Created with Sketch.

Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата

28.07.2010, 09:38

Священный Синод УПЦ Киевского Патриархата с грустью отмечает, что на фоне сдвигов в деле преодоления церковного разделения в Украине, которые произошли в результате деятельности рабочих групп Киевского Патриархата и УПЦ (МП) по подготовке к диалогу, позиция, занятая Священным Синодом РПЦ на своем заседании 26 июля 2010 г. относительно церковной ситуации в Украине, является неконструктивной.

Священный Синод УПЦ Киевского Патриархата с грустью отмечает, что на фоне сдвигов в деле преодоления церковного разделения в Украине, которые произошли в результате деятельности рабочих групп Киевского Патриархата и УПЦ (МП) по подготовке к диалогу, позиция, занятая Священным Синодом РПЦ на своем заседании 26 июля 2010 г. относительно церковной ситуации в Украине, является неконструктивной. В своем «Обращении» Синод РПЦ фактически повторил ту бесплодную риторику, которую Московский Патриархат провозглашал относительно церковной ситуации в Украине 10-15 лет тому назад, – так, будто за эти годы ничего не изменилось, а ее бесперспективность не стала очевидной.

I. Особо подчеркиваем, что по своей сути упомянутое «Обращение» не имеет никакого отношения к Киевскому Патриархату. Он, как Поместная Украинская Православная Церковь, является неотъемлемой частью Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви – невзирая на то, что РПЦ и некоторые единомышленные с ней Церкви этого пока еще не признают.

Ответственно утверждаем, что в Украине нет церковного раскола, а имеет место лишь разделение по признаку юрисдикции (подчиненности). Поэтому все слова Священного Писания, канонов, Святых Отцов и другие мысли и утверждения, которые Православная Церковь использует относительно церковных расколов, к Киевскому Патриархату по своей сути не имеют никакого отношения. Считая Киевский Патриархат «расколом», руководство Русской Церкви манипулирует сознанием верующих, вводя их и все общество в заблуждение.

Согласно 1 правилу святого Василия Великого расколом именуется разделение во мнениях о некоторых предметах церковных и из-за вопросов, допускающих уврачевание. Примером раскола святитель называет учение о покаянии, отличающееся от православного (раскол кафаров, то есть так называемых чистых, которые учили, что после крещения невозможно покаяние для тех, кто согрешил смертным грехом, например – отрекся от Христа). Современными примерами расколов можно назвать разделение по поводу использования церковных обрядов (старообрядческий раскол) или по поводу проведения реформ церковной жизни (обновленческий раскол).

В Киевском Патриархате нет никаких отличий от всей полноты Православной Церкви ни в вероучении, ни в совершении таинств и других богослужений, ни в практике применения норм канонического права. Все противоположные утверждения противников Киевского Патриархата по этому поводу являются голословными или основанными на слабой аргументации. Подтверждением этого является простое сравнение Киевского Патриархата с вышеупомянутыми расколами.

ІІ. В истории Церкви не раз бывали случаи церковного разделения, которые современники считали расколом и даже ересью, но с течением времени они были оценены иначе. Например, разделение Константинопольской Церкви, вызванное спорами между последователями патриархов Игнатия и Фотия, каждый из которых был непримиримым противником другого, но которые оба причислены к лику святых. В новое время десятки лет Московская патриархия «карловацким расколом» именовала Русскую Православную Церковь Заграницей, но в настоящее время прошлые взаимоотношения между ними названы «трагическим разделением».

Подавляющее большинство случаев провозглашения автокефалии Поместных Церквей в ХІХ – ХХ веках также сопровождались провозгалшением «анафем» или другх прещений относительно новообразованных Церквей. Но с годами «анафемы» и «схизмы» забывались, и когда-то разделенные Церкви возобновляли молитвенное и каноническое общение на основе взаимного признания иерархии и таинств, а также статуса автокефалии. Именно такой случай имеет место и в Украине. Поэтому мы видим в предании забвению нынешних споров и признании автокефалии Поместной Украинской Православной Церкви единственный возможный и приемлемый путь преодоления церковного разделения в Украине.

ІІІ. Ярким примером манипуляции сознанием верующих является цитирование в упомянутом «Обращении» Синода РПЦ вырванных из контекста слов из 1 правила святого Василия Великого. В этом синодальном документе не приводятся слова, которыми сам святитель обстоятельно характеризует отличия ереси, раскола и самочинного сборища. Но за его суждение выдается историческая ссылка на мнения «древних» Киприана и Фирмилиана. Однако из текста правила видно, что эти мнения «древних» отрицаются «решительным» мнением и практикой Асийских епископов. И сам святитель Василий, приемля крещение раскольников, склоняется к иному мнению, чем «древние», и утверждает иную практику, чем они.

Процитировав слова правила, выгодные для нынешней позиции Московского Патриархата, Синод РПЦ не цитирует другие места из этого же правила, например, утверждения, что «от начала прежним Отцам угодно было крещение раскольников, как еще не далеких Церкви, принимать», которое святитель во второй раз повторяет ниже. Такие манипуляции свидетельствуют, что нынешний состав Священного Синода РПЦ в своих суждениях относительно церковной ситуации в Украине не способен быть авторитетным и беспристрастным толкователем канонов и устанвлений Церкви.

Обвиняя других в разнообразных нарушениях, Московский Патриарх и возглавляемый им Синод, как и епископат Московского Патриархата, до сих пор проявляют богословскую несостоятельность, за три года так и не дав ответ на важный богословский и канонический вопрос, поставленный трижды в обращениях к ним: на каком основании в Московском Патриархате практикой «повторного крещения» крещенных в Киевском Патриархате нарушаются Символ Веры и другие догматы Церкви, церковные каноны и искажается традиция церковной жизни? Без ответа остался этот вопрос и в упомянутом «Обращении», которое прикрывает нежелание отвечать рассуждениями о «разнообразных путях действия Божественной благодати».

