• Главная
  • "Дискуссия, которая возникла на предсоборном собрании, свидетельствует о демократичности и соборности УПЦ, а также о возможности высказаться в присутствии Предстоятеля кому-угодно и о чем угодно"...

"Дискуссия, которая возникла на предсоборном собрании, свидетельствует о демократичности и соборности УПЦ, а также о возможности высказаться в присутствии Предстоятеля кому-угодно и о чем угодно"

04.02.2009, 20:09
"Дискуссия, которая возникла на предсоборном собрании, свидетельствует о демократичности и соборности УПЦ, а также о возможности высказаться в присутствии Предстоятеля кому-угодно и о чем угодно" - фото 1
В гостях владыка Александр (Драбинко), епископ Переяслав-Хмельницкий Украинской Православной Церкви, викарий Киевской Митрополии, секретарь Предстоятеля УПЦ, главный редактор официального сайта УПЦ.

Александр (Драбинко)В гостях владыка Александр (Драбинко), епископ Переяслав-Хмельницкий Украинской Православной Церкви, викарий Киевской Митрополии, секретарь Предстоятеля УПЦ, главный редактор официального сайта УПЦ.

Основная тема веб-конференции: Украинская Православная Церковь после выборов нового Патриарха Московского


22. Валерий, [email protected]  

—Владыка, я поддерживаю Вас и Вашу деятельность, помогай Вам господь. Вопросы такие.

1. Будет ли наша церковь принимать более решительные шаги для диалога с другими украинскими церквями с целью ликвидации раскола?

— Cердечно благодарю за Ваше понимание и поддержку. С 2005 года УПЦ возобновила свой диалог с УАПЦ. Имели место и встречи нашего Предстоятеля, а также других иерархов нашей Церкви с представителями УПЦ КП. Однако для того, чтобы диалог приближал нас к единству необходимо, чтобы он имел общецерковный характер. Поэтому в диалоге важное значение имеет не только «решительность» наших шагов, но и то, насколько наши усилия поддерживаются полнотой Церкви.

2. Когда будет прекращено превращение церкви в политическое православие, идеологом которого является одесский митрополит Агафангел?

— Церковь невозможно превратить в «политическое православие» либо какую-либо другую идеологию. Феномен «политического православия» был осужден на Архиерейском Соборе УПЦ в декабре 2007 года, постановления которого были подписаны всем епископатом нашей Церкви, включая указанного Вами митрополита Агафангела. Если же Вы находите, что он делает что-либо вопреки своей подписи, то Вам необходимо привести конкретные свидетельства и обратить к глубокоуважаемому мною Высокопреосвященнейшему владыке Агафангелу лично.

3. В каком состоянии находится вопрос по рассмотрению "дела" гетмана Мазепы?

—Этот вопрос согласно решению Священного Синода находится на изучении Богословской комиссии УПЦ и Киевской Духовной Академии. От себя лично могу сказать, что данный вопрос должен рассматриваться исключительно в богословской, а не политической плоскости.

4. Будут ли проводиться богослужения на украинском языке? Спасибо.

—На этом вопрос я уже дал ответ ранее. При желании большинства членов общины молиться на украинском языке, настоятель может получить на это благословение у своего правящего архииерея.


21. Марк, Киев

— Владыка, скажите пожалуйста, что Вы думаете на счет того, чтобы богослужение совершать параллельно со славянским еще и на украинском и (или) русском языке? Ведь же это достаточно актуально, такой вопрос давно Назрел и даже, по-видимому, уже и Созрел. Такой шаг однозначно послужил бы к большой пользе Церкви и неплохо бы вписался в миссионерский курс, который избран для Церкви новым патриархом Кириллом. Благодарю.

