Created with Sketch.

В Лавре разрешат молиться мусульманам?

28.09.2010, 10:35

Российское мусульманство обратилось к православной церкви с просьбой… «арендовать» храмы для проведения намазов. Положительное решение Москвы может привести к неоднозначной реакции в Украине

Российское мусульманство обратилось к православной церкви с просьбой… «арендовать» храмы для проведения намазов. Положительное решение Москвы может привести к неоднозначной реакции в Украине

Московская патриархия пока что прибывает в раздумьях. Гипотетически, русская православная церковь может пойти на такой шаг. Ведь, учитывая политическую ситуацию в России, вряд ли муфтии могли по личной инициативе сделать заявления подобного рода. Поскольку же в Украине православная церковь Московского патриархата является доминирующей по количеству приходов и культовых сооружений, это может серьезно повлиять на религиозную ситуацию в нашей стране. Особенно, в поликонфессиальном Крыму, где попытки воплотить инициативу муфтиев России прогнозировано приведут к социальному взрыву.

Напомним, что первым открыто заявил, что нехватка мечетей подталкивает мусульман к посещению православных храмов главный имам-хатыб московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов. По его словам, в столице России на миллион с лишним мусульман приходится всего четыре мечети. «Мусульманам разрешено отправлять религиозные потребности в православных храмах, но не хотелось, чтобы люди прибегли к этой крайней мере», - сказал он в одном из интервью Мысль имам-хатыба московской Соборной мечети подхватили и другие уважаемые представители ислама. Например, муфтий Тюменской области Фатых Гарифуллин предложил в дни мусульманского праздника жертвоприношения Курбан-Байрам открыть «пустующие» православные храмы для мусульман, чтобы они могли совершить там праздничный намаз.

«proUA» обратился с просьбой прокомментировать инициативы муфтиев России к заместителю главы Меджелиса крымскотатарского народа Рефату Чубарову. «Я просто шокирован! Может это какая-то информационная провокация?», - сразу же заявил Рефат-ага. «Я могу сказать как мусульманин: в случае, если человек попал в тяжелую ситуацию и ему нужно помолиться, а он по ряду причин не может зайти в храм своей конфессии, то он может где-то в уголке совершить намаз. Но делать это системой для меня выглядит странным. Есть каноны веры: это тоже самое, что заставить православного или католика ходить в мечеть. Я думаю, что всем верующим необходимо самим строить свои храмы, заниматься ими и ходить в них», - резюмировал Чубаров. То есть, для крымских татар инициатива исламских духовных пастырей из России неприемлема.

Как, впрочем, и для УПЦ МП. Пресс-секретарь предстоятеля церкви, протоиерей Георгий Коваленко сразу отослал нас… в Москву. «Нам такие предложения не поступали. Мы являемся Украинской православной церковью, у которой есть свой предстоятель. Планируется встреча Блаженнейшего с представителями украинской мусульманской общины. И в Крыму у нас, слава Богу, все спокойно. В украинских школах преподаются как основы православной, так и исламской культур», - обратил внимание на религиозную толерантность церкви протоиерей Георгий Коваленко.

В свою очередь эксперт Центра ближневосточных исследований Александр Богомолов считает инициативы муфтиев «более чем странными». «Взаимоотношения между верующими христианами и мусульманами складываются не очень удачно. И такие «миролюбивые» жесты если и могут иметь популярность, то очень ограниченную. В общем, и необходимости в такой идее нет. Например, по многих мусульманских странах войти христианину на исламскую сакральную территорию, например в том же Иране, очень сложно», - сказал он.

Комментируя возможность межконфессиональных эксцессов в Крыму, Богомолов заявил: «Такие ситуации, как правило, приводят к провокациям и конфликтам. Лучше не нарушать заведенного порядка вещей в таких очень важных и символических аспектах. Не нужно устраивать таких броских инноваций. Стоит помнить, что существует очень большой диапазон и разброс мнений в каждом культурном сообществе. И существуют люди, которые могут очень сильно возмутиться. Причем по обе стороны».

Дмитро КАЧУРА

proUA, 27 вересня 2010 (рос.)

Читайте також