В основу статьи легли документы из недр ВКП(б) и МГБ СССР, которые обнародовал Институт истории Церкви Украинского католического университета в экспозиции «К свету воскресения через тернии катакомб».
«Двадцать лет прошло, как Украинская Греко-Католическая Церковь вышла из катакомб. Впрочем, за это время так и не была поставлена точка в вопросе возвращения этой Церкви туда, откуда ее выгнали после «собора» 1946 года. В риторике представителей Московского Патриархата (не только священнослужителей) все время повторяется «проблема униатов» и «разгром епархий РПЦ на Западной Украине». Вопрос понимания оказался на удивление тяжелым. Прежде всего потому, что найти общий язык, кажется, нет никакого намерения. Московский Патриархат активизирует отношения с Ватиканом, пытается договориться с Польской Католической Церковью. А как насчет ближайших соседей и непосредственных «действующих лиц» конфликта? Возможно, дело в том, что Московский патриархат, учитывая политические события, чувствует себя сейчас в Украине достаточно уверенно и предпочитает решать вопросы наименее болезненным для себя образом? Потому что такой диалог заставит выслушать и дать оценку «другой правде» – о «разгроме галицких епархий», – пишет «Зеркало недели».
Статья подробно рассказывает о механизме проведения «собора» усилиями партруководства, государственных структур и органов госбезопасности в сотрудничестве с Русской Православной Церковью, а также раскрывает методы влияния на «инициативную группу». В тексте обнародован датированный январем 1941 года (еще при довоенном приходе советской власти) «План проведения вербовки священника Костельника Гавриила» (этот документ см. в приложении).
Касаясь вопросов современности, автор признает, что вопрос правовой легитимности церковной собственности для греко-католиков во многом продолжает оставаться открытым: «До сих пор ни РПЦ не признала, что ее действия в отношении украинских греко-католиков в 1946 году были прозелитизмом, ни даже Украинская держава не приняла официального акта о реабилитации Церкви.
По окончании президентской кампании в обществе существуют опасения: не возобновится пагубная практика протежирования определенной Церкви государственным руководством, как это было в Советском Союзе после 1943 года. Будем надеяться, что украинским Церквам хватит мудрости пройти нелегкий путь к согласию и примирению, а власти – уберечься от соблазна использовать «церковный фактор» в политических целях».