— В связи с тем, что нет однозначного отношения к совершению богослужения на украинском или русском языках параллельно со совершением богослужения на традиционном церковно-славянском, считаю, что его не стоит навязывать, но и не нужно запрещать. Это и будет миссионерским подходом. Большинство парафий и верных Украинской Православной Церкви убеждены в том, что языком молитвы является язык церковно-славянский. Нет никаких проблем чтоб по благословению управляющего архиерея совершать на той или иной парафии богослужения на любом национальном языке. Кстати в некоторых парафиях УПЦ служат и на украинском, и румынском, и грузинскои и на других национальных языках.


20. Константин, Чернигов

— Владыка, здравствуйте. Как вы можете прокомментировать такие слова?: «Никакого подтверждения статуса УПЦ МП на Соборе не произошло. Собор на словах и самим действием подтвердил право Архиерейского собора вносить в Устав РПЦ, в котором описаны права УПЦ МП, изменения и дополнения с немедленным вступлением их в силу. Так что в любой удобный момент Архиерейский собор РПЦ может отменить статус самоуправления УПЦ МП или изменить его так, что этот статус будет формой без содержания. Например – достаточно внести в Устав формулировку о том, что решения Синодов и Соборов УПЦ одобряются (утверждаются, благословляются – не суть важно) Московским патриархом – и УПЦ МП автоматически превратится в Украинский экзархат. Пусть не по названию –но по сути. Кто-нибудь сомневается, что Архиерейский собор РПЦ утвердит такой Устав, если это предложит патриарх Кирилл?»

—Не будем забегать вперед и говорить о гипотетически возможных изменениях чего-либо. В определениях Архиерейских Соборов РПЦ 2000 и 2008 года, которые были утверждены нынешним Поместным Собором, говориться, что УПЦ достойно несет свое служение под руководством Блаженнейшего Митрополита Владимира в своем нынешнем статусе. Не думаю, что при Патриархе Кирилле, УПЦ не будет справляться со своим служением, что могло бы повлечь за собой изменение ее статуса, ее прав и обязанностей. Даже если это и предположить, то уверен, что среди епископата найдутся архиереи, которые возвысят свой голос в защиту нынешних прав УПЦ.

Считаю, что определение нынешнего Поместного Собора РПЦ поставило точку в этом вопросе. И дальнейшие разговоры на эту тему являются беспочвенными и бесплодными.

— В Благословенной Грамоте Алексия 2-го звучит : «..благословляем...быть отныне УПЦ независимой и самостоятельной в своём управлении.» А вот что сие означает – расшифровывается именно в уставе РПЦ. Или снова возникнут споры юристов: чьё министерство юстиции круче —украинское или РФ? как было в начале минувшего года по поводу регистрации Устава УПЦ. Спасибо за ответ.

—Томос есть Томос, а Устав есть Устав. И хочу заметить, что не случайно в нынешнем Уставе РПЦ упоминаемая Вами Благословенная Грамота Патриарха Алексия именуется Томосом (ст. 8 п. 18), думаю врядли у кого-нибудь подымится рука на отмену документа, подписанного приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием ІІ, за который ему вся Украинская Православная Церковь сыновне благодарна.


19. Михаил, Луганск

—Ваше Преосвященство, что слышно по поводу объеденительных инициатив Донецкого архиерея УПЦ-КП Юрия и части его епархии под юрисдикцией УПЦ? Эта тема довольно живо обсуждалась в недавнее время, а сейчас никакой информации.

—Священный Синод принял во внимание заявление бывшего правящего архиерея Донецкой епархии УПЦ КП, однако, окончательное решение по этому вопросу принято не было. Смерть Святейшего Патриарха Алексия и избрание нового Патриарха отвлекли от внутренних дел УПЦ. Надеюсь, этот ответ будет дан в обозримом будущем, исходя из новых реалий бытия нашей Церкви. Сейчас этот вопрос изучает Отдел внешних церковных связей УПЦ и Комиссия по восстановлению церковного единства.


18. Святослав

—Владыка Александр, когда прогнозируется проведение очередного Поместного собора УПЦ?

