• Главная
  • Украинские верующие и их Церкви: кто, где, сколько?...

Украинские верующие и их Церкви: кто, где, сколько?

12.06.2017, 16:14
Украинские верующие и их Церкви: кто, где, сколько? - фото 1
В Украине традиционно в конце мая активизируются религиоведы, социологи и священники, ведь Центр Разумкова почти ежегодно именно в это время публикует результаты собственного исследования. 2017 год не стал исключением.

В Украине традиционно в конце мая активизируются религиоведы, социологи и священники, ведь Центр Разумкова почти ежегодно именно в это время публикует результаты собственного исследования. 2017 год не стал исключением, и презентация опроса состоялась 24 мая, о чем писала РИСУ. В этом материале мы проанализируем новые данные, представим интерпретацию отдельных цифр и попробуем зафиксировать тенденции религиозной жизни Украины.

Верующие украинцы: какие они?

Нам представляется логичным начинать с анализа более общих данных, вроде общей характеристики верующих. В этом году ученые фиксируют меньшее количество верующих людей, и это создает определенную тенденцию. Так, в 2014 году свою веру декларировали более трех четвертей украинцев (76%), через два года – уже 70,4%, а в этот раз – 67,1%. Причем нынешние показатели сравнялись с данными 2013 года. Подобная динамика может объясняться тем, что в основном у нас в стране верующих людей примерно две трети. Однако во времена общественно-политических катаклизмов, особенно в условиях вооруженной агрессии с аннексией и оккупацией территорий, морально подавленное население склонно чаще обращаться в поисках смыслов к сверхъестественным силам. Отсюда и радикальный скачок почти на 10% в бурный 2014 г. с последующим возвращением на довоенные показатели в 2017 г.

Интересно, что разница в количестве верующих сильно зависит от региона. Так, на западе страны таковыми себя декларируют более 91%, в то время как на юге – лишь 42,7%. Также в этой части страны каждый четвертый – атеист или агностик, а каждый пятый колеблется между верой и неверием. Наблюдается небольшой разрыв между религиозностью мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей. Вторые в обоих парах более религиозны. В принципе, это соответствует общемировым тенденциям.

Половина опрошенных граждан ответили, что посещают церковные богослужения. Так, раз в неделю и чаще в Украине в среднем в церковь ходит 12% населения. Здесь опять присутствует определенная региональная дифференциация: на западе этот показатель достигает 35%, в то время как на юге и востоке – 4% и 3% соответственно. Эти же цифры совпадают с показателями материальной поддержки церквам: о регулярных пожертвованиях свидетельствуют 23% украинцев на западе, 2,9% – на юге и 3,8% – на востоке.

В вопросе религиозной терпимости существенно отличается восток Украины. Здесь, в среднем на 15–20% опрошенных больше считает, что любая религия имеет право на существование. Наиболее нетерпимым оказался юг, здесь таких всего лишь 42% соглашается, а еще более 22% считают приемлемым существование в нашем государстве только традиционных вероисповеданий. Примечательно, что тот же самый регион выступает лидером и в негативном отношении к меньшинствам: к мусульманам (32%), к иудеям (25%) и к харизматическим христианским церквам (25,6%). По отношению к этим религиозным направлениям негативное отношение растет в среднем и по всей Украине.

Интересна и разница в отношении между восточными и западными христианами. Так, на востоке, где доминирует православие, положительно к римо- и греко-католикам относятся около 17% опрошенных. Однако на западе, где проживает существенная часть католиков обоих обрядов, к православным отношение намного лучше – 87,1%. Конечно, следует учитывать, что в этом регионе и православные представлены достаточно широко (58%). Однако общую тенденцию в отношениях между этими конфессиональными направлениями подтверждает и недавнее исследование американской социологической службы Pew Research Centre. Согласно их результатам, почти все католики Украины (92%) спокойно приняли бы православного членом своей семьи, в то время как только половина (56%) православных способна на аналогичный шаг.

Конфессионально-политические вопросы

В нынешнем исследовании присутствуют также новые данные по конфессиональному распределению верующих. Так, впервые за всю историю количество верующих, идентифицирующих себя с Киевским Патриархатом, превысило верующих Московского – 38,8% против 17,4% соответственно. Это соответствует тенденции последних семи лет, по увеличению доли УПЦ КП (с 22 до 38%) и уменьшению показателей УПЦ (с 34 до 17%).

