"Евангельским Церквям не безразлично, что о них думают в обществе"
Людмила ФИЛИПОВИЧ, док. филос. наук, зав. Отделом современных религиозных процессов Института философии НАНУ прокомментировала ЗАЯВЛЕНИЕ старших служителей христианских евангельских Церквей Украины по поводу деятельности Сандея Аделаджа, повлекшей за собой негативные последствия для христиан Украины
Заявление интересно и даже знаково в религиозной жизни Украины. Оно является свидетельством вероисповедной и теологической зрелости Церквей, которые объединены в одной конфессии – евангельском христианстве. Церкви подтвердили библейские (евангельские) фундаменты своей веры, а также четко высказались относительно современных общественных процессов. Опубликованный документ является результатом солидарного осмысления горячих событий экономического, социального и в конечном итоге — морального плана. И хотя поводом для этого стало «дело Сандея Аделаджи» и связанный с последним финансовый скандал вокруг «King’s Capital», Заявление подтвердило способность и готовность протестантских лидеров оперативно реагировать на любые актуальные события.
Не наше религиеведческое дело определять степень вины пастора, выяснять причины, обстоятельства, последствия деятельности компании, хотя именно этого, вероятно, и ожидают. На то есть правосудие: суд разберется по делу и вынесет, надеюсь, справедливый приговор, но не за вироисповедание, а за причиненный вред.
Меня, как религиоведа, побуждает к рефлексии совсем другое, а именно: сам факт церковной оценки ситуации, которая сложилась в конкретной конфессиональной среде. И это нужно признать позитивом. Хотя здесь не все так однозначно, подтверждением чего является наличие или отсутствие под Заявлением подписей представителей конфессии, руководителей евангельских церквей. Понятно, что Церкви взволнованы и обеспокоены тем, что случилось в «Посольстве Божьем». При всей автономности религиозной жизни евангельских общин и признания самостоятельности в управлении церкви проявили солидарность и ответственность за то, что делается в братской церкви.
Опубликованный документ говорит о том, что евангельским церквям не безразлично, что о них думают в обществе, верующие и неверующие, высокопоставленные должностные лица и обычные люди. Именно поэтому они так серьезно относятся к своему авторитету, тяжело наработанному за годы активной евангелизации, миссионерства, социальной работы. Церковь хочет отмежеваться от неестественных для христианства плодов – плодов громких успехов, демонстративного благополучия, особенно ее лидеров, которые блеском новых лимузинов и дворцов ослепляют глаза своим прихожанам.
Заявление осудило, а не просто не согласилось с тем, что не отвечает Библии, учению Иисуса Христа, в частности современное стремление к обогащению. Отмечено, что церкви не принимают теологическое оправдание материального успеха, называя последний грехом сребролюбия. Христианству, и это подтверждено в Заявлении, противен культ личности, современные светские методы утверждения в обществе веры, Церкви, человека, тем более – духовного руководителя.
Мысль о том, что тот, кто желает успеха, придет за советом к успешному человеку, сама по себе не является крамольной. Но при чем тут христианство, Церковь, священник или пастор?! Типичные протестантские установки в христианской вере — успешное предпринимательство, трудолюбие, добропорядочность, набожность, покорность власти, а также обещание соответствующего вознаграждения за это (обогащение во имя Бога) – включали также и тезис о «светском аскетизме», который требует полной преданности человека своим делам, бережливости, а также отказа от комфорта, развлечений, излишних радостей жизни. Помнят ли все христиане, в т.ч. и протестанты, об этом? Заявление напомнило об истинной сути христианства, о назначении Церкви, об ответственности ее лидеров за судьбу людей, а особенно в ситуации экономического кризиса. Открыто раздался голос в защиту обездоленных, обманутых, разуверенных, то есть нуждающихся в помощи. Другими словами, в документе ясно выписано евангельское понимание статуса и призвания Церкви в современном мире: Богу – Богово, а кесарю – кесарево.
Продемонстрировав способность к самооценке, к формированию критического взгляда на себя, к конструктивному мышлению относительно исправления ситуации (что является не таким уже частым и распространенным явлением в религиозном мире), протестантские Церкви призывали к покаянию. Именно такое покаяние-извинение недавно принесла Католическая Церковь за времена инквизиции, крестовых походов, сжигания вольнодумцев. Результатом покаяния стало взаимное снятие в 1965 году анафем Римским Папой Павлом VI и Константинопольским Патриархом Афинагором І. Можно привести и другие примеры. Раскаяние несет очищение, свидетельствует о признании своей вины. Понятно, что для покаяния нужно иметь особенное мужество – мужество признавать свои ошибки. Часто религиозные лидеры, занимая длительное время высокие посты, уверенны в своей безгрешности, и здесь не только вина самих лидеров, но и того окружения, которое, собственно, и сакрализирует своего лидера, возносит его в ранг полубога, а этот полубог со временем теряет ощущение реальности. Христианские добродетели (скромность, аскетичность и тому подобное) становятся все менее присущими духовным и религиозным лидерам. Поэтому теперь выбор за самим Сандеем Аделаджей: покаяться или нет.
Вместе с тем, содержание Заявления фиксирует отсутствие единства среди протестантов. Существующие в протестантской среде расхождения в их понимании Библии, мира, в формировании стратегий поведения являются, по мнению одних, признаком раздора среди христиан, а потому подлежат осуждению. Другие же убеждены, что наличие нескольких позиций нужно воспринять одобрительно, поскольку это говорит о достаточно выразительном уровне самоосознания евангельскими церквами своей причастности к христианству, идентификации себя именно с евангельским направлением. Считается, что отличающаяся от твоей точка зрения побуждает смелее артикулировать свои вероисповедные принципы, более четко определить, что отвечает духу учения, а что нет. Что это, как ни развитие социальной концепции протестантов, их богословия?
Размышляя над значением этого Заявления для последующего развития евангельского христианства, в частности о том, ослабит оно позиции данной конфессии или наоборот – усилит, думаю, что этот случай, при всех расхождениях в понимании миссии Церкви, не приведет к новому расколу. Несмотря на достаточно решительный тон Заявления, который где-то чем-то напоминает православное анафемствование, можно ожидать лишь обострения отношений между церквями, хотя в Заявлении и содержатся призывы к взаимопониманию. За прогнозируемым отказом Аделаджи покинуть свое служение в церкви и решительностью церквей не изменять принятых решений стоят более глубинные вещи, которые сопровождают христианскую Церковь от самого ее происхождения. И в настоящее время евангельским церквям, как и сотни лет назад, надлежит ответить, как жить в этом мире? отказаться от «прелестей» жизни, осудив мирское, или приспособиться к нему? избрать ценности вечной жизни или сытого ежедневного существования? И Заявление ясно показало, что является приоритетным для большинства евангельских христиан.