— Поместный Собор – это не очередная сессия Верховной Рады, потому и собирается он не по графику, а тогда, когда возникает необходимость принять решение всей Полнотой Украинской Православной Церкви. На сегодняшний день вопросов, которые бы требовали проведения очередного Поместного Собора не имеет. Но таким поводом могло бы стать желание вернуться из раскола в лоно Матери-Церкви всей полноты тех, кто отошел.


17. Игорь, г. Ивано-Франковск

— Преосвященный Владыка! Благословите! Скажите, пожалуйста, возможно ли в будущем употреблять в некоторых храмах церковно-славянский язык с украинским произношением, как это было когда-то в Украине, как зафиксировано в украинской литературе, в частности у классиков Кулиша, Нечуя-Левицкого, Шевченко и др., и как на Галичине употребляли с 1946 по 1989 год и до сих пор употребляют? Спрашиваю потому, что с болью прочитал недавно статью о том, что в столице Украины нет ни одного украиноязычного храма УПЦ.

— В Киеве есть несколько общин, где, по просьбе парафиян, частично употребляется украинский язык. Что же касается произношения, то на этот вопрос я уже ответил. Я лучшим считаю совершать богослужения на украинском языке, чем «с произношением». Изменение произношения скорее запутывает чем просветляет, поскольку является необычным для слуха. Если к церковнославянскому языку мы привыкли и выучили его, украинский знаем и владеем им, то язык с произношением является новым и необычным для тех регионов, где нет такой традиции. А если традиция есть, то пусть и будет. И никто этого не отрицает.


16. Протоиерей Евгений, издание Uaoc.Net, [email protected]

— Благословите, Владыка! Ваше Преосвященство! Скажите пожалуйста, как лично Вы реагируете на активность и реакцию Киевского Патриархата относительно последних событий в Москве, и если известно —какова была судьба обращения Синода КП к Поместному собору Русской Православной Церкви и личного обращения Патриарха Филарета к Святейшему Патриарху Кириллу? Спаси Вас Господи!

— Судьба обращений мне не известна, поскольку я не являюсь сотрудником Патриархии и не был в составе комиссии по подготовке Поместного Собора. А на Соборе оно не было озвученно и не рассматривалось. Вчера в интернете ознакомился с его содержанием. Форма документа очень красивая, а характеристику того, что в нем написано, может дать лишь тот, кому он адресован. Однако от себя могу сказать лишь одно, что уже сам факт появления данного Обращения является, по-видимому, чем-то новым во взаимоотношениях между канонической Церковью и теми, кто от нее отошел. Вижу в факте его появления проявление упреков совести и неуверенности в собственной канонической самодостаточности, о которой постоянно говорит «Киевский патриарх».


15. Роман

— Уважаемый владика, всем известно, что украинцы и белорусы называли себя русинами, а свой язык – русским. Об этом свидетельствуют исторические источники и летописи, и это касалось как и Надднепрянщины, так и Галичины. Известно тоже, что и россияне, хотя и не называют себя русинами (но русскими), называют свой язык русским. Возникает вопрос: какой же тогда язык является действительно русским, существует ли два русских языка и два русских народа? Какова Ваша точка зрения относительно этого языково-исторического феномена?

— Уважаемый Роман, по своемуобразованию и роду деятельности я не являюсь филологом, и, к большому сожалению, не занимался вопросом, о котором Вы говорите. Обязательно постараюсь найти время, чтобы изучить его и для себя. Мне кажется, что это вопрос теоретический, а не практический, потому что сегодня есть и украинский, и русский, и белорусский языки, которые развиваются по своим законам.


14. Андрей

— Почему вашу церковь вы называете "украинской", если в ней все русифицировано (богослуження, язык, традиции, обряд)?