Опрос также показал значительную долю «просто православных» (35,7%). Показательно, что больше всего таковых на юге и востоке страны, 50 и 47% соответственно. Интересно, что в базовом регионе распространения УПЦ в единстве с Московским Патриархатом половина православных не относит себя к какой-либо из Церквей. Ученые из центра Разумкова объясняют такое дистанцирование возможным нежеланием верующих, по разным причинам, открытого признания принадлежности к Церкви, находящейся в подчинении Московского Патриархата. Последний фактически поддерживает агрессию России против Украины.

Показательны ответы относительно будущего Православной Церкви в Украине. Так, прослеживается тенденция на популяризацию лидерской роли УПЦ КП, уровень поддержки которой возрос почти в два раза с 16,7% до 29,2% за последние семь лет. Ровно столько считает необходимым всем православным объединиться вокруг Киевского Патриархата. В то же время каждый пятый поддерживает идею создания единой Церкви, которая будет добиваться мирового признания. Стабильно падает доля тех, кто считает, что УПЦ должна оставаться неотъемлемой частью РПЦ. С 2010 г. количество сторонников такого мнения упало втрое – с 22,3% до 7,7% в 2017 году. Весьма показательным здесь является распределение ответов верующих УПЦ. Так, 14% верующих этой Церкви отдают «роль первой скрипки» в украинском православии Киевском Патриархату – непосредственному конкуренту. Еще 15,3% стремятся к созданию единой Церкви. Почти треть (30,2%) поддерживает единство с Москвой, а остальные не определились (40,5%).

Подобное распределение наталкивает на размышления о различных идейных группах внутри УПЦ. Так, мы считаем, что верующие этой Церкви представлены тремя течениями. Два из них приблизительно равны по количеству и представляют противоположные друг другу группировки. Это представители проукраинского и пророссийского духовенства. И если первые были у власти за период каденции прошлого Предстоятеля, то последние сегодня формируют повестку дня в этой Церкви. Социология показывает, что сторонников обеих групп примерно по трети, однако в действительности их, скорее всего, гораздо меньше. Наибольшей и одновременно самой аморфной группой оказывается часть респондентов, имевших трудности с ответом. Эту прослойку можно условно назвать «равнодушными». Это представители мирян и клира, которые ценят собственную церковную традицию, признание со стороны Вселенского православия, однако не имеют политической позиции. К этой группе могут примкнуть также и те, кто сейчас колеблется публично декларировать свои политические взгляды и ожидает окончательного закрепления одной из двух партий, чтобы в конце концов поддержать победителя.

Религиозные лидеры

Традиционным пунктом в исследовании Центра Разумкова является анализ доверия к религиозным лидерам. Положительную разницу между доверием и недоверием сохранили Патриархи Филарет и Святослав и Глава УАПЦ Митрополит Макарий. Иерархам продолжают доверять верующие. Интересно, что летом прошлого года рейтинг Митрополита Онуфрия имел положительную отметку, в то время как зимой 2016 г. владыка имел отрицательный уровень доверия (т.е. тех, кто не доверяет, было больше, чем тех, кто доверяет).

Показательна тенденция существенного уменьшения позиций Патриарха Кирилла в Украине. Так, рейтинг доверия главы РПЦ за 7 лет упал ровно в три раза – с 44,4% в 2010-м до 14,8% в 2017-м. Уровень недоверия за этот же период увеличился почти в 2 раза – с 21,6% до 42%. Патриарху Московскому в Украине продолжают верить сторонники только УПЦ, там таковых 40%, при 23,9% недоверяющих. Эти данные подтверждаются недавним исследованием Pew Research Centre, в котором отмечается, что главе РПЦ доверяет лишь 17% украинцев. Почти половина наших граждан (46%) поддержала ответ «Патриарх или Митрополит Киевский и всей Украины».

В общем, лидером симпатий верующих этого года оказался Папа Римский Франциск – его поддерживает более трети украинцев (37,7%). Предсказуемо, что наибольшую поддержку Папа получит на западе страны, ведь здесь проживает его паства – римо- и греко-католики. Интересно, что в восточном регионе нашей страны преемнику апостола Петра доверяет только каждый пятый, хотя это и не удивительно, ведь об акции «Папа для Украины», иницированной для помощи пострадавшим в результате агрессии на Донбассе, не знает более 40% жителей этого региона.

Примечательны и взаимные показатели верующих МП и КП. Так, Митрополиту Онуфрию доверяют 45,3% верующих Киевского Патриархата, а Патриарху Филарету – 31,5% верующих Московского. Важным фактором является то, что каждый пятый в Украинской Православной Церкви не знает своего Предстоятеля. О религиозных лидерах Украины наиболее осведомлены представители УГКЦ – у них в среднем самый низкий показатель незнания. Поддержку более ¾ верующих этой Церкви имеют Папа Римский и Патриарх Святослав (Шевчук).

