, это был символический знак превращения оружия в символ мира, о чем говорил пророк Исаия. Этот светильник неоднократно упоминается в Талмуде (РхШ, 24б; АвЗар, 43а; Мэн. 28б).
В переводе слово «ханука» означает «обновление», или «новоселье» (ханукат га-байт).
Зажигание свечей во время Хануки происходит, согласно Талмуду, «сразу, как начнет темнеть и прохожие начнут покидать улицы». При этом провозглашается благословение на зажигание свечей и на чудо, которое произошло. А в первый вечер праздника добавляется благословение и на время (ше-гехияну – благодарность Богу, что дал дожить до этого дня и выполнить эту миссию). После этого читается отрывок из трактата Софрим, в котором объясняется, в чем заключается мицват нер Ханука -– заповедь ханукальной свечи.
В молитвах праздничных дней упоминается чудо Хануки и провозглашается победа малых над большими, слабых над сильными, света над тьмой.