Created with Sketch.

Три крестных хода. Как Зеленский сделал подарок ПЦУ

30.07.2019, 09:20

Мериться количеством верных, съехавшихся на крестный ход, - что-то вроде национального вида спорта

Фото: УНИАН

Украинские церкви отпраздновали день крещения Руси. Уже привычно праздник оказался поделен на два, причем с остатком: один день - 27 июля - массовые мероприятия на Владимирской горке проводила Украинская православная церковь Московского патриархата, другой день - 28 июля - Владимирскую горку заняла Православная церковь Украины, для которой это празднование стало первым в ее "личной" истории. "Остатком" стал крестный ход Украинской православной церкви Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом, которая ограничилась торжественным обходом Владимирского собора.

Все прошло на удивление тихо. Даже крестный ход УПЦ МП - как обычно пестрый, собранный со всей страны, как обычно сопровожденный бестолковой толчеей (не оттого, что людей так много, а от того, что никто не озаботился должной организацией) - выглядел вполне умиротворенно. В прежние годы, после прихода к власти митрополита Онуфрия и начала российско-украинского конфликта, УПЦ МП выступала в ампула "осажденной крепости", и ее крестные ходы проходили в напряженной атмосфере - они всегда что-то демонстрировали, были адресованы какому-то невидимому оппоненту, несли какой-то довольно вызывающий месидж. Особенно ощутимо это было в прошлый - томосный - год, когда напряжение между московской церковью и киевской властью достигло апогея.

Конечно, в УПЦ МП и в этом году постарались не ударить лицом в грязь. Просто акценты расставились несколько иначе: "мученичество" неактуально, актуальна помпезность. Специфическая роскошь на православный лад. И тут, надо отметить УПЦ МП удалось блеснуть и затмить "соперницу".

Мериться количеством верных, съехавшихся на крестный ход, - что-то вроде национального вида спорта. И как-то так получается, что меряются в результате не столько длинной "хвоста", сколько масштабами приписок. УПЦ МП сообщила о 250-300-х тысячах участников. Ее высокопоставленные сторонники - Юрий Бойко и Вадим Новинский - как под диктовку отметили, что "год от года количество участников увеличивается". Однако киевская полиция насчитала от УПЦ МП только 20 тысяч "ходоков". Что, на самом деле, вовсе немало - учитывая жаркую погоду и разгар сельхозсезона. Но УПЦ МП имела целью убедить публику в том, что ее поддержка после Томоса только усилилась, люди только сильнее сплотились вокруг "единственного каноничного" митрополита Киевского. И если в прошлом году длину своего "хвоста" в УПЦ МП оценили в 100 тысяч, то в этом году им просто ничего не оставалось, как написать 200 тысяч. А лучше 300. Ну, ладно, 250 - и по рукам.

Для УПЦ МП это важно. Им надо показать и себе, и миру, что Томос не нанес существенного урона их церкви. Что она "выстояла" - несмотря на то, что на нее никто по-настоящему не нападал. Крестный ход должен был превратиться в своего рода парад победы истинной церкви над гонителями - и, я думаю, именно так он и был представлен церковной публике.

В УПЦ МП сообщили, что приняли зарубежных гостей. Высоких - из Сербской православной церкви и церкви Чешских и Словацких земель. И пониже - присутствовали в отчетах "автобусы с паломниками из Румынии". Кроме того, на некоторых фото, размещенных в соцсетях, видны таблички с топонимом "Камчатка". В УПЦ МП тем самым жирно подчеркивают "международный" характер своей церкви - она не только "всеми признанная", она имеет "своих" во всех концах света. Демонстрация такого широкого, поистине имперского руссмировского размаха, которого никогда, даже после признания со стороны мирового православия, не будет у ПЦУ, вероятно, должна недвусмысленно указать на ее место провинциалки и бедной родственницы.

Богатство - вот слово, которым можно охарактеризовать крестный ход УПЦ МП в этом году. По части роскоши церковных облачений, икон, окладов, риз, ковчегов, хоругвей и прочей утвари ПЦУ, конечно, с МП не тягаться. Добавьте к этому внушительный список "святынь", пронесенных по улицам и выставленных для поклонения в Киево-Печерской лавре: мощи князя Владимира, стопа апостола Андрея Первозванного, мощи еще 18 "местных" святых, пять чудотворных икон. Все это свезли со всей Украины на "столичные гастроли", которые, как магнит, должны были притянуть верующих со всех концов страны.

