"Я лично склоняюсь перед гетманом Иваном Мазепой, я считаю его одной из наиболее значимых фигур в истории Украины"
Владыка СОФРОНИЙ (Дмитрук), митрополит Черкасский и Каневский Украинской Православной Церкви
Не могу не высказаться по поводу ситуации, которая сложилась вокруг вопроса об отмене анафемы гетману Ивану Мазепе. На мой взгляд, в этом явлении (а по масштабам общественного и полемичного резонанса это – социально значимый феномен), как в зеркале, отразился тот вихрь страстей, которые мы наблюдаем также вокруг других персон и событий украинской истории.
Что мы можем наблюдать? Сложилась такая ситуация, которая меня крайне удивляет: в наших церковных (и не только церковных) кругах боятся украинского. Нам недостает чувства собственного достоинства, адекватной оценки, самих себя – народа, который в течение всей своей истории страдал так, что трудно даже представить. Мы не хотим даже задуматься: почему было так, а не иначе? Почему мы такие, как есть в настоящее время? Мы должны осознать и переоценить свое прошлое, только тогда придет понимание того, почему народ, который живет на такой благодатной земле, имеет историческое прошлое, преисполненное таких страданий и скитаний.
Я лично склоняюсь перед гетманом Иваном Мазепой, я считаю его одной из наиболее значимых фигур в истории Украины. И, прежде чем поднимать шум вокруг анафемствования, мы должны поставить себе вопрос: кто является автором той анафемы? Кого она касалась? Ведь анафему произносили не человеку, государственному деятелю, выдающемуся меценату и полководцу, а чучелу. Это чучело, которое должно было изображать Мазепу, пронесли по всем улицам Кролевца, позорили его, плевались, пытаясь хотя бы таким способом унизить гетмана.
А кто был инициатором произнесения анафемы? Император Петр І, человек, который отдал приказ вырезать, уничтожить все население города Батурин – от грудного младенца до самого старого жителя. А это (задумаемся на минуту) – почти 23 тыс. человек. Так имеет ли право человек, такой по-зверски жестокий, преступник (не побоюсь этого слова) поддавать анафеме даже рядовую персону? А здесь идет речь о Мазепе – государственнике, искавшем для своего народа, своей Родины лучшей, достойной судьбы. Анафема адресована мужчине, чья сестра приняла монашеский постриг и несла послушание в православном монастыре, а мать его Мария Магдалина была игуменьей Фроло-Вознесенского монастыря в г. Киеве.
Изменником назван человек, без которого невозможна была бы большая эпоха в истории украинской культуры и архитектуры – казацкое барокко. Человек, за время правления которого, – а это 22 года – расцвели и изменились к лучшему города: Чернигов, Киев, Полтава, Батурин, Чигирин и другие. Что уже говорить об Украине, если даже в твердыне русского православия – Троице-Сергиевой Лавре – надвратная церковь построена в стиле «мазепинского» барокко!
Именно в период правления Ивана Мазепы были осуществлены реформы, которые изменили облик гетманства, приблизили Украину к тогдашним европейским государствам. Можем утверждать, что именно Иван Мазепа разрабатывал проекты первых украинских конституций, о чем есть упоминания в документах Петра І, московских воевод, а также соответствующие ссылки, в переписке Ивана Скоропадского.
А еще стоит вспомнить о расцвете книгопечатания, городской культуры, даже о том факте, что в «скрипниковском» правописании 20-х годов прошлого века за основу взята украинская деловая и разговорная речь, которая употреблялась во времена гетманства Ивана Мазепы.
Поэтому я могу смело утверждать, что Иван Мазепа – человек, смыслом жизни которого было вывести народ из рабства, привить ему достоинство и самоуважение, чтобы не называли нас «быдлом» и «хохлами». Этот человек не является изменником, это наш украинский Моисей, который хотел вывести украинцев из плена, не менее страшного, чем был египетским для иудеев.
Не могу не вспомнить о том, что славный гетман земли украинской похоронен в Румынии, где не порочат его память, не унижают его имя, напротив – тщательным образом ухаживают за местом его захоронения и уважают его как выдающегося человека, чей дар был весь принесен на алтарь служения собственному народу, родной земле. Поэтому мы должны для себя понять, кто является нашими героями, победителями, и государственниками, чем мы можем гордиться, о чем нельзя забывать. И когда мы поймем это, тогда сможем осознать и сохранить собственную национальную идентичность.