Created with Sketch.

Сергей Епифанович. Анализ сирийского сказания Георгия Ришайнского о св. Максиме Исповеднике

09.10.2010, 23:39

Одна из проблем, которые встают перед исследователем жизни и творчества св. Максима Исповедника, получила название «проблемы сирийского жития». При этом сирийский источник совершенно не подходит к жанру жития. Сирийская «История о нечестивом Максиме» - это памфлет, имеющий целью дискредитировать героя повествования.

Сергей Епифанович. Анализ сирийского сказания Георгия Ришайнского о св. Максиме Исповеднике (.pdf)

От редакции. Одна из проблем, которые встают перед исследователем жизни и творчества св. Максима Исповедника, получила название «проблемы сирийского жития». При этом сирийский источник совершенно не подходит к жанру жития. Сирийская «История о нечестивом Максиме» - это памфлет, имеющий целью дискредитировать героя повествования. Сергей Епифанович приходит к выводу, что «История о нечестивом Максиме» написана в жанре «псогоса», то есть «хулы», не предполагающей сообщения правдивых сведений.

Удивительно, но некоторые патрологи относились с доверием к этому источнику. Правда обычно это доверие не длилось больше десяти лет и по зрелом размышлении доверие к «Истории о нечестивом Максиме» исчезало. Даже А.И. Сидоров нашел в себе силы во втором издании (в 2004 году Максим Исповедник. Избранные творения. Библиотека отцов и учителей церкви. Том 14) первого тома творений Максима Исповедника признать ошибочность своей позиции 1980-1990-х годов, когда он доверял «сирийскому житию».

Тем более, нет ничего удивительного в том, что гениальный Сергей Епифанович сразу дал отрицательную характеристику «Истории о нечестивом Максиме» как источнике. Его мнение все еще ценно для наших дней, потому что и сегодня встречаются патрологи, доверяющие этому источнику или вообще видящие в наличии «Истории о нечестивом Максиме» какую-то серьезную проблему.

Публикуемый текст является частью главы 5-й «Сказания» большой работы Сергея Епифановича 1917 года «Источники для жизнеописания преп. Максима Исповедника». Анализ «Истории о нечестивом Максиме» завершает рассмотрение всех возможных источников, и далее идет глава «Хронология сочинений преп. Максима Исповедника». В главе сказания перед анализом «Истории» рассматриваются «Слово третье об образе и подобии Божьем в человеке» св. Анастасия Синаита (в котором рассказывается история монофелитской ереси) и Libellus synodicus. Рукопись Сергея Епифановича «Источники для жизнеописания преп. Максима Исповедника» сохранилась в черновике в единственном экземпляре.

Текст подготовлен к печати Ю.П. Черноморцем

Читайте також