Created with Sketch.

Великий пост – раскрытие дара свободы

18.03.2013, 10:50

Какая радость снова войти в светлый и увлекательный период Великого Поста: проходить посылаемые нам уроки и испытания, помогающие увидеть нам прежде всего самих себя, и откликнуться на призыв Христов «Вы – свет мира» (Мф. 5:14).

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;  

испытай меня и узнай помышления мои;  

и зри, не на опасном ли я пути,  

и направь меня на путь вечный»

(Пс. 138:22-23)

Какая радость снова войти в светлый и увлекательный период Великого Поста: проходить посылаемые нам уроки и испытания, помогающие увидеть нам прежде всего самих себя, и откликнуться на призыв Христов «Вы – свет мира» (Мф. 5:14).

Печально, что несмотря на этот призыв Спасителя, многократно повторяемый, очень часто мы являем миру нечто совершенно противоположное свету. В цикле о Гарри Поттере (к слову сказать, очень христианском произведении!) есть персонажи дементоры – они высасывают счастье и радость из всего живого, а при их приближении мир покрывается мраком. Именно этих персонажей напоминают многие православные. Появилась совершенно ужасающая мода на мрачность, безрадостность и скорбно-великопостные маски. Спросишь у таковых «что хорошего произошло?», а в ответ услышишь о скорбях и проблемах, подчас совершенно абстрактных. Вновь повторишь вопрос о хорошем, о радостном, и даже получишь упрёк: «пост ведь, — радости нужно сторониться». Вот так и вытравливается радость и всё светлое в себе, и у окружающих. Отец Александр Шмеман замечательно подметил: «ужасающая фальшь “религиозности”, безрадостность, бездарная “серьёзность”. Неужели это возможно, ели верить в Бога - в вечное и главное в “всё - там, всё - иное”». Увы, слова эти стали актуальными, как, пожалуй, никогда прежде. И не стоит удивляться тому, что вокруг нас так мрачно: так мало добра, радости, света и искренности, но стоит адресовать этот вопрос себе. Что мы сами сделали для того, чтобы мир стал светлее и добрее, и сколько неправды и зла сумели мы остановить на себе, не дав им дальнейшего хода?

Постановка такого вопроса неизменно связана с вопросом о свободе человека, сотворённого по желанию Творца «по образу Своему, по образу Божию» (Быт. 1:27). Св. Иоанн Дамаскин отмечает, что выражение по образу указывает на свободу (Точное изложение православной веры, гл. XII). И в этом контексте интересно вспомнить о том с чего начиналась человеческая свобода. Дерево познания добра и зла, произращённое посреди рая (Быт. 2:9) часто ошибочно воспринимается как своеобразная Божия провокация, направленная на человека. А между тем, именно при помощи этого дерева в выбор человека вводится необходимая для реализации свободы альтернатива. Разумеется, свобода без возможности выбора таковой не является. Стало быть, запретное дерево – есть тоже дар, в котором раскрывается дарованная человеку свобода.

Если помнить об этом, то можно понять подлинный смысл всевозможных призывов всё чаще, озвучиваемых именно из «православной» среды – выбор ограничить. Запретить что-то одно (напр., продажу мяса во время поста), заставить сделать что-то другое (напр., ввести «православный» дресс-код), принудить к третьему... Парадоксально, но именно таковые «ревнители православия» смотрят на эдемское дерево глазами взаправдашних атеистов, усматривая в свободе и возможности выбора не что иное как провокацию. Окажись таковые в Эдеме, то наверняка призвали бы «подкорректировать» замысел Божий — срубить дерево, а ещё лучше выставить государственную охрану, и наказывать всех кто к дереву приблизится. «Православным чужда свобода, чужда демократия!» – восклицают они, а эхом раздаётся: «Господи, Ты неправильно сделал человека свободным по образу Своему, неправильно дал человеку выбор, надо бы всё исправить!». И эти попытки исправить Божией замысел о человеке «ревнители» и «блюстители» не оставляли на протяжении всей истории христианства.

И в этом смысле «ревнители» повторяют слова Великого Инквизитора, обращённые ко Христу: «Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он за Тобою, прельщенный и плененный Тобою. Вместо твердого древнего закона – свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро и что зло, имея лишь в руководстве Твой образ пред собою, – но неужели Ты не подумал, что он отвергнет наконец и оспорит даже и Твой образ и Твою правду, если его угнетут таким страшным бременем, как свобода выбора? Или Ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла?» (Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы»).

Да, свобода действительно — непростой дар, и выбор очень часто бывает сложным и болезненным. Нередко появляется соблазн отрешиться от этого дара «найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается» или даже растоптать дар свободы, вытравить в себе и в других. Но – хотим мы того или нет — именно в этом даре проявляется в человеке образ Божий.

Время Великого поста как никакое иное раскрывает в своей полноте дар человеческой свободы. Каждый день и час мы будет стоять перед выбором — чаще перед тем, который кажется незначительным и пустяковым, реже – перед очевидно важным и судьбоносным... Выбором, который касается ближних – различных людей, которые по воле Божией оказываются в нашей жизни: и тех, кто нам нравится, и тех, кто вызывает чувства противоположные... И прежде всего это будет выбор в отношении собственных мыслей и слов! И каждый раз это будет выбор, который нам предстоит делать и за который нам нести ответственность.

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15). И для этого необходимо начать с самих себя. Не ответить злом на зло, остановить зло и агрессию на себе, стать для мира преградой их дальнейшего его размножения. Для того, чтобы сделать это, вовсе не нужно вдаваться в определение зла, достаточно помнить слова Христовы: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). И, конечно же, невозможно от других ждать и тем более требовать того, к чему мы сами не способны. Лишь от нас самих, от того какой выбор мы будем делать при всём богатстве альтернатив, зависит станем ли мы светом мира или уподобимся мрачным персонажам. «Как Бог свободен, так свободен и человек; если захочет— делается сыном Божиим или сыном погибели», — говорит преп. Макарий Великий (беседы 13, 27). Таков путь способного выбора в познании добра и зла и раскрытия в себе образа Божия.

Искренне желаю всем нам на время Великого поста мудрости, сил и особенной крепости не только удержаться от соблазна отречься от образа Божия в себе – дара свободы, но выдерживать его достойно ежедневно. И пусть призыв «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое» принесёт добрые и светлые плоды для нас самих и наших ближних. И пусть в конце пусти Великого поста мы сами и мир вокруг нас станем мудрее, добрее и радостнее.

Володимир Мельник

"Релігія в Україні", 18 березня 2013

Читайте також