В УПЦ КП считают, что внутренние противостояния в УПЦ, спровоцированные Москвой, откидывают на задний план диалог между УПЦ и УПЦ КП
«Разделенная внутренним противостоянием и интригами Москвы, УПЦ сейчас, очевидно, не готова к диалогу с Киевским Патриархатом». Такое мнение высказали в пресс-центре Киевской Патриархии, комментируя информацию о Собор епископов УПЦ, который 8 июля 2011 состоялся в Киево-Печерской лавре.
«Разделенная внутренним противостоянием и интригами Москвы, УПЦ сейчас, очевидно, не готова к диалогу с Киевским Патриархатом». Такое мнение высказали в пресс-центре Киевской Патриархии, комментируя информацию о Собор епископов УПЦ, который 8 июля 2011 состоялся в Киево-Печерской лавре.
«В последние месяцы обострилась борьба относительно будущего УПЦ (МП) - отметили в пресс-центре УПЦ КП. - В феврале с. г. в Москве Архиерейский собор РПЦ внес существенные изменения в устав Московского Патриархата, которым было ограничено право автономных и самоуправляемых Церквей. По видимому эти изменения не коснулись статуса УПЦ (МП), но по сути сейчас достаточно Архиерейским собором РПЦ изменить всего один пункт собственного устава – и от самоуправления Украинской Церкви Московского Патриархата останется одно название. В мае наружу выплыла информация относительно плана Патриарха Кирилла через Харьковскую кафедру провести своего ближайшего сотрудника митрополита Илариона (Алфеева) в состав Синода УПЦ и, таким образом, сделать его официальным "наследником". Этот план не смог сейчас реализоваться. Но то, что расширение состава Синода УПЦ, которое произошло на его последнем заседании, так взволновало Москву, говорит, что Чистый переулок имеет свои виды на будущего Предстоятеля УПЦ (МП). И эти виды с украинскими не совпадают».
В пресс-службе Киевской Патриархии подчеркнули, что логика действий церковного руководства в Москве та же, что и в политического - не восприятие Украины действительно независимой. «В Москве твердо убеждены, что Украина – это Россия. А потому очень больно переносят необходимость делать вид, что они уважают наш суверенитет».
В УПЦ КП убеждены, что реальная независимость УПЦ (МП) как раз и проявляется в том, насколько она способна принимать те решения, которые хочет, – без оглядки на позицию Москвы. «На примере событий вокруг Собора УПЦ мы видим, что эта независимость напоминает поводок. Пока не пытаются выйти за пределы его длины – до тех пор кажутся свободными. Но как только хотят выйти за эти пределы - поводок не дает. Ибо хозяин дергает к себе. И, кажется, многим в УПЦ (МП) такое положение надоело».
«События вокруг Собора и во время него свидетельствуют – УПЦ внутренне разделена. И, как в 1992 г., это разделение спровоцировано извне – из Московской Патриархии. Даже неформальными рупорами этого разделения являются те же лица, что и тогда - Агафангел, Иоанафан. К ним присоединяется и Донецкий митрополит Иларион, которому, видимо, в московском ОВЦС пообещали киевское митрополитство – как корда-то им заманивали Харьковского митрополита Никодима. Читая материалы и наблюдая за происходящим можно убедиться, что за 20 лет Москва ничего нового не придумала – она ??готова расколоть Украинскую Церковь, лишь бы вытеснить из нее несогласных быть слугами "русского мира". Можно лишь надеяться, что второй раз на этот сценарий не клюнет большинство в УПЦ (МП), как они это сделали в прошлом», – считают в пресс-службе УПЦ КП.
Там также обратили внимание на внутреннюю противоречивость одного из ключевых решений, принятых Собором – о уставных вопросах. «Накануне Собора весь сыр-бор разгорелся в первую очередь вокруг количества членов Синода, из которых, фактически, и будет избран будущий Предстоятель. По сути, внесение изменений в Устав относительно количества членов Синода было одним из ключевых вопросов Собора. Видим, что промосковской группе путем давления удалось "уполовинить" уставное решение – редакция 2007 г. была принята, а изменения относительно Синода – не внесены. Но одновременно были одобрены все решения Архиерейских соборов и заседаний Синода – и среди них решение об избрании новых членов последнего. Таким образом возникает коллизия – с одного соборного решения не следует легитимность увеличения количества членов Синода, а с другого – вытекает. Такая двусмысленность также свидетельствует о внутреннем разделении УПЦ».
Что касается диалога между Киевским Патриархатом и УПЦ (МП), то его продолжение в свете нынешних событий выглядит проблематичным – убеждены в УПЦ КП.
«Разделенная внутренним противостоянием и интригами Москвы, УПЦ сейчас, очевидно, не готова к диалогу с Киевским Патриархатом. Это видно даже по докладу Митрополита Владимира, главная мысль соответствующего раздела которого – "в нашей позиции ничего не изменилось, мы ждем возвращения с покаянием". Возвращение куда – под власть Московского Патриарха, который руками и устами Агафангелов-кураевых-фроловых-лукияников издевается уже не с Патриарха Филарета, как раньше, а с Предстоятеля УПЦ (МП)? Наверное только слепой или ослепленный не видит, что позиция Московской Патриархии относительно Украины не имеет никакого отношения ни к канонам, ни к благу Православия, ни к утверждению единства Церкви Христовой. Так почему же нам возвращаться под омофор такого Патриарха? », – комментируют ситуацию УПЦ КП.
В пресс-службе УПЦ КП также напомнили об обращении к Собору УПЦ (МП) Святейшего Патриарха Филарета. «В своем обращении наш Предстоятель ясно отметил, что Киевский Патриархат готов к плодотворному диалогу. Но это должен быть именно диалог, а не язык ультиматумов – пусть и обернутых в красивые слова о "не унизительности покаяния".
«Так, сейчас в УПЦ (МП) даже священников кое-где готовы назначать без повторных хиротоний – только бы об этом не разглашалось. Но разве это не лукавство, недостойное Церкви – публично называть все таинства Киевского Патриархата не действительными, и одновременно тех, кто предает его, – поощрять тайным признанием их подлинности и даже сохранением полученных в УПЦ КП наград? Каждый человек имеет грехи и должен в них каяться. Но в том, что наша Церковь осталась верной своему Предстоятелю и решениям Собора УПЦ 1-3 ноября 1991 г. об автокефалии, – греха нет ... Покаяние может быть только взаимным – в том, чем мы согрешили друг против друга, и церковное единение – лишь в автокефальной, поместной Украинской Церкви, вокруг Киевского, а не Московского, Престола ", – завершили свой комментарий в пресс-службе Киевской Патриархии. Об этом информирует Церква.info.