• Главная
  • Новости
  • «Политическая религия» УПЦ (МП) навредила Церкви, – архимандрит Кирилл (Говорун)...

«Политическая религия» УПЦ (МП) навредила Церкви, – архимандрит Кирилл (Говорун)

16.02.2018, 12:20
«Политическая религия» УПЦ (МП) навредила Церкви, – архимандрит Кирилл (Говорун) - фото 1
Использование идеологии «русского мира» во время агрессии России в Украине навредило Церкви, убежден религиозный деятель.

«Я был категорически против идеологемы «русского мира», которая зарождалась еще до войны на востоке Украины и которая стала главным инструментом агрессии против Украины», – отметил в интервью «Голосу Америки» архимандрит Кирилл (Говорун), который теперь преподает в университете Лойола-Меримаунт в Лос-Анджелесе в США. Об этом информирует Радио Свобода.

Комментируя ситуацию в Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) накануне войны, когда Кирилл возглавлял отдел внешних церковных связей этой Церкви, он отметил: «Я был тогда в Москве, работал со Святейшим Патриархом (Московским – ред.) и пытался донести ту мысль, что с Украиной нельзя вести дело в силовом порядке, через принуждение... Нельзя принуждать украинский народ».

Использование идеологии «русского мира» во время агрессии России в Украине навредило Церкви, убежден религиозный деятель.

«На мой взгляд, то, что произошло в Украине, когда Россия выступила с агрессией, и выступила именно на основании нарратива «русского мира», сконструированного Церковью, очень навредило самой Церкви – и в России, и в Украине. Идеологема «русского мира» стала синтезом религиозного элемента и политического. Того, что я бы назвал «политической религией», – отмечает архимандрит.

Архимандрит Кирилл верит, что участие в событиях на Майдане в 2013–2014 годах сблизила Церкви Киевского и Московского патриархатов в Украине, но после начала агрессии против Украины, наоборот, ментальное и психологическое расстояние увеличилось.

Ситуация, когда священники УПЦ (МП) в Запорожье отказались отпевать двухлетнего мальчика, погибшего при трагических обстоятельствах, только потому, что он был крещен в УПЦ КП, показала отсутствие контакта между Церковью и обществом, отмечает деятель.

«Сейчас УПЦ (МП – ред.) находится в информационном пузыре, который сама создала, и этот пузырь не позволяет ей чувствовать общественные процессы, состояние общества. Эпизод в Запорожье стал проявлением отсутствия контакта между Церковью и обществом. Украинская Церковь (УПЦ (МП) – ред.), как мне кажется, находится сейчас в наибольшей удаленности от общественных запросов», – утверждает он.

По мнению архимандрита, преодолеть это расстояние может помочь «сочувствие, то есть способность откликаться на боль, на страдания, на трагедию».

Автокефалия могла бы стать одним из вариантов решения проблемы, но он не верит, что это гарантирует успех.

«Она может привести и к негативным последствиям для Украины. Что видят люди, которые ходят в православную церковь? Они видят, что церковь посылает сигналы, которые не соответствуют тому, что они чувствуют. Человек хочет ходить в церковь, ведь сигналы, которые она транслирует, вступают в конфликт с его совестью. И у человека есть выбор: или он вообще уходит из церкви, или подавляет совесть, закрывает глаза. Это вызывает деформацию внутри человека, то есть хороших решений здесь нет. Я не уверен, что, если будет автокефалия, человек будет все время чувствовать мир в душе. Хотя для многих именно автокефалия могла бы стать решением бремени для совести», – считает архимандрит.

Говоря о состоянии православной церкви в России, архимандрит сказал, что наблюдается очень опасная легитимизация сталинизма, которая, по его мнению, является «суицидальной для церкви».

«Сталин уничтожал церкви. Те, кто подписывается под этой риторикой, становятся соучастниками уничтожения Церкви. Личность Сталина – важная часть «политической религии» в России. Каждая «политическая религия» имеет свой пантеон, свой иконостас. Раньше в России важную роль в этом пантеоне играла личность царя Николая II. Сейчас формируется новый пантеон, и более мягкие фигуры в нем заменены фигурами более суровыми. Причем иногда такими, которые не совместимы друг с другом: Иван Грозный и Сталин, царь и антицарист. Они вместе бок о бок в этом пантеоне», – обращает внимание архимандрит.

Чтобы Церковь стала положительным фактором в решении конфликта России с Украиной, прекращении военных действий и изменении политики России относительно Украины, она должна, считает архимандрит Кирилл, называть вещи своими именами и покаяться.

«Задача Церкви – назвать насилие насилием, ложь – ложью, правду – правдой. Надо начать с того, чтобы назвать войну войной, агрессию – агрессией, жертву – жертвой, а агрессора – агрессором. А дальше уже выстраивать риторику, которая объединяет. И я думаю, что без покаяния в этом процессе не обойтись. В частности, тех церковных лидеров, которые поддерживали эту агрессию, которые выступили ее рупорами. Если это невозможно, тогда невозможно говорить и о примирении», – отмечает архимандрит Кирилл.