Олег НЕДУМОВ. — "Незавимая газета — религии", 9 августа 2000 року
Украинские архиереи не готовы к автокефалии
Заявление президента Украины Леонида Кучмы о необходимости быстрого преодоления раскола в православии на Украине и создании Поместной Украинской Православной Церкви, сделанное в начале этого года, вызвало достаточно негативную реакцию со стороны священноначалия Украинской Православной Церкви. Архиерейский Собор УПЦ, состоявшийся 28 июля в Киеве, заявил о проблемах церковной автокефалии на Украине. В нем подчеркивается, что само по себе стремление Кучмы как можно быстрее преодолеть церковный раскол вполне понятно и вряд ли может оспариваться. Однако, как подчеркивается в документе, "идея достижения церковного единства также оказалась извращенной по вине тех безответственных личностей, которые присвоили себе право вмешиваться в жизнь Церкви, претендуя на то, чтобы решать за церковный народ его проблемы". Члены Архиерейского Собора высказывают озабоченность постоянными попытками давления на Церковь со стороны государственных чиновников и политиков. "Такие люди, - говорится в заявлении, - к несчастью, не понимают, что Церковь - это не только земной институт, с которым они имеют дело в обыденной жизни, но прежде всего Церковь - это таинственное установление Божие, цель которого - спасение человеческой души. Церковь, безусловно, играет в обществе огромную социально-культурную роль. Но эта функция Церкви при всей ее значимости является вторичной по отношению к ее главному заданию - сделать христианина причастником спасительной Жертвы Христа и ввести его в Царство Небесное". При отсутствии такого понимания принципов православной экклезиологии, по словам архиереев, появляется искушение видеть в Церкви только средство достижения политических интересов. Особенно это касается такой "исключительно сложной, болезненной и деликатной проблемы", как преодоление расколов. "Забывая про то, что основой спасительной миссии Церкви в мире являются богооткровенные догматы, - говорится в документе, - и что она строит свое земное бытие, исходя из четко оформленных канонических принципов, некоторые политики без понимания возможных последствий своих действий вмешиваются в тонкую ткань церковного организма, пропагандируя свое далекое от православного сознания видение проблемы расколов и навязывая неприемлемые сценарии их решения. Подобные варианты "помощи", предложенные Церкви извне с целью преодоления расколов и неурядиц, подменяют православное понимание настоящего церковного единства арифметической схемой формального объединения всех конфессий". В документе подчеркивается, что "многие совершили грех перед Богом и Церковью, нанесли раны Телу Христову. Именно это не дает нам возможности идти на переговоры с анафематствованным Михаилом Денисенко. Что касается остальных, то в Церкви всегда есть свои пути и возможности, которые могут привести к возможному сотрудничеству в достижении церковного единства". Касаясь вопроса о возможности автокефалии Украинской Церкви, архиереи делают вывод о том, что "количество противников автокефалии в среде верующих сегодня превышает количество ее сторонников, что является следствием антицерковной деятельности раскольников и политиков, которые своими действиями дискредитировали саму идею церковной независимости... При отсутствии единогласности и общей оппозиции снова открывать дискуссию про автокефалию не только несвоевременно, но и опасно новыми конфликтами и раздором на этой почве. Очевидно, что предоставление канонической автокефалии не решит проблемы церковного единства на Украине, но в настоящих условиях может ее только усугубить. Мы призываем всех православных верующих Украины прежде всего прекратить межконфессиональное противостояние, объединиться в одной церковной ограде и только потом вместе приступить к соборному решению вопроса про дальнейший канонический статус нашей Поместной Церкви".
http://religion.ng.ru/conflicts/2000-08-09/6_kuchma.html