— Церковь называется Украинской, поскольку вмещает в себе всех православных, которые населяют сегодня административную территорию Украины: не только украинцев, но и представителей всех национальностей. Так как они все себя называют украинцами, так и УПЦ называет себя украинской. Относительно «всего русифицированного» отмечу, что богослужение у нас греческое, язык – церковнославянский, традиция и обряд – с украшением и особенностями того региона, где действуют парафии УПЦ. Желаю для изучения этого вопроса и расширения своего этнокультурного кругозора отправиться в паломничество по разным регионам. Ваш вопрос теоретический. Желаю, чтобы Вы сами получили на него практический ответ.


13. Владимир

— Владыка, благословите. Почему на официальном сайте УПЦ не было материалов о проекте обращения Предсоборного Совета УПЦ, что готовился на рассмотрение Поместным Собором РПЦ? "Проговорился" об этом документе только сайт "Православ'я в Україні", да и то с ссылкой на "Киевскую Русь", а та на "Единое Отечество". Что за этим стояло на самом деле?

— Обращение не готовилось, а был проект резолюции собрания делегатов. Поскольку она была зачитана и состоялась дискуссия не по теме, в результате чего резолюция не была принята, то и официальный сайт УПЦ воздержался от публикации.

В действительности в резолюции шла речь о том, что и было принято Поместным Собором РПЦ. Проект упомянутой Вами резолюции был подготовлен исключительно на основании и положениях, которые изложены в Определении об Украинской Православной Церкви Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ в 2000 году, который проходил под председательством в настоящее время покойного Святейшего Патриарха Алексия.


12. Кир-16й

— Как думаете, будут ли теперь предприняты попытки рейдерского захвата УПЦ через отрешение митр. Владимира? Или ждать "эстонский вариант" развития событий? Как показало предсоборное совещание —вцелом епископат УПЦ непредсказуемо ненадёжен...

—Приснопамятный старец Зосима (Сокур) в свое время говорил, что у Русской Церкви сегодня лишь два столпа. Это отошедший ко Господу Святейший Патриарх Алексий и Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир. Блаженнейший Митрополит Владимир сегодня является безальтернативной по авторитету и влиянию фигурой в Украинском Православии. Более того, как Предстоятель УПЦ Митрополит Владимир пользуется безукоризненным авторитетом и в мировом православии. Поэтому поднятый Вами вопрос отношу к сфере болезненных политико-православных фантазий. За все годы предстоятелького служения Блаженнейшего Митрополита Владимира ни один епископ УПЦ не уклонился в раскол. Что же касается предсоборного совещания, то оно лишь засвидетельствовало о той степени свободы, действительной соборности и открытости, которая стала возможной при предстоятельстве Митрополита Владимира. Дай Бог всякой Церкви такого Предстоятеля.


11. Сергей

— Благословите! 1. Скажите, по вашему, произойдут изменения в отношениях Вселенской Православной Церкви и различными раскольниками, сектантами и еретиками после выбора нового Патриарха Московского и всея Руси (некоторые из сект уже начали публично поздравлять Патриарха, а раскольники (УПЦ КП) говорить о его "неоднозначности"?

—Как участник Поместного Собора помню слова, сказанные Святейшим Патриархом Кириллом о том, что он не хотел бы войти в историю реформатором, а хотел бы продолжить тот курс, который церковный корабль избрал при Святейшем Патриархе Алексии и его предшественниках.

2. Как Вы можете оценить вероятность появления в Украине Константинопольской юрисдикции на базе УАПЦ, части УПЦ КП и части УПЦ МП? и в противовес этому — появление чисто Московской юрисдикции во главе с м. Агафангелом и его группировкой, которая ориентируется сначала на Москву, а уже потом —на Бога?

—Такое развитие событий вероятно лишь в результате существенного кризиса в УПЦ. Однако до тех пор, пока во главе нашей Церкви стоит Блаженнейший Митрополит Владимир, я уверен, что такое развитие ситуации маловероятно.

3. Будет ли продолжено создание новых епархий в Одесской, Харьковской, Николаевской областях и Крыму?

—Этот вопрос относится исключительно к компетенции Священного Синода УПЦ, который действует, верим, водимый Духом Святым. Все решения, которые принимает Священный Синод принимаются исключительно из церковной целесообразности.


