Еврейскую Пасху – Песах – иудеи в этом году начинают праздновать 22 апреля после захода солнца. Это праздник весны (хаг ха-авив) и свободы, связанный с исходом евреев из Египта.
Отмечать его начинают накануне 15 числа месяца нисана (по еврейскому лунному календарю), выпадающего на март-апрель (по Григорианскому календарю). Считается, что именно в этот день около 1200 года до нашей эры пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства.
Иудеи отмечают Пасху семь дней в Израиле и восемь дней в диаспоре. Окончание празднования Песаха в этом году приходится на 30 апреля.
Накануне праздника из дома выносится все, что может забродить, – хлеб, мука, дрожжи и пр. – хамец. На все время праздника накладывается заповедь (мицва) запрета есть квасные мучные продукты.
Слово «песах» («Пасха») имеет два значения: «прохождение мимо» и «переход». Двойственна и трактовка праздника. Помимо перехода израильтян, ведомых Богом и Моисеем, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта.
По ветхозаветному преданию, фараон упорно не позволял израильскому народу уйти – и тогда Господь наслал на Египет кары. Последняя кара была такой, что в одну ночь Господь поразил мальчиков-первенцев в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой «казнью египетской» было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев. Только после гибели египетских первенцев фараон разрешил евреям покинуть Египет.
Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза – седер («порядок»), – которая устраивается в первую, а в диаспоре и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта.
На столе обязательны символические блюда. Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень символизирует горечь египетского рабства. А смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина цветом напоминает глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи. Зелень принято обмакивать в соленую воду – она символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, которое они пересекли во время исхода.
За трапезой выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного».
Для седера используется самая лучшая посуда. Тарелки для Песаха требовали особой чистоты и соблюдения правил кашрута. Поэтому в еврейских семьях, как правило, имели отдельную посуду – самую лучшую и дорогую – именно для Песаха.
Одно из обязательных условий седера – приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году – в Иерусалиме!»