Декларация антихристианства РПЦ и кричащее молчание епископата УПЦ МП
В документе содержатся признания, интересные не только для будущего трибунала в Гааге.
1. Агрессивная война России против Украины, убийства и террор оправдываются как «национально-освободительная борьба русского народа против преступного киевского режима и коллективного Запада».
2. Оправдывается и оккупация территории Украины: «русский народ с оружием в руках отстаивает свои жизни [...] а также право жить на собственной земле в пределах единого Российского государства».
3. Нападение России на Украину провозглашается «Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «Удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада».
4. Существование суверенной Украины провозглашается невозможным: «вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России».
В 2022 году РПЦ превратилась в новейшую Рейцхцерковь. Однако нынешний шовинистический и нацистский документ не только оправдывает агрессивную наступательную войну, убийства, геноцид и преступления против человечности, превращая учение РПЦ в языческое кровожадное идолопоклонство. Этот «Наказ» декларирует подмену Христа на Его противоположность — антихриста с соответствующим анти-миром, где «война — это мир», а «свобода – рабство». Христианский универсальный мир, где «нет уже ни иудея, ни Еллина, ибо все вы одно во Христе» (Кор. 3:11) провозглашается «злом», с которым нужно бороться, и подменяется шовинистическим «русским миром». Соответственно, «высшим смыслом» существования провозглашается защита мира от христианского универсализма и насаждение «русского мира» во всем мире, а Россия становится мировым центром. Кстати, еще один аспект анти-мира «Незнание – сила» воплощается в призыве к «пересмотру западных научных теорий» и «суверенизации образования». Более того, всех, кто не согласен принять этот провозглашенный антихристов мир и новый порядок, ждут прещения и наказания, что есть настоящим гонением именно за веру.
На следующий день Отдел внешних церковный связей УПЦ МП обнародовал Заявление, в котором сказано, что «УПЦ отмежевывается, категорически не разделяет и осуждает изложенные в этом документе идеи». Также дана довольно жесткая оценка «Наказа Собора»: «Призывы к уничтожению Украины и оправдание военной агрессии несопоставимы с евангельским учением». Это действительно хорошее заявление, но есть несколько «но», продолжающих традиции асимметрии реакций в УПЦ МП.
1. Когда дело касается Константинопольской Церкви (или любой другой) в УПЦ МП обычно живо оценивают не только слова и документы, но и патр. Варфоломея. Когда же случилось критиковать РПЦ, заявление ОВЦС УПЦ МП воздерживается от оценки собственно Московского патр. Кирилла или священноначалия РПЦ.
2. Документ анонимный, на нем нет даже подписи председателя Отдела, митр. Черновицкого Мелетия (Егоренко) или его заместителя, прот. Николая Данилевича. Так что неизвестно, кто именно эти «мы», указанные в документе. Такая анонимность не только провоцирует вопросы, но всегда очень полезна, когда нужно оставить возможность для маневра на будущее, потому что всегда можно сказать «это не я».
3. Синод УПЦ МП обычно очень быстро умеет собираться для выражения реакции на слова и действия Патриарха Варфоломея, разрыва общения или для запрета собственных священнослужителей из-за их активной проукраинской позиции, тем более, перехода в ПЦУ; иногда за считанные часы в онлайн-режиме. Впрочем, на этот раз Синод УПЦ МП не собирался, потому что дрейф РПЦ к антихристианству, очевидно, не такой уж важный, как и аннексия Кириллом целых епархий УПЦ МП.
4. Молчит предстоятель УПЦ МП митр. Онуфрий и не видит ничего плохого в том, что многие из архиереев и священников УПЦ МП продолжают поминать кровавого идолопоклонника Кирилла Гундяева как «великого господина и отца нашего», даже в его Киевской епархии, которой он руководит.
5. Как правило, епископат УПЦ МП живо и чуть ли не наперегонки берется комментировать слова и документы Константинопольской Церкви, Ватикана, ПЦУ, политических деятелей. Обычно можно наблюдать волну протестов, возмущений, обращений к Поместным Церквам, международному сообществу, постов в социальных сетях, интервью, обсуждений, разъяснений и призывов на епархиальных сайтах, где авторы не жалеют слов, среди которых уже привычные «Иуда», «т.н. Патриарх», «стамбульский раскольник», «еретик» или «господин Архондонис». И, конечно же, призывы «постоять в вере» разъяснения о «невозможности сослужения с клириками той церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», а иногда даже и «невозможность встречи» под угрозой запретов. Все это живо и с энтузиазмом распространяется во всевозможных форматах.
