• Главная
  • Новости
  • Великий Понедельник, Вторник и Среда: их значение и Богослужения...

Великий Понедельник, Вторник и Среда: их значение и Богослужения

14.04.2014, 09:27
В Великие Понедельник, Вторник и Среду совершаются богослужения, включая литургию Преждеосвященных Даров, почти не отличающиеся от будничных служб Четыредесятницы.

В Великие Понедельник, Вторник и Среду совершаются  богослужения, включая литургию Преждеосвященных Даров, почти не отличающиеся от будничных  служб Четыредесятницы. 

Тропарь один для первых трех дней: «Се Жених грядет в полунощи», — призывает христиан в духовном бодрствовании встретить Спасителя, идущего на страдания и смерть. Песнопения трех первых дней Страстной Седмицы содержат воспоминания событий, произошедших в последние дни перед Страстями Спасителя.

В Великий Понедельник вспоминается проклятие бесплодной смоковницы, растущей на пути в Иерусалимский Храм, а также Иосиф Прекрасный, проданный братьями в египетское рабство.

В Великий Вторник — притча Христова о десяти девах. В Великую Среду — помазание блудницею миром ног Иисуса Христа и предательство Иуды. Все эти темы подробно поясняются в синаксариях по шестой песни канона на утрени. На вечерне и утрени в эти дни читаются отрывки из Евангелия, соответствующие дню. Читаются и паремии: две на вечерне и одна на 6-м часе, но в отличие от Четыредесятницы, паремии берутся из книг Исхода и Иова (на вечерне) и Иезекииля (на 6-м часе).

На часах тоже читается Евангелие, но уже не избранные  отрывки, а полностью — начиная  с первой главы Евангелия от Матфея и до 17-й главы Евангелия от Иоанна (до прощальной беседы Иисуса с  учениками, которая входит в число  страстных чтений утрени Великой  Пятницы). Чтение Евангелия на часах  — один из самых поздних элементов  нынешнего устава, в практику этот обычай вошел не ранее XV века. Символически эти чтения изображают Иисуса Христа, учащего в Храме в последние дни перед страданиями. Чтение Евангелий в монастырях заполняло собой почти весь день, между оканчивающейся на рассвете утреней и до начала вечерни.

В Великую  Среду совершается последняя  в году Литургия Преждеосвященных Даров  и по ее окончании последний раз  читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Последний раз в этот день читаются и кафизмы — до вечера Светлой субботы. В этот же день на «Господи воззвах» на «и ныне» поется стихира единственной известной женщины-песнописца Кассии «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…». Преподобная Кассия (IX век), поэтесса знатного происхождения, основательница монастыря в Константинополе, известна как автор стихиры на Рождество Христово «Августу единоначальствующу» и четверопеснца Великой Субботы, включая ирмосы «Волною морскою». Четверопеснец Великой Субботы позже был переделан в полный канон, и от первоначального творения св. Кассии в богослужебном употреблении остались только ирмосы.