10. Иеромонах Мануил, Уневская Лавра, УГКЦ

— Ваше Преосвященство, 1) не считаете ли Вы, что о греко-католиках недостаточно информации среди верных ПЦ (например, два инока из Соловков два года тому назад сказали, что "униаты не имеют Евхаристии и иконостасов") но даже иерархии (владыка Мелетий Хотинский, будучи в Уневе, сказал, что знает об УГКЦ лишь из писаний "подгорецких отцов")?

— По моему мнению, мифы и неправдивая информация распространяются не только среди православных по отношению к греко-католикам, но и наоборот. В этом не трудно убедиться, читая форумы и комментарии на РИСУ.

2) и такое, более личное: не считаете ли Вы, что обязательное условие пострига в мантию перед хиротонией в архиереи в ПЦ делает монашество (для этого лица) чем-то искусственным? Ведь и так нынешние иноки нередко является слабыми, а тем более когда ты знаешь, что монашество лишь "средство". Благодарю за Вашу деятельность!

— Такая традиция характерна не для всех Православных Церквей. Например, в Элладской Церкви почти все архиереи имеют лишь постриг в рясофор. Таким образом, в этом отношении имеем две практики. С другой стороны, считаю, что не условие обязательного принятия монашества перед архиерейской хиротониею, а внутренний духовный мир монаха, делает такое монашество настоящим или искусственным. Наверное, было бы не этично приводить имена архиереев нашей Церкви (надеюсь, и без того известные Вам), которые, несмотря на обязанности по управлению епархиями, остаются настоящими монахами. Монашество в Украинской Православной Церкви является многочисленным и каждый избирает монастырь согласно своего церковного призвания. В монастырях УПЦ можно найти удовлетворение любых духовных потребностей. Нельзя всех «постригать» под одну гребенку. У каждого свои духовные силы, потребности, возможности. А Церковь соединяет нас разных в любви Христовой.


9. Клирик УПЦ

— Владыка, прокомментируйте пожалуйста следующие высказывания Кирилла Флорова о Поместном Соборе и статусе УПЦ МП: "В связке с "крединами" действуют и украинские раскольники, пытаясь посеять у паствы канонической Церкви недоверие к новоизбранному Патриарху, пытаясь "впарить" ложь о том, что Поместный Собор, якобы, окончательно утвердил независимый и самоуправляемый статус УПЦ и что это, якобы, результат договоренностей УПЦ МП с новым Патриархом. Это ерунда. Самые последовательные "кирилловцы" на Поместном Соборе — это как раз противники дальнейшей автономизации УПЦ (блистательные одесситы). Собор сохранил статус-кво в украинском вопросе и не принимал специального постановления об утверждении Томоса о самоуправлении УПЦ. Подтвердив решения предыдущих Архиерейских Соборов, Поместный Собор подтвердил и те их решения, согласно которым окончательное решение украинского вопроса передается Поместному Собору. Речь идет об очередном Поместном Соборе, ибо сейчас прошел внеочередной — для избрания Патриарха. А когда будет очередной? Надеюсь, что никогда". На самом ли деле так нужно понимать утверждение устава РПЦ, согласно которому (Гл 8,18.)УПЦ является самостоятельной в управлении? Благодарю.

—Все, что говорит Кирилл Фролов в приведенном Вами тексте, похоже на словесную диарею. А Поместному Собору и новоизбранному Патриарху верю. И лишь Определения Поместного Собора РПЦ являются для меня авторитетом и имеют безоговорочное каноническое значение.


8. Верующий

— Каковы в настоящий момент перспективы уврачевания разделения в Украине и какие из них конкретно планирует развивать УПЦ (МП)? Каково состояние вашего диалога с представителями УПЦ (КП)? Какова точка зрения Патриарха Кирилла на ситуацию в Украинском православии? Благодарю.

