• Главная
  • Мониторинг
  • Страсти по Мазепе, или Неизвестная попытка отменить анафему на гетмана в годы Второй мировой войны...

Страсти по Мазепе, или Неизвестная попытка отменить анафему на гетмана в годы Второй мировой войны

04.10.2010, 10:41
Страсти по Мазепе, или Неизвестная попытка отменить анафему на гетмана в годы Второй мировой войны - фото 1
Богословские и политические дискуссии о возможности/невозможности снятия анафемы 1708 года с гетмана Мазепы продолжаются. Не последнюю роль в них играют исторические исследования.

Гетман Иван Мазепа. Портрет XVIII векаСравнительно недавно завершился помпезный визит московского патриарха Кирилла в Украину. Он вызвал неоднозначную реакцию среди православных христиан, общественности и экспертных сред. Бросалось в глаза, что предстоятеля РПЦ принимали со всеми почестями и мерами безопасности, на которые могли бы рассчитывать только ведущие лидеры иностранных государств. Не менее важной была и подготовка к патриаршему посещению. Своеобразным тестом на искренность промосковских церковных симпатий новой властной команды стало таинственное письмо патриарха Кирилла к киевским избранникам с просьбой переименовать улицу Ивана Мазепы в Лаврскую. Несмотря на заявления спикера РПЦ Владимира Легойды, что «такого обращения, тем паче письменного, не было», 8 июля 2010 г. Киевский городской совет утвердил решение о переименовании части улицы Ивана Мазепы — от площади Славы до площади Героев Великой Отечественной войны — в улицу Лаврскую. При этом главным аргументом со стороны некоторых представителей Московского патриархата всегда было то, что улица, которая ведет к лавре, не может носить имени отлученного от церкви лица.

Богословские и политические дискуссии о возможности/невозможности снятия анафемы 1708 года с гетмана Мазепы продолжаются. Не последнюю роль в них играют исторические исследования. В 2009 г. митрополит Димитрий (Рудюк) опубликовал специальную работу «Историческая записка по поводу анафемы на гетмана Ивана Мазепу», которая свидетельствует об антиканоничности, антиевангельскости и неправдивости этого акта. В свое время бывший президент Украины В. Ющенко даже обращался к московскому патриарху Алексию ІІ с просьбой рассмотреть возможность отмены анафемы.

Уникальным событием, которым началось принципиально новое отношение к отлучению гетмана, стала торжественная панихида 10 ноября 1918 г. перед Софийским собором, которую отслужил епископ Черкасский Назарий (Блинов). Впервые за 209 лет состоялось заупокойное богослужение по человеку, над которым, по крайней мере формально, продолжала тяготеть анафема. Обстоятельства тех событий были детально проанализированы в публикациях историка Андрея Стародуба. Его новейшие архивные находки позволяют утверждать, что вопрос снятия отлучения И. Мазепы рассматривался на совещании епископов при Всероссийском Поместном Соборе 1917—1918 гг., но был отложен на неопределенный срок.

Очередной попыткой соборно отменить анафему стала инициатива архиепископа Холмского и Подляшского Илариона (Огиенко) 17 февраля 1941 г., то есть ровно через 8 лет после принятия постановления Синода Православной Церкви в Польше, который разрешил молиться за упокой души И. Мазепы. Накануне 302-й годовщины со дня его рождения владыка обратился к Собору епископов Православной Церкви в Генерал-губернаторстве «по делу вознесения неканонически брошенной Русской Православной Церковью анафемы на бл. памяти гетмана Украины Ивана Мазепы и дозволения православным верным в Генерал-губернаторстве свободно отправлять богослужения за своего набожного гетмана, защитника православной веры».

В ответ два других члена Архиерейского Собора митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) и архиепископ Краковский и Лемковский Палладий (Выдыбида-Руденко) 1 марта 1941 г. направили письмо, в котором соглашались, что анафема носит политический, а не церковный характер. Однако они не чувствовали себя компетентными ее отменять, так как отлучение могло быть снято только той духовной властью, которая его наложила, то есть РПЦ. Архиереи предложили руководствоваться соломоновым решением Синода 1933 г., который постановил «не предрекая вопрос об отмене анафемы, считать для верных нашей Св. Автокефальной Православной Церкви брошенную Русским Св. Синодом анафему на бл. памяти гетмана Ивана Мазепу не обязывающей и разрешил и благословил молиться в православных храмах за упокой души почившего слуги Божьего гетмана Ивана Мазепы...» Так что владыки считали, что это дело для украинской православной общины было улажено с достоинством. Этот документ хранится в Архиве Варшавской православной митрополии и свидетельствует, что украинские национально-церковные круги даже в условиях немецкой оккупации не прекращали бороться за отмену неканонической анафемы и продолжали молиться за упокой души великого гетмана.

Новый повод вернуться к этому вопросу возник у митрополита Илариона 6 июля 1959 г., когда Собор Епископов Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде по случаю 250-летия со дня смерти гетмана утвердил текст послания, в котором, в частности, отмечалось: «Анафему, брошенную в 1708 году на гетмана Ивана Мазепу, считаем недействительной и несуществующей, а самого гетмана Ивана Мазепу признаем одним из наибольших церковно-государственных мужей. И потому благословляем всему нашему духовенству и всем нашим верным молиться за блаженной памяти гетмана Ивана Мазепу как верного и благочестивого сына Украинской Православной Церкви». К сожалению, все эти постановления лишь признают неканоничность анафемы Мазепы и позволяют молиться за него. А это дает повод Московскому патриархату указывать, что на сегодня не существует ни одного официального документа о снятии анафемы 1708 г.

Окончательное решение здесь должен принять Собор РПЦ. Наверное, с этой целью 14 ноября 2007 г. Синод Украинской Православной Церкви в единстве с Московским патриархатом поручил изучить все канонические и исторические обстоятельства этого дела Богословской комиссии УПЦ и Киевской Духовной Академии.

Членам комиссии следовало бы прислушаться к мнению авторитетного клирика Константинопольского патриархата архимандрита Иова (Геча), который заявил: «Я не вижу церковных, богословских или канонических причин, которые были бы препятствием для снятия анафемы на известного гетмана». Тем не менее, наверное, существуют другие политические факторы, которые не позволяют Московскому патриархату принять справедливое решение. Ведь мазепинцам нет места в новой патриаршей концепции «русского мира», а Кремль использует Данилов монастырь как инструмент своих неоимпериалистических амбиций.

Андрей Смирнов, кандидат исторических наук

"День", №177-178, пятница, 1 октября 2010 года