Как могут считаться богословскими авторитетами те, кто в течение трех лет не способен аргументированно ответить на важный вопрос церковной жизни? Поистине, они подобны тем книжникам и фарисеям, которые в ответ на вопрос Спасителя о том, откуда было крещение Иоанно, от Бога или от человеков, свое лукавство спрятали за словами: «Не знаем» (Мф. 21:27).

IV. Из выступлений и заявлений руководителей Московской патриархии во время нынешнего визита главы РПЦ в Украину становится понятным, что они не желают конструктивного диалога с целью преодоления разделения Украинской Церкви, а желают, под предлогом «изменения политических обстоятельств», начать систематическое разрушение Киевского Патриархата, пытаясь вовлечь в это дело украинскую власть. Высказываются пожелания к власти «снять Киевский Патриархат с регистрации» и применить к нему другие репрессивные мероприятия. К нам уже начинает поступать информация об усилении активности в этом направлении представителей Московского Патриархата в разных регионах Украины.

Заявляем, что склонение в любой форме государства или его отдельных представителей к нарушению Конституции и законов Украины, ограничению права на свободу совести и вероисповедания, другим незаконным действиям относительно Киевского Патриархата является раздуванием межконфессионального и общественного противостояния. Выражаем надежду на то, что государство будет неизменно давать отпор таким посягательством на основы конституционного строя, права граждан Украины, общественные мир и согласие.

Видим также, что Московская патриархия намеревается усилить свою активность в поисках среди епископата и духовенства Киевского Патриархата таких лиц, которые бы изменили Поместной Православной Украинской Церкви и «с покаянием» перешли к Московскому Патриархату. За это им готовы пообещать «канонические хиротонии», в т.ч. и проведенные тайно.

Такая деятельность не является новой, но она всегда оставалась бесплодной – начиная от измены бывшего митрополита Антония (Масендича) и заканчивая изменой бывшего архиепископа Юрия (Юрчика). На примере своей предыдущей деятельности по поискам готовых на «унию» с РПЦ, представители Московской патриархии должны убедиться, что этот путь – бесперспективен. Потому что если кто в прошлые годы и отходил от Киевского Патриархата, то не в поисках «каноничности», а из-за личных конфликтов, неудовлетворенных амбиций или аморального поведения.

V. Со словами особого предостережения обращаемся к тем, кого представители Московской Церкви лукавыми нашептываниями будут склонять к «каноническим хиротониям». Знайте, что отречение от сана, принятого в Киевском Патриархате, и принятие «канонического рукоположення» в Московском Патриархате является отречением от Самого Христа, Который через Таинство поставляет священство, и хулой на Духа Святого, Который подает благодатный дар для совершения священнослужения.

Хотя до этого времени подобные случаи были одиночными, нам надлежит беспокоиться даже и об одной душе. А потому предупреждаем: тот, кто осмелился бы в Московском Патриархате принимать «хиротонию», будучи уже рукоположеным в Киевском Патриархате, таким действием отречется от Спасителя, Тело и Кровь Которого неоднократно принимал и подавал другим в Таинстве Евхаристии. За это таковой хотя и может на время быть обласкан сынами века сего, на Страшном Суде даст ответ перед Богом и получит осуждение с теми, кто изменил Христу. 68 Апостольское правило свидетельствует: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, примет от кого-нибудь второе рукоположення: да будет извержен от священного чина, и он, и рукоположивший: только если точно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение». Киевский Патриархат никто и никогда обоснованно не обличил ни в одной ереси, а потому каждый, кто отважился бы принимать от Московского Патриархата «каноническую хиротонию», имея рукоположение в Киевском Патриархате, подпадает под суровое определение этого правила.

Перед новыми проявлениями агрессии со стороны руководства Московской патриархии относительно Украинской Церкви мы призываем всех наших верных, духовенство и епископат к сплочению в единстве вокруг Киевского Патриархата, являющегося Поместной частью Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Мы верим и убеждены, что Бог, помогавший нам в домостроительстве Поместной Православной Украинской Церкви, сохранит ее в нынешних бурных обстоятельствах, как хранил ее в прошедшие годы. Мы и в дальнейшем надеемся на начало конструктивного диалога с УПЦ (МП) и должны делать все, от нас зависящее, для достижения в Украине единства православия вокруг единого Главы Церкви Христа Спасителя и Киевского Патриаршего престола.

Призываем на наших верных чад и весь украинский народ Божье благословение!

ПАТРИАРХ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ-УКРАИНЫ ФИЛАРЕТ

МИТРОПОЛИТ КРИВОРОЖСКИЙ И НИКОПОЛЬСКИЙ АДРИАН

МИТРОПОЛИТ ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ И БОРИСПОЛЬСКИЙ ДИМИТРИЙ

МИТРОПОЛИТ РОВЕНСКИЙ И ОСТРОЖСКИЙ ЕВСЕВИЙ

МИТРОПОЛИТ ЧЕРНОВИЦКИЙ И БУКОВИНСКИЙ ДАНИИЛ

АРХИЕПИСКОП НИКОЛАЕВСКИЙ И БОГОЯВЛЕНСКИЙ ВЛАДИМИР

АРХИЕПИСКОП БЕЛГОРОДСКИЙ И ОБОЯНСКИЙ ИОАСАФ

ЕПИСКОП СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ И КРЫМСКИЙ КЛИМЕНТ

ЕПИСКОП ВИННИЦКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ОНУФРИЙ

Читайте также