— Митрополит Кирилл, возглавляя ОВЦС до своего избрания Патриархом, имел достаточно информации о том, что происходит в Украинском Православии, и замечательно знает о его нынешнем состоянии. Новоизбранный Патриарх осознает, что раскол в Украине — это не только проблема УПЦ и ее Священноначалия. Это проблема всей Русской Православной Церкви. Следовательно и уврачевание раскола будет первоочередным заданием новоизбранного Патриарха.


7. Гражданин Украины

— Вас не оскорбляет частое появление в печати циничных заявлений в адрес украинцев и Украины протоиереев Дмитрия Сидора из Закарпатья и Андрея Ткачева из Киева? Их не устраивают не только руководители страны, которых они открыто призывают «не любить», но и сама Украина как государство, которому они желают исчезновения ("туда ей и дорога", как сказал протоиерей А.Ткачев). Почему Московский патриархат наказывает за подобную экстремистскую деятельность своих клириков в России и смотрит сквозь пальцы на это в Украине?

—Приведенные Вами цитаты и меня, как гражданина Украины, оскорбляют. А правовую оценку их деятельности должно давать государство. Клириков же в Украине за политические взгляды не наказывают. Но если соответствующими правовыми органами их деятельность будет признана преступной, то в след за уголовной ответственностью может последовать и каноническая. Однако, как свидетельствует история, не всегда уголовная отвественность является справедливой (вспомним новомучеников). Однако новомученики страдали не за политические идеи, а за Христа.


6. Grauer

— Можно прояснить ситуацию с существованием в УПЦ пресс-службы Василия Анисимова? Вопросы такие: кому она подчиняется? выражает ли она точку зрения УПЦ? если да, то тогда почему таким оскорбительным и развязным способом (даже по отношению к членам и священнослужителям своей же Церкви)? в чем разница между пресс-службой Василия Анисимова и пресс-службой одесской общественно-политической организации "Единое отечество", ведь контент у обеих фактически один и тот же? почему бы не объединить эти две службы в одну, чтобы не было путаницы?

—Статус структуры, которую возглавляет Василий Семенович Анисимов, уточняется. Единственным официальным сайтом УПЦ, в соответствии с решением Священного Синода, является сайт www.orthodox.org.ua, а официальным печатным органом – «Церковная православная газета». Пресс-секретарем Предстоятеля УПЦ является прот. Георгий Коваленко. Официальной информационной структурой в УПЦ, которая занимается работой со СМИ от имени УПЦ, является возглавляемый им Синодальный отдел «Мисия духовного просвещения». Остальное –это околоцерковная самодеятельность.


5. Читатель

— Некоторые поговаривают "о роли молодых секретарей", которые влияют на своих архиереев. В качестве примера называют вас, к которому, мол, прислушивается митрополит Владимир. Или взять Одесского митрополита Агафангела, у которого есть активный молодой секретарь протоиерей Андрей Новиков. Насколько велика такая зависимость? Достаточно ли у епископов других источников информации, кроме своих помощников? Что например читает митрополит Владимир и принимает ли он людей с разными взглядами на известные вопросы?

— Блаженнейший Митрополит Владимир лично просматривает корреспонденцию и делает соответствующие резолюции, смотрит информационные программы всех ведущих телеканалов, дает интервью и записывает «Пастырское слово» для телепрограммы «Мир Православия». Еженедельно ему готовится обзор всех публикаций в СМИ (печатных и электронных) на церковную тематику. Блаженнейший, когда в Киеве, ежедневно лично осуществляет прием людей разных как за социальным статусом, так и по своему мировоззрению. О чем нередко можем читать в православных и светских СМИ различных направлений. Многие удивляются его трудоспособности, ибо в прошлом году он совершил около 60 пастырских визитов в епархии УПЦ, где с ним могли общаться все желающие. Более публичного и открытого человека, который с ответственностью относится к возложенных на него Церковью обязанностями, в нашем государстве, думаю, нет.