У ПЦУ, конечно, и половины такой роскоши нет. Но митрополит Епифаний не выглядел расстроенным. У него было, что преподнести собравшимся. Во-первых, сама ПЦУ, в которую еще год назад далеко не все верили. Во-вторых, в Киев приехали представители Элладской церкви, которые сослужили с ПЦУ. Это означает, что Элладская церковь де-факто признает каноничность ПЦУ. Осталось дождаться официального документа. Предполагается, что он может быть подписан в сентябре.

Также - в порядке стимуляции процесса признания - на заседании Священного Синода епископы ПЦУ приняли решение об учреждении румынского викариатства. Такое пожелание, напомню, выдвигала Румынская православная церковь в ответ на просьбу Вселенского патриарха о признании ПЦУ. Это викариатство будет учреждено для румынского населения Буковины и будет находиться в юрисдикции ПЦУ и под опекой РумПЦ. Приходы на Буковине - давний спор между Румынской ПЦ и РПЦ/УПЦ МП. Спор, который никак не мог сдвинуться с мертвой точки - Моспатриархат воспринимал идею "румынских приходов" не иначе как "акт канонической агрессии". Как и следовало ожидать, руководство ПЦУ оказалось более сговорчивым - в Украине могут появиться румынские приходы. А у оппонентов ПЦУ - в первую очередь, патриарха Филарета - еще один повод предать Киевскую митрополию ПЦУ уничижительной критике за "сдачу территорий" и "предательство интересов". Что же до ПЦУ, то она может с полным правом ожидать ответного жеста со стороны Румынской церкви - официального признания.

Но все-таки самой интересной новинкой в сюжете о праздновании дня крещения Руси стало то, что ни в одном из мероприятий не принимала ни малейшего участия высшая государственная власть. Президент Украины не только не пришел, все, чем он ограничился, - несколько строчек в Твиттере с дежурными словами поздравления украинским церквям и дежурными же увещеваниями о том, что надо жить в мире и не ссорить украинцев. Эта подчеркнутая отстраненность президента от церковных дел, его равнодушие к празднику, который успел приобрести огромный политический вес, стали едва ли не главной новостью.

Это открывает какую-то новую страницу в истории церкви в Украине - еще никогда она не была предоставлена сама себе, лишена политического содержания и идеологического флера. На этой странице истории за плечами лидеров украинских церквей все еще маячат фигуры "спонсоров" и "благодетелей" из сильных мира сего. Но и они сами лишены прежнего веса, и само их присутствие лишено прежнего содержания.

Около митрополита Епифания мы снова могли лицезреть бывшего президента Украины Петра Порошенко, за митрополитом Онуфрием неотлучно, как часовой, следует олигарх Вадим Новинский. Каждый из них заслужил место за плечом первосвященника: Петр Алексеевич добыл Томос об автокефалии для ПЦУ, Вадим Владиславович вложил колоссальное количество собственных средств для процветания УПЦ МП. Оба послужили церкви, оба "ставили" на церковную карту в политической игре, оба проиграли. Их политические величины резко уменьшились, съежились - и оттого, возможно, кажется, что и само политическое давление на церковь потеряло былую мощь.

Это, конечно, слишком благодушные мысли. Но то, что после бурных событий томосной гонки мы вступили в период некоторого затишья - факт. И это, конечно, хорошая новость для церкви. Жизнь после хайпа может показаться пресноватой, но многие важные дела делаются именно в тишине, для них скандал - верный путь к провалу. Таким делом, например, может оказаться признание ПЦУ со стороны других православных церквей. В крайне консервативном православном мире хайп и скандал только отпугивают потенциальных союзников. И тут показное равнодушие - может статься, лучший подарок, какой президент Зеленский мог сделать, по крайней мере, одной из украинских церквей на день крещения Руси.

Екатерина Щоткина

"Деловая столица", 29 июля 2019

Читайте также