«Единство не взирая на разделение». К вопросу о связях Киева с бенедиктинским аббатством св. Пантелеимона в Кельне
Первые упоминания о храме св. Пантелеимона в Кельне относятся к 866 году. В 955 г. Кельнский архиепископ св. Бруно I Великий (925-965) основывает здесь бенедиктинский монастырь св. Пантелеимона, очень скоро ставший важным духовно-культурным центром в крае. При императоре Оттоне II (955-983) и его супруге императрице Феофано (ок. 960-991) монастырская церковь много украшается, а также получает в дар различные реликвии, в том числе часть мощей св. влмч. Пантелеимона, а также часть мощей свт. Николая Чудотворца, привезенные из Константинополя.
Письменные источники свидетельствуют о том, что с этим монастырем поддерживала тесные связи жена великого князя Киевского Владимира II Мономаха (1053-1125) и мать киевского князя св. Мстислава І Великого (1076–1132) – Гита Уэссекская (англ. Gytha of Wessex), дочь последнего англосаксонского короля Англии Гарольда II.
Удивительную историю о связи супруги Владимира Мономаха с Пантелеимоновым монастырем в Кельне пересказывает монах этой обители, немецкий богослов, а позже аббат монастыря в Дойце близ Кельна о. Руперт (1075-1129), который, судя по всему, лично знал кн. Гиту. Его произведение, известное как «Похвальное слово Святому Пантелеймону», было написано в кон. XI – нач. XII вв. Оно дошло до нас в списке второй пол. XII в. и ныне хранится в Историческом архиве в Кельне (Historisches Archiv Koeln, cod. Wallraf. 320). Другой список XII-XIII вв. из рукописного сборника «Liber Bibliothecae s. Pantaleonis» (в частности, часть из него «Miracula S. Pantaleonis martyris») хранился в архиве Дюссельдорфа и сгорел во время бомбардировок города в 1940-е гг., однако до этого он был опубликован в «Acta sanctorum». Отдельное исследование этим литературным памятникам посвятил А. В. Назаренко.
В своем произведении о. Руперт сообщает о щедрых пожертвованиях на кельнский монастырь от жены Владимира Мономаха, на что ее побудила трагедия с их сыном кн. Мстиславом (Гаральдом), который чуть не погиб на охоте и исцелился только после молитв Гиты к св. Пантелеимону.
Из рассказа о. Руперта (в главе о чуде о «Гаральде, короле народа Руси») узнаем, что во время охоты медведь распорил Мстиславу живот так, что внутренности вывалились наружу. Он был при смерти. Раны были настолько серьезными, что надежды на то, что Мстислав останется в живых, не было вовсе. Кн. Гита всю ночь провела у постели потерявшего сознание и умирающего сына, молясь святому Пантелеимону Целителю. Утром князь неожиданно очнулся и рассказал, что во сне ему явился юноша, который «назвал свое имя – Пантелеимон, добавив, что его любимый дом находится в Кельне». Согласно рассказу, затем этот юноша, очень похожий на св. Пантелеимона, уже наяву пришел к больному с целебными снадобьями и исцелил его. После этого Гита в качестве благодарности пожертвовала на кельнский монастырь большую сумму средств и дала обет совершить паломничество в Иерусалим.
Руперт добавляет о кн. Гите, что «она по щедростям своим еще ранее удостоилась стать сестрой в той святой обители его имени, которая служит Христу в Кельне». В монастырском поминальном синодике, сохранившемся в двух пергаменных списках, под «10 марта» сохранилась и запись о ее смерти, которая также может свидетельствовать о связи с кельнским монастырем как «королевы Гиты», так и ее потомков из Киева.
Описанное немецким монахом Рупертом исцеление Мстислава Владимировича произошло в 1090-е гг. (А. В. Назаренко называл 1097 г.), то есть спустя сорок лет после официального разрыва между Римской и Константинопольской церквями (1054). Таким образом, несмотря на разделение между Западной и Восточной церквями, в Киевской Руси, которая находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, продолжали и дальше сохранять тесные контакты с центрами духовности Западной церкви, в частности в Кельне.