А секретарь для того, чтобы никакие поручения Блаженнешего не были забыты и никто, пришедший к Митрополиту, не был обделен его вниманием. Это техническая работа и опыт, за который я благодарен Богу и Блаженнейшему Митрополиту Владимиру.

О других епископах, секретарях и их роли сказать не могу.


4. Марк (США)

— Ваше Преосвященство!

Теперь статус был подтверджен Собором, может ли УПЦ-МП вести с Цареградом переговоры о единении с другими ветвями украинского православия и автокефалии? Почему Московский престол не хочет признать автокефалию УПЦ?

— Уважаемый Марк,

Отношение к возможной украинской автокефалии, кстати, не является неоднозначным. Киев никогда не был Патриаршим престолом, но это никоим образом не унижает его чести как «матери городов Русских». И этот статус за ним признают все. Право чести Киева было засвидетельствовано и во время недавней интронизации. Именно Киевский Митрополит спрашивал новоизбранного Патриарха о его готовности взять на себя ответственность за всю Русскую Церковь.

Каноническая территория Московского Патриархата – это также каноническая территория Церкви древней Киевской Руси. Этно-политический принцип считаю неуместным в данном случае. Сегодняшний Московский Патриархат – это исторически киево-московская Церковь.

Считаю уместным принцип – « кто разделяет– тот теряет ».

Думаю, что если Русская Православная Церковь на просторах Российской Федерации будет иметь такую же независимость, как сегодня УПЦ в Украине под проводом Блаженнейшего Митрополита Владимира, то отпадет и сама идея украинской автокефалии, которая зародилась на политической почве.

Хочет ли этого большинство епископата?

— Большинство епископата хочет не комсомольского: «Жизнь – борьба, в борьбе счастье!», а выполнение своих архипастырей обязанностей в союзе мира и любви.


3. Влад Головин

— Владыка Александр!

В послании последнего собора, который недавно завершился в Москве много говорится о необходимости миссионерской деятельности. Какие миссионерские проекты будет развивать УПЦ?

Можно ли обратится к Вам со своим миссионерским проектом?

— Уважаемый Влад, в Украине действует Полтавская духовная семинария с миссионерским уклоном. Архиепископ Полтавский Филипп является главой Миссионерского отдела УПЦ. Он и координирует эти проекты. Ко мне же, если у Вас есть соображения по этому поводу, — пожалуйста, всегда рад.


2. Леонид

— Каковы, с вашей точки зрения, в настоящее время есть серьезные препятствия и проблемы на пути к реализации известной инициативы Главы УГКЦ Блаженнейшего Любомира (Гузара) относительно восстановления в Украине канонического единства исторической Киевской Церкви? То есть  — создание единого Киевского Патриархата, одновременно евхаристийно сопричастного с Цареградом, Загорском и Ватиканом.

— Главной причиной, которая стоит на препятствии таким инициативам, является отсутствие догматичного единомыслия между Востоком и Западом. Ведь евхаристийное единение возможно лишь при условии единомыслия в догматичных вопросах. Поэтому выраженная главой УГКЦ идея с моей точки зрения является эклезиологической утопией. Уния не решила вопрос между Востоком и Западом, а лишь их усложнила, о чем говорят и православные, и католики.


1. Дмитрий (Харьков)

— Ваше Преосвященство! Как Вы оцениваете перспективы объединения украинского православного сообщества, учитывая решения последнего Поместного Собора РПЦ?

— Исходя из решений последнего Поместного Собора РПЦ, я положительно оцениваю перспективы объединения украинского православного сообщества.

Сможет ли новый патриарх Кирилл изменить стиль отношений Русской Церкви с католиками?

— Радикальных изменений не следует ожидать, потому что отношения с католиками при предыдущем Патриархе формировались в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, который новоизбранный Патриарх Кирилл возглавлял в течение 19 лет. Но диалог ради решения многих проблем современного мира должен продолжаться и конструктивно развиваться.