Епископ Димитрий (Рудюк), ректор Духовной академии УПЦ КП. – «День», № 43, 7 марта 2003 года
Вряд ли кто будет отрицать, что в руках женщины находится большое влияние на дела человечества — и доброе, и злое. Творец подарил ей не ту власть, которая бы подчиняла слабого сильному и действовала принудительно, но зато Он дал ей влияние, которое подчиняет сильного слабому, да еще так, что сильный не замечает этого, потому что не чувствует унижения или потери свободы. Положение женщины у варварских, с одной стороны, и образованных народов резко отличается, так же, как положение женщины во времена новейшей истории и в древние и средние века. Известно и то, какое большое влияние оказывают многоженство и одноженство на общую нравственность и судьбы народов. При посредничестве женщины вошло растление в человеческую природу, но ведь при ее посредничестве также пришел в мир Спаситель! Есть два противоположных направления, разделяющие человечество: это направление мудрости и благочестия, с одной стороны, с другой — направление безумия и разврата (Притч 1,8; 9,13 —18). Влияние женщины велико, но благотворно оно лишь тогда, когда вся ее жизнь соответствует женскому предназначению. В чем же заключается это предназначение? Для кое-кого этот вопрос бессмысленный, ведь женщина — человек, и предназначение ее общечеловеческое. И это верно — постоянное самоусовершенствование и уподобление Творцу является общим предназначением и мужчин, и женщин. Но женщина не только человек — она «женщина», и потому должна иметь и свое особое предназначение (несмотря на то, замужняя она или нет). Свет истины на все это проливает Слово Божье. На первых страницах Библии встречаем изречение, определяющее общее предназначение человека: «творить человека по образу Нашему и подобию...», а также другое выражение, указывающее на предназначение женщины: «не пристало мужчине быть одному, создадим ему помощницу...» (Это изречение относится не только к замужней женщине). Ева была не только первой женщиной первого мужчины — она была первым человеком женского пола. Без этого помощника неполным было бы блаженство рая. Первозданный Адам был наделен свойством любить, и эта любовь не находила вокруг ничего близкого и равного ему. Тогда всеблагой Бог создает женщину. Ту, которую искал Адам, второе его Я, хотя и отличное от него. Она своим живым участием в его райском блаженстве, своей любовью должна была сделать это блаженство полным, ибо призвание ее — любовь. Этому призванию соответствует место, предназначенное женщине Самим Богом. Место это не унизительное. Она не ниже мужчины, ведь она является помощницей, «подобной ему», и при этом только при условии равенства может помогать ему. Однако место это также второстепенное, зависимое: женщина создана после мужчины и создана для мужчины. Взята она как «кость от костей его и плоть от плоти его» (Быт.2,21) и настолько тесно связана с мужчиной, что он не может унизить ее, не унизив при этом себя. Грех нарушил в основе семейную жизнь первых людей и исказил знакомые нам отношения между мужчиной и женщиной — последняя должна подчиняться мужу, быть ему рабой. Но милосердный Господь сразу после грехопадения предложил средство для лечения страшной болезни, средство, которое могло восстановить утраченное равновесие между двумя полами. От Девы должен родиться обещанный Примиритель, который разрушит дела дьявола (1Ин.3,8). Семя женщины должно раздавить голову змия (Быт. 3,15). И вот назначенный час пришел. Пресвятая Дева, по силе любви и смирения, приняла в Себя Бога и воплотила Его. Женщина вернула мужчине то, что отобрала у него, вернула намного больше, нежели тот потерял из-за нее, и этим освободила себя от рабства. Богоматерь Мария — образец любви! Но мы должны помнить, что она освободилась от рабского подчинения мужчине не восстанием против него, а смирением. Это идеал женщины-христианки! На положение женщины указывает и то, в какое отношение к мужу ставит женщину христианский брак. Жена должна любить мужа, как Церковь любит Христа, и в силу этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу, ибо царство благодати является царством любви, а не рабского страха. Муж является главой жены, он ответственен перед Богом и Церковью за прочность и духовное состояние своей семьи. Для счастья жены и семейства муж должен жертвовать всем, как Христос, — даже собственной жизнью (Еф. 5,25). Кто любит свою жену, тот любит самого себя. Жена должна подчиняться своему мужу не потому, что она в глазах Церкви ниже, (потому что для Церкви все равны: нет ни мужского пола, ни женского (Гал. 3,28), но и не потому, что муж является управителем семейной жизни, он — разум, а жена — сердце семьи. Дьявол гонит людей в двух направлениях. Людей, одержимых интеллектуальными или душевными страстями — гордостью, ненавистью, тщеславием, гневом, он склоняет к тому, чтобы их считали покровителями, освободителями, защитниками женщин. Но это только искаженные христианские основы; на самом же деле, они не такие, как кажутся на первый взгляд. Людей, одержимых плотскими и животными наклонностями, дьявол приводит к противоположным убеждениям, заставляет относиться к женщине как к своего рода «средству наслаждения». В результате возникли, с одной стороны, эмансипация, с другой, — проституция. За каждым из них стоят известные представители человечества. А страдает между этими двумя ужасными тисками — женщина. Каждый мужчина и каждая женщина хорошо знают свои собственные силы, и если эмансипаторы врываются в «открытые двери», то следует исследовать причины, которые побуждают их «воевать» за полное равноправие женщины (вплоть до права пользоваться оружием солдата или натягивать на себя милицейскую шапку). Какая свобода нужна женщине, когда она сама занимает высшее положение там, где мужчина ощущает себя рабом, когда он осознает, что для человека наиболее дорогим в жизни является слово «мать»? Итак, женщина, кем бы она ни была и какое бы положение не занимала, должна помнить о своем предназначении: «сотворим ему помощницу» и выполнять это предназначение. Должна оторвать сердце свое от суеты и отдать его любви, ведь лучше приносить пользу, нежели принимать лесть. Много святых жен, которые получили на небесах венец святости — Раав, Мария Магдалина, Мария Египетская, начинали жизнь свою так, как обычная женщина. Но каждая женщина должна пытаться закончить свою жизнь так, как они.
http://www.day.kiev.ua/16594/