После описанного случая князь Мстислав начинает особенно чтить св. Пантелеимона, а своего новорожденного сына Изяслава (ок. 1097-1154) он назвал в крещении именно в его честь. С тех пор почитание святого Пантелеимона как целителя на Руси соединилось с его почитанием еще и как небесного покровителя великокняжеской династии и киеворусинских воинов. Впоследствии после смерти распространилось почитание и самого Мстислава, который не позднее XIII в. был причислен к лику православных святых.
Приблизительно в то же время, вероятно, появляется и изображение св. Пантелеимона в великокняжеской усыпальнице самого главного храма Руси – Софии Киевской. Оно расположено над гробницей Мстиславова прадеда – кн. Ярослава Мудрого и представляет собой поясное изображение святого целителя, держащего в руках флакон с елеем.
Наследник Мстислава – Изяслав–Пантелеймон особенно глубоко чтил своего небесного патрона. Став великим князем Киевским, он выковал на своем шлеме изображение святого Пантелеимона и, по легендам, был спасен его покровительством от неизбежной смерти в битве 1151 года. Именно Изяслав в 1134 г. построил под Новгородом первый в Киевской Руси Пантелеймоновский монастырь.
Интересный факт, что не согласованное с Константинополем (по сути, автокефальное) поставление Климента Смолятича на митрополита Киевского и всея Руси князь Изяслав устроил именно на день памяти св. Пантелеимона – 27 июля (ст. ст.) 1147 года. После смерти князя Климент в 1155 г. покинул киевскую кафедру и после 1164 г. отправился на Афон. Есть основания полагать, что здесь в 1169 г. не без его содействия для колонии киеворусинских монахов был приобретен заброшенный монастырь св. Пантелеимона, известный с тех пор как "Русик" или "Росикон". Таким образом, дело передачи Пантелеймоновского монастыря на Афоне русинским монахам в 1169 г., вероятно, связано с мерами потомков Мстислава и Изяслава, которые продолжали утверждать культ почитания св. Пантелеимона в Киевской Руси.
Известно, что внук Изяслава, Роман Мстиславич (1150 – 1205), первый князь Галицко-Волынский и Великий князь Киевский, в 1194 году на подъезде к древнему Галичу, на Виноградной горе, построил загородную княжескую резиденцию и Пантелеимоновский монастырь с крестобанным храмом в честь св. Пантелеимона. Во времена Изяславовых правнуков – великих князей Даниила Романовича (1201 – 1264) и Василька Романовича (1203-1269) на Волыни продолжали традицию возведения храмов в честь св. Пантелеимона.
Таким образом, одна из самых великих святынь Кельна – Пантелеймоновский монастырь, имеет непосредственное отношение к киевской княжеской династии Мстиславичей (Мономаховичей). Благодаря связям с этим монастырем в Киевской Руси распространился культ св. Пантелеимона, под влиянием чего был построен ряд монастырей и храмов в честь этого святого, а в 1169 г. для колонии киеворусинских монахов на Афоне был приобретен еще и отдельный монастырь св. Пантелеимона.
История связей с кельнским монастырем – важная страница многовековых украинско-германских исторических и духовно-культурных связей, которые объединяют наши народы сквозь столетия. В то же время они свидетельствуют о сохранении единения западных и восточных христиан даже несмотря на разделения и взаимные «анафемы» между официальным церковным руководством Западной и Восточной церквей. Этот монастырь по праву мдолжен быть одним из центров паломничества украинских паломников (как греко-католиков, так и православных), ведь он и его святыни имеют непосредственное отношение и к Украине.
Об авторе: Сергей Шумило, кандидат исторических наук, доктор теологии, директор Международного института афонского наследия, приглашенный научный исследователь Эксетерского университета (Великобритания), научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины