Интронизация владыки Богдана Дзюраха как Апостольского экзарха в этих странах, которая состоится 18 апреля, стала поводом для «Хорошего разговора» с Тарасом Бабенчуком поговорить с канцлером Апостольского экзархата УГКЦ в Германии и странах Скандинавии о. Андреем Дмитриком. Речь шла о будущей интронизации и о жизни УГКЦ в диаспоре.
Источник: Департамент інформації УГКЦ
По его словам, интронизация, в связи с усиленными карантинными мероприятиями, будет проходить с минимальным присутствием духовенства и верных – будут только представители Церкви и государства. Совершит интронизацию Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав, который уже прибыл в Мюнхен.
Германия – страна украинской диаспоры с давних пор: первая волна эмиграции – 20-е годы XX века. Вторая волна эмигрантов из Украины – эмигранты после Второй Мировой войны, так называемые DP – перемещенные лица из трудовых и концентрационных лагерей на территории Германии. Поэтому в Гамбурге с тех времен – одна из старейших общин украинских греко-католиков и храм Всех Святых, строительство которого инициировал Патриарх Иосиф Слипый в 1969 году. Освящение храма состоялось в 1980-м. Третья волна – 90-е годы и продолжается до ныне.
«У УГКЦ несколько собственных храмов, которые походят от начала пастырства в Германии: храм в Новом Ульме, в Мюнхене, в Бамберге, в Гамбурге, – рассказывает о. Дмитрик. – Везде есть общины, большие и поменьше, но почти нет общин, которые бы замерли: даже если община маленькая, она все равно активная».
В 1959 году декретом папы Иоанна ХХIII был создан Апостольский экзархат УГКЦ в Германии и странах Скандинавии с кафедральным собором в Мюнхене – собором Покрова Пресвятой Богородицы и св. Андрея Первозванного. На протяжении более сорока лет апостольским экзархом в Германии был владыка Платон Корнелюк, а с 2001 года – владыка Петр Крик.
«Еще десять лет назад в Германии большинство украинцев было именно с того старшего поколения, но сейчас ситуация полностью изменилась: сейчас в большинстве – эмигранты 90-х, у которых другое видение и восприятие многих вещей», – рассказывает отец Андрей Дмитрик.
Отец Андрей говорит, что в Германии 75–77 тысяч украинцев греко-католиков. Хотя украинцев-эмигрантов, по последним данным, гораздо больше (более 240 тысяч). Новая волна миграции, которая началась в 90-х и продолжается по сегодняшний день, – это, в основном, молодежь, которая родилась в Украине и выехала на учебу и работу, то есть это люди, которые имеют другое мировоззрение, чем эмигранты предыдущих волн. И именно они сейчас являются основой и украинской эмиграции, и общины УГКЦ.
«Интересно, что за последние семь лет, после начала российско-украинской войны на Востоке и оккупации Крыма, к нам все чаще приходят люди из Крыма, Востока и Центра Украины, – отмечает о. Андрей. – Потому что раньше можно было сказать, что УГКЦ в Германии – это здешняя Галичина, а теперь – нет. И это большая и хорошая новость для нас».
Сейчас в Германии – 55 общин УГКЦ разного уровня. Действующих священников, вместе со Скандинавией, – 26. Большинство обслуживает по 2–3 общины.
В странах Скандинавии за последние 5–7 лет наблюдается значительный рост эмиграции украинцев – это, в основном, молодежь, которая выезжает на учебу и работу. В некоторых странах Скандинавии довольно давно есть постоянные священники УГКЦ: по одному в Норвегии и Дании, двое – в Швеции. Но в некоторых – еще нет. Так, в Финляндию, по направлению Пастырско-миграционного отдела УГКЦ, приезжает отец из Эстонии. В Исландии, которая присоединилась к Экзархату относительно недавно, в 80-х, также нет своего священника. А, между тем, потребность в этом есть.
«Возможно, это будет одним из первых приоритетов владыки Богдана – чтобы в Рейкьявике был наш священник, – говорит о. Андрей. – В Исландии достаточно активная украинская община, это где-то 200 человек, и, насколько знаю, там есть и потенциал, и возможности для утверждения УГКЦ».
Язык Литургии в храмах УГКЦ в Германии – преимущественно украинский, в отличие от других стран диаспоры, где богослужения 50/50 проходят на языках стран пребывания.
«Главная причина: люди, которые приходят на службу Божью, – это украинцы, которые хотят хотя бы так, через язык Литургии, почувствовать себя хоть немного дома, рядом с родителями, друзьями, родиной, – говорит отец Андрей. – Но я знаю приходы, где есть люди, которые, не будучи украинцами, свободно говорят на украинском и хотят слышать службу именно на украинском: им нравится и близка наша Литургия, наш обряд... Похожая ситуация и в странах Скандинавии: в каждом приходе или общине есть люди, которых действительно и искренне интересует наш обряд, речь, культура... То есть, интерес к УГКЦ есть и он не утихает», – рассказал канцлер.