Подошел к концу год 500-летия Реформации. Был хороший повод задуматься о богатом наследии, оставленном нам гигантами исторического процесса. Проследить влияние Реформации на разные стороны современной жизни. А ее открыть для себя что-то новое из истории этого движения. Одним из самых ярких открытий личной для меня стали факты из истории Реформации на Закарпатье. Этот необычный регион до сих пор хранит наиболее древние протестантские храмы на своей территории.
В год 500-летия Реформации был хороший повод задуматься о богатом наследии, оставленном нам гигантами исторического процесса. Проследить влияние Реформации на разные стороны современной жизни. А ее открыть для себя что-то новое из истории этого движения.
Одним из самых ярких открытий личной для меня стали факты из истории Реформации на Закарпатье. Этот необычный регион до сих пор хранит наиболее древние протестантские храмы на своей территории.
Поскольку в период начала Реформации Закарпатье входило в состав Венгерского королевства, оно не осталось в стороне масштабных процессов, затронувших большую часть Европы. В Венгрии целый ряд известных магнатских родов приняли идеи протестантизма и преобразования церкви в соответствии с учением, которое провозглашали Мартин Лютер и Жан Кальвин. Реформационное учение быстро распространилось среди мелких дворян и горожан, которые оказались наиболее восприимчивыми к нему. Наибольшую поддержку из протестантских направлений в Венгрии получил кальвинизм или реформатская церковь. Матьяш Биро, как наиболее влиятельный проповедник этого направления, традиционно считается основателем венгерского кальвинизма.
Идеи Реформации поддержали наиболее влиятельные представители народа – Иштван БОчкаи и Габор Бетлен. Во второй половине XVI века, когда во всей Европе развернулась Контрреформация, именно их позиция при поддержке широких слоев населения Венгрии стали ощутимым препятствием для торжества католицизма. Стоит отметить, что с середины XVI века территория Венгерского королевства оказалась разделенной между Австрией и Османской империей, и если в империи Габсбургов протестантизм оказался под сильным прессингом, то под властью мусульман, как это ни странно, смог развиваться совершенно беспрепятственно. В вассальном государстве Трансильвания, населенном преимущественно венграми, в 1568 году, был принят Закон о веротерпимости, который признавал за каждым право на выбор вероисповедания.
Примечательно, что даже на территориях, подконтрольных католической Австрии, в частности Закарпатья, большинство венгров, принявши реформатские идеи, не согласились их оставить даже в период наступления католицизма и контрреформации. Местное население сражалось в прямом и переносном смысле за свои права и русины, составлявшие немалую часть жителей этого региона, так или иначе были вовлечены в эти процессы. В XVII веке на историческую сцену венгерской истории выходит новая династия – Ракоци. Дьердь Ракоци и Ференц II Ракоци стали наиоболее известными борцами за политическую независимость Венгрии, которая для них неразрывно была связана с религиозными свободами. Оба они были реформатами и оба пытались противостоять влиянию католической церкви. Мукачевский замок – Паланок стал резиденцией протестантских князей.
Свидетельством непрекращающегося влияния Реформации на территории Закарпатья являются древние храмы, история которых начинается с дореформационного периода. Это сооружения, которые были переданы в XVI-XVIIвеках реформатской церкви и в этом статусе остаются до сих пор. Лучшими иллюстрациями здесь являются храмы в г. Хусти и с.Бене. Они датируются соотвественно XIII и XIV веками и стоят до сих пор, как свидетельство непрекращающей истории Реформации на наших землях.