• Главная
  • "Тем, кто знаком с реалиями религиозной жизни в Украине, известно, что когда человек декларирует свою принадлежность к Киевскому, а не Московскому Патриархату, он декларирует свою идентичность"...

"Тем, кто знаком с реалиями религиозной жизни в Украине, известно, что когда человек декларирует свою принадлежность к Киевскому, а не Московскому Патриархату, он декларирует свою идентичность"

16.05.2008, 23:49
"Тем, кто знаком с реалиями религиозной жизни в Украине, известно, что когда человек декларирует свою принадлежность к Киевскому, а не Московскому Патриархату, он декларирует свою идентичность" - фото 1
Не так давно были обнародованы результаты социологического опроса о конфессиональных симпатиях киевлян, проведенного фирмой «Юкрейниан социолоджи сервис» и компанией «Фонд “Общественное мнение – Украина”».

Yelenskii.jpegНе так давно были обнародованы результаты социологического опроса о конфессиональных симпатиях киевлян, проведенного фирмой «Юкрейниан социолоджи сервис» и компанией «Фонд “Общественное мнение – Украина”». Прокомментировать их мы попросили самого известного украинского социолога религии, директора украинской редакции Радио «Свобода», Виктора ЕЛЕНСКОГО.

По результатам опроса почти 41% киевлян в ответ на вопрос о конфессиональной принадлежности заявляют, что верят в Бога, но не принадлежат ни к одной Церкви. Наиболее популярной из конфессий в столице является Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, о своей принадлежности к которой заявили 18% опрошенных. Следующей по численности является группа «нерелигиозных», которая составляет 15,5%. Четвертую и пятую позицию - по 7,3% - разделяют те, кто не может определиться, религиозен он или нет, а также верные УПЦ (Московского Патриархата).

При чем, в случае, если в анкете нет варианта ответа, который позволяет респонденту занять нейтральную позицию относительно той или другой конфессии и выбор является обязательным, – то более чем половина (50,3%) киевлян ассоциируют себя с УПЦ КП, тогда как с УПЦ (МП) ассоциирует себя впятеро меньше (8,8%) киевлян.

«Прежде всего хочу сказать, что очень мало было опросов, которые бы доказали иную картину, – отмечает Виктор Еленский. – То есть по всем опросам, которые осуществлялись в Украине, приблизительно с 1992 года на вопрос: «К какой Церкви Вы принадлежите?», всегда Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата собирала намного больше голосов, чем Украинская Православная Церковь в единстве с Московским Патриархатом. Исключение составляла ситуация, когда в анкете отмечалась просто «Украинская Православная Церковь» без уточнения юрисдикции, или отмечалось просто «православный».

Но мы знаем, что в Киеве храмов УПЦ (МП) процентов на тридцать больше, чем храмов УПЦ КП. И эти храмы не пустуют. Потому мне кажется, что для тех, кто знаком с реалиями религиозной жизни в Украине, известно, что когда человек декларирует принадлежность к Киевскому, а не Московскому Патриархату, он декларирует свою идентичность. Идентичность, которая имеет украинский вектор.

Причем в подавляющем большинстве случаев респондентов мы, очевидно, имеем дело с не практикующими православными. То есть это православные, которые свое смысловое пространство помечают с помощью каких-то символов, которые им близки и дороги. И одним из этих символов является принадлежность к православию. Но к православию, конечно, не Московскому, а именно Киевскому.

О том, что такая, так сказать, версия имеет право на существование, свидетельствуют результаты исследования, которое осуществлялось в Крыму. Там практически нет приходов Российской Православной Церкви, но исследования всегда фиксируют в Крыму больше людей, которые себя идентифицируют с Российской Православной Церковью, чем с Украинской Православной Церковью (Московского Патриархата). Хотя там находится несравнимо большое количество приходов УПЦ (МП) и несколько приходов Российской Православной Церкви. Потому, считаю, что в этом случае эти респонденты также декларируют свой российский вектор идентичности».

На вопрос, может ли предание огласке подобных данных побуждать людей делать выбор в интересах какой-то отдельной Церкви, Виктор Еленский ответил:

«В принципе социология влияет на выбор граждан. Если человека закидывают какими-то цифрами где-то в канун выборов, то это часто может побуждать его не распылять голосов, а присоединиться к большинству. Однако, думаю, в случае идентичности это может не сработать.

Социологи хотят того, чтобы их наука была точнее. А наука становится более точной тогда, когда там больше математики. Но религия и культура очень слабо поддаются подсчету. К религии и культуре не всегда приемлемые рыночные механизмы и подходы. Например, рынок не терпит монополии. Монополия разрушает рынок. Но с религиозной идентичностью происходит не так. Например, человек принадлежит к Католической или Православной Церкви и видит священников, которые его далеко не устраивают. И человек знает, что есть динамические, харизматичные пасторы, которые ведут серьезную социальную работу и т.д. Но этот человек не спешит менять свою религиозную принадлежность. Поэтому он остается в Церкви, которая, возможно, не является очень активной и современной, но она связывает его с землей, кровью, десятками поколений.

Поэтому, я думаю, если мы обнародуем цифры, то это совсем не значит, что люди побегут к победителю. Это с одной стороны. А с другой, эти цифры очень часто становятся козырем в руках иерархов. Например, Православная Церковь Киевского Патриархата может сказать: «Нас много, а церквей у нас мало. Мы нуждаемся в новых участках для храмов». Поэтому здесь нужно быть осторожным. Конечно, я за то, чтобы Церкви на паритетных условиях могли получать землю. Но, заметим, что и храмы УПЦ (МП) не пустуют».