Впрочем, никакой волны обсуждений эта антихристова декларация РПЦ у епископата УПЦ МП не вызвала. Даже на епархиальных сайтах УПЦ МП Заявление ОВЦС появилось скорее как исключение (например, на сайте Сумской епархии). Большинство же архиереев предпочло не заметить Заявления с критикой документа РПЦ. Симптоматично, что среди множества ежедневных новостей и интервью упоминание этого Заявления не найти на платформе именно Черновицкой епархии, епархиальный архиерей которой митр. Мелетий (Егоренко) является председателем Отдела, впустившего Заявление. Именно он должен был бы быть автором текста или, по крайней мере, должен был бы первым подписать и распространять его. Напомню, что митр. Мелетий, комментируя новый устав УПЦ МП, объяснял, что УПЦ «остается частью РПЦ» без всяких протестов со стороны его коллег. Не найти Заявление и на сайте Бориспольской епархии, которую возглавляет второй человек в УПЦ МП, ее управляющий делами митр. Антоний (Паканич). Среди разнообразных призывов, отчетов ни одного упоминания нет и на активном сайте Черкасской епархии, глава которой митр. Феодосий (Снигирев) позиционирует себя борцом за чистоту православия и обличителем ересей. Не найти Заявление и на сайте другого «борца за чистоту веры», печально известного митр. Луки (Коваленко), который обычно очень быстро реагирует на различные события и документы и отнюдь не жалеет слов в адрес патр. Варфоломея, который «превзошел все еретические злодеяния, которые были до этого», или предстоятеля Кипрской Церкви Архиепископа Хризостома: «Моя архиерейская совесть уже не позволяет обращаться к Вам, как к епископу и служителю алтаря, потому что Вы встали на путь предательства Христа», называя то одного, то другого предстоятеля Церкви «еретиком богохульником».
Кстати, для соответствующего обращения к Кириллу Гундяеву можно взять готовый текст у того же митр. Луки, который в свое время с энтузиазмом распространялся архиереями самой УПЦ МП, безо всяких протестов со стороны коллег! Достаточно заменить лишь имя предстоятеля:
«Отныне и впредь до отказа Московского Патриархата от принятых им решений для всех священнослужителей Украинской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками РПЦ, а для мирян – участие в таинствах, которые совершаются в ее храмах. Так называемый "патриарх" Кирилл осквернил свое сердце и свои руки предательством Бога и нарушением Его святых заповедей. Благодаря действию этого человека, наша святая Украинская Православная Церковь обливается кровью и слезами, и мы благодарим Бога за предоставленную нам возможность проявить свою верность Его Слову и соблюдению Его Воли. Те же, кто из так называемого "послушания" готовы следовать по зову "волка в овечьей шкуре", я со всей ответственностью за свои слова перед Богом и перед Его Святой Вселенской и Апостольской Церковью заявляю – вы этим предаете Христа! Зломудрствующий господин Гундяев, сослужитель врага рода человеческого, уже утратил право именоваться не только патриархом, но и православным человеком.
Отвечая за каждое свое слово перед Богом, уверен: господин Гундяев — человек, которого дьявол поразил страшной болезнью — гордыней, и через это сделал его своим оружием. Его задача — расколоть Церковь, посеять вражду, внести смущение, погубить не твердых в вере, поколебать сомневающихся, внести смущение в умы и вызвать соблазн. Из патриарха он превращается в апостола сатаны и верноподданного дьявола!
Дорогие мои и родные братья во Христе, прошу вас вместе с апостолом – храните веру и берегите себя от идолов (1Ин.5: 21)!»
Вдобавок можно вспомнить и любимые архиереями УПЦ МП магические формулы о том, что «отныне все священные действия будут безблагодатными, недействительными и недейственными. В Божественной литургии хлеб да не превратится в Пречистое Тело Христово, а вино не превратится в Пречистую Кровь Христову».
Однако услышим ли мы нечто подобное в адрес Кирилла Гундяева со стороны епископата УПЦ которая «совсем не МП»? Едва ли. Как не услышим слов раскаяния и извинений со стороны тех архиереев УПЦ МП, которые годами и десятилетиями пропагандировали «русский мир» в Украине в посланиях, в интервью и амвонов, проповедуя идею «триединой Руси», учили, что «задача Церкви(!) сохранять и возрождать бездумно нарушенное политиками священное единство, богозаповеданное духовное, историческое, культурное и народное единство стран Русского мира. Это вызывает раздражение националистических политиков на Украине, пытающихся не только разорвать единство народов Украины и России, но и разорвать нешвенный хитон церковный, разорвать вековое единство основ бытия наших народов». Собственно, это и было вопиющей декларацией такими архиереями их наивысших ценностей, своеобразный их символ веры. Старательно сеяное в головы паствы впоследствии дало обильные плоды с полной готовностью признать «русский мир» высшей ценностью, ради которой надо «постоять до смерти». А сам взлелеянный «русский мир» вызрел в удобное орудие для последователей антихриста, а такие архиереи-популяризаторы стали его, антихриста, сообщниками. Покаялся ли кто из них на самом деле – вопрос риторический. Впрочем, покаяние архиереев привычно не покидает опереточного формата.
Десятилетиями мы привыкли к громким фразам со стороны священноначалия и епископата УПЦ МП о «стоянии в чистоте веры», «мой священный долг как архиерея», «пастырская обязанность», «следует бесстрашно назвать вещи своими именами», «моя архиерейская совесть не позволяет молчать» с непременным напоминанием о том, что «молчанием предается Бог», с театральным заламыванием рук и декларацией готовности «претерпеть гонения во имя правды». Все это в стиле дешевой оперетты и часто с налетом истерики происходило по любым причинам и в любое время. Однако, когда появилось настоящее антихристианство, вдруг оказалось, что вполне «могу» молчать, что «архиерейская совесть» и «пастырский долг» вполне это позволяет, забыли и о «предательстве молчанием». В конце концов, неудивительно, потому что «стоять в истине» и быть «исповедником» как-то безопаснее на опереточной сцене в формате реконструкторства и ролевых игр, среди одобрительных восклицаний привычной публики.
Эта разительная асимметрия в словах и действиях епископата УПЦ МП становится все большей. Известный в УПЦ МП священник и певец Александр Клименко, пытаясь оправдать предстоятеля своей Церкви, отметил, что не знает, почему именно молчит митр. Онуфрий, но «это молчание кричит».
Да, молчание главы УПЦ МП действительно кричит, как кричало в мае 2015 года невставание митр. Онуфрия и архиереев УПЦ МП в Верховной Раде во время минуты молчания по погибшим героям Украины. Как кричит и отказ священноначалия УПЦ МП окончательно прекратить связь с РПЦ, даже сейчас, после декларации последней об отречении от Христа и следования за антихристом. Более того, даже сейчас митр. Онуфрий продолжает поминать Кирилла Гундяева среди других предстоятелей, при этом же не поминает тех, кто признал ПЦУ, потому что Гундяев, хоть и стал на путь следования антихристу, все же оказывается роднее и «каноничнее». Все это кричит, как и все решения священноначалия УПЦ МП, которые ради единства такой близкой сердцу «триединой Руси» приносили в жертву единство во Христе, христианство, людей, совесть, правду и здравый смысл. Это и есть печальная иллюстрация подлинного (а не декларируемого) сокровища священноначалия УПЦ МП. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше!» (Мф. 6:21).
В конце 90-х появилась концепция «православного атеизма», согласно которой можно отрицать Бога и при этом считать себя православным христианином. Сейчас же наблюдаем появление «антихристовой каноничности» – оказывается, «чтобы не утратить своей каноничности», можно и даже нужно оставаться с теми, кто попирает и плюет на заповеди Христовы и декларирует свое антихристианство. Что ж, это тоже своего рода признание и яркая иллюстрация диагноза, приведенного когда-то арх. Иоанном (Шаховским):
«“От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху…” Образ общества, нравственно стоящего “на голове”. Предающие и убивающие Премудрость опасаются “оскверниться” входом в преторию. Яркая иллюстрация к словам Христовым о “слепых вождях слепых”… Лжерелигия все время боится (это ее специальность – такая боязнь!) “поглотить комара”. И все время глотает стада верблюдов… Отвлеченная лжецерковность, “каноничность”, лишенная любви, и материализм дышат ненавистью к Сыну Божьему».