Created with Sketch.

Воїни Христові у донецькому степу

09.10.2013, 13:14

Як луганські журналісти і блогери пізнавали всі таємниці монастирського життя, а потім отримали благословення на добрі справи (рос.)

«Луганщина – не духовная пустыня»

Осень пришла неожиданно. Конец сентября на Луганщине выдался дождливым и холодным. Так бывает: как зарядит дождь, так и льет несколько дней. Из-за погоды поездка в Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, в которую пригласили нас, луганских журналистов и блогеров, была под вопросом.

– Отметим праздник Воздвижение Креста Господня, и даст