Напомним, что в прошлом году, украинский журнал «Фокус» включил руководителей Церквей в рейтинг самых влиятельных лиц Украины. Патриарх Филарет, Митрополит Онуфрий, Патриарх Святослав и недавно почивший кардинал Любомир (Гузар) заняли соответственно 56, 57, 58 и 59 места.

Треугольник «ЦерковьГосударствоОбщество»

Интересными и не всегда предсказуемыми остаются взаимоотношения в треугольнике «Церковь–Государство–Общество». Так, например, представители власти иногда пытаются использовать доверие общества к Церкви в своих целях. Однако граждане понимают такую игру и выражают свое недовольство этим. В цифрах же это выражается тем, что почти половина украинцев (46,9%) негативно относится к публичной демонстрации религиозности политиками. Одобряет такие действия только каждый восьмой (12,5%). Однако общество выступает и против обратной тенденции. Не поддерживают вмешательство Церкви в отношения между человеком и властью более половины опрошенных граждан (52,1%). Необходимо заметить, что этот процент из года в год уменьшается.

Заметна тенденция на снижение положительной роли Церкви в обществе. В течение последних трех лет этот показатель упал на 10% – с 52,5 в 2014-м до 42,6% в 2017-м. И снова мы видим региональное распределение. Если более 2/3 (70,2%) жителей западного региона считают роль Церкви положительной в современном обществе, то на востоке и юге таковых четверть (26,1%) и треть (29,3%) соответственно. Зато в этих регионах проживает существенная доля тех, кто не считает, что Церковь как институт вообще как-то влияет на общество.

Отдельная тема – это религиозные конфликты. Очевидно, что они бывают разными, с отличным бэкграундом и уникальным контекстом. Собственно именно поэтому у украинцев и нет единого, простого видения источника этих споров. Мнения опрошенных разделились на такие варианты:

  • Конфликты являются сугубо политическими (37,4%).
  • Их причина – имущество (28,2%).
  • Проблема в иерархах, жаждущих власти (25,7%).
  • Суть споров – национальный вопрос (13,8%).

Украинцы в своих ответах также указывают на сложные и неоднозначные процессы в государственно-конфессиональных отношениях. Так, за последний год почти на 10% снизился уровень религиозной свободы. На востоке страны только 47,5% считают, что в нашем государстве существует полная свобода совести и равенство вероисповеданий перед законом. В то время как на западе таковых более 68%. Можно предположить, что такая разница из-за того, что восток является базовым регионом для УПЦ, которая в последнее время распространяет тезисы о дискриминации. На самом же деле со стороны власти, по крайней мере, на центральном уровне, никакого клеймения УПЦ нет, достаточно лишь вспомнить, что в прошлом году УПЦ было передано более 200 га земли. Однако трудно не заметить, что в обществе очень часто присутствует подозрительное, если не сказать враждебное, отношение к этой Церкви. Именно за счет потери общественного доверия, создается негативный образ УПЦ в публичной плоскости, а спикеры этой Церкви выдают это за гонения со стороны нынешней власти. И происходит парадокс: власть их одновременно и гонит и выделяет землю и финансирование, а общество уважает, но все меньше и меньше себя с ними отождествляет.

Похоже, что общество более-менее сформулировало свое отношение к институту капелланства. Так, более 2/3 (68%) поддерживают введение военного духовенства, процесс которого, кстати, сейчас и происходит.

Выводы

В общем, можно выделить несколько заметных тенденций и направлений изменений в религиозной жизни украинцев:

  • Стабилизация количества верующих на уровне довоенных времен.
  • Увеличение доли УПЦ КП и уменьшение сторонников УПЦ. Значительная потеря доверия к Патриарху Кириллу.
  • Уменьшение нравственного авторитета института Церкви.
  • Стабильно высокий уровень веры, участия и принадлежности в западном регионе. Постсоветские Юг и Восток представляют собой более секуляризованные регионы с низкой активностью в религиозной жизни и с размытой юрисдикционной принадлежностью.
  • Постепенный рост негатива к религиозным меньшинствам, в частности иудеям, мусульманам и протестантам.
  • Негативное отношение украинцев к публичному проявлению политиками своей религиозности.

Считаем, что для более четкого охвата процессов религиозной жизни, необходимо более детальное исследование каждого макрорегиона с привлечением статистических данных по сети религиозных организаций.

Дмитрий ГОРЕВОЙ,

религиовед