Несколько лет назад я купил в хорошем московском книжном магазине сборник под названием «Апокалипсис смысла». Купил, потому что мне понравилось название. Уточню: мне не понравилось то, о чем оно говорило; мне понравилась, как точно книга называла то, что я видел вокруг себя в мире и чувствовал в своей жизни.
Обычно мы представляем себе апокалипсис как крушение видимого порядка, как череду судов Божьих над миром через катастрофы, войны, болезни. А тут оказывается, что апокалипсис идет полным ходом, и уже давно.
Мы ожидали грандиозных событий внешней жизни, а тем временем наша внутренняя жизнь приходила в упадок, уходила из нас как из дырявой лодки или разбитого сосуда. Мир не исчез, почти все на месте, кроме смысла.
В чем смысл? – Этот вопрос более важен, чем традиционный русский дуплет «Кто виноват? и Что делать?». Время думать не о том, что и как делать. Но о том, зачем, почему, ради чего, на каких основаниях нечто существует, к чему это меня обязывает?
Время думать не о том, кто и почему виноват. Но о том, как, каким решением, каким выбором, какой чередой поступков я пришел к такой жизни, к жизни без смысла, к жизни с дырявым дном, к существованию у разбитого и потому пустого корыта.
Сбываются страшные пророчества Ницше – обмельчал человек, оскудел смысл. «Что есть любовь? Что есть созидание? Что такое страсть? Что такое звезда?» — спрашивает последний человек и ... моргает. Земля стала маленькой, и на ней копошится последний человек, который делает все маленьким». Как говорил другой, уже русский философ Владимир Соловьев, «Человек если не обожится, то оскотинится». Человек или вырастет, поднимется, или обмельчает, опустится.
Как мы «дошли до такой жизни», как мы здесь оказались – вопрос к каждому в отдельности, вопрос, требующий припоминания, осмысления своей жизни, покаяния, исправления.
Но где именно мы оказались? Среди жизненной суеты, беготни, мельтешенья стоит остановиться и оглядеться. Мы увидим себя в некой пустоте, где ни города, ни сада. Это духовная пустыня или дикая степь.
Эту потерянность, заброшенность в пустоту мучительно переживал Пушкин. В стихотворении «Бесы» он живо передает ужас сбившегося с пути человека - среди «неведомых равнин», когда «все дороги занесло», «следа не видно», «мутно небо», «вьюга злится». Потерявшийся догадывается, что это бесовские игры, что это «духи собралися средь белеющих равнин», что это темная сила «кружит по сторонам», «в овраг толкает», «плюет на меня».
В таком страшном месте оказался современный человек, в культурной и общественной жизни которого был утерян, точнее был изгнан Бог. И в этом ужасе бесконечных пространств, где, кажется, нет пути, нет центра, нет освещения, ему надлежит ориентироваться.
В другом своем стихотворении («Страник»), Пушкин рассказал о своих духовных поисках в этой дикой пустоте:
Однажды, странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен.
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь как больной:
«Что делать буду я? что станется со мной?»
Среди этой духовной пустыни странник встретил юношу с Книгой, который указал путь к Свету. Так в пустоте, в обреченности, в ожидании разрушения и суда, появляются Божий посланник, Книга и Свет.
Мир пуст смыслом, но полон абсурдом. Обычно на этом останавливаются и об этом сокрушаются, все более отчаиваясь. Я предлагаю смотреть глубже, и видеть даже в обезбоженном мире следы Божьего Присутствия.
Мир, где люди миллионами истребляют друг друга, где торжествуют бесы, где зло узаконено, все же остается Божьим миром. Поэтому христиане исповедуют Иисуса Христа Господом, не отдавая бесам, бес-смыслице ни единой пяди земли.
В стихотворении Пушкина юноша читал Книгу, а потому смог видеть Свет и указать на него другим. Когда мы читаем Книгу, в нашу жизнь возвращается смысл. Не смысл утилитарный, потребительский, банально-обыденной, а смысл высший, абсолютный, Божественный. Во свете Божьей Книги мы видим мир светлым и осмысленным, «ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс.35:10).
На самом деле, мир не пуст и не абсурден, как пытаются нас убедить враги Бога, ненавистники Смысла, нигилисты атеистических и псевдохристианских гильдий. Мир полон следов и знаков Божьего присутствия, Его напоминаний о цели и смысле нашего бытия. Эта полнота мира взывает к нашей ответственности думать, учиться, развиваться, вникать, спрашивать, искать, дерзать, строить, бороться, стремиться.
Если мир полон знаков, то в поисках разгадки я должен их внимательно изучать, читать великую книгу природы, присматриваться к социальным связям, проникнуть в тайники воображения и творчества, глубины научных знаний.
При внимательном и благодарном отношении к миру, складывается впечатление, что Вселенная – не темная пустота, а дом, в который человек вселился. Любой дом обладает своими правилами и своей тайной, унаследованными от основателя, строителя, господина.
Человек живет не в диком поле, а в доме, полном следов и указаний на мудрости и любовь Создателя.
Более того, сам человек, даже в своей падшести, безобразности напоминает о своем Творце. Человек – шедевр Бога, Его «памятник». И даже если человек пуст, утратил смысл, полноту жизни, то утрата, пустота, дефект по-своему проповедуют о Боге, болью и тоской напоминают о нехватке.
Между людьми можно встретить надприродные явления гораздо чаще, чем в самой природе. Сочувствие, взаимопомощь, любовь, прощение, единомыслие, солидарность, которые среди нас еще встречаются, напоминают о сверхприродной тайне человека. Он принадлежит природе лишь своей частью, но явно выходит за ее пределы, соотносится с миром нравственным, духовным.
Душа, о которой не в состоянии были забыть даже «научные атеисты», с точки зрения эволюции, орган совершенно бесполезный, но редко кто согласится продать ее дьяволу или обменять в пункте обмена валют. Когда-то в школах дети твердили наизусть: «Составляющие тела человека весом 70 кг: мышцы — 50 кг; кости — 15 кг; внутренние органы — 5 кг; душа—0 г». От этого тема души становилась лишь более таинственнее, в нее верили тем больше, чем отчаяннее микроскопы ее разоблачали.
Смысл жизни состоит в открытии Бога, возвращении к Нему и все большем уподоблении Ему. Смысл определяется отношением человека к Богу, этой мистической связью. Если эта Бого-человеческая связь рвется, все бусины – части, темы, уровни, аспекты, идеи, блага, условия жизни рассыпаются прахом.
Армянский поэт-мистик Григор Нарекаци прекрасно передал чувство человеческого несоответствия изначальному Божьему замыслу:
Я – дом, но дом забытый испокон.
И чтоб его избавить от проклятья,
Он должен быть очищен, обновлен,
Обмазан глиной Божьей благодати.
Если наша жизнь, наш мир, наша личность - дом Бога, то смысл вернется к нам вместе с Ним. Если мы - дом, то в отсутствии Творца и Господина мы будем мучиться пустотой.
Но зачем мучиться пустотой, когда вокруг людей оставлено так много Его знаков, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27)? Пока есть Книга, пока горит Свет, самое время подумать о Смысле и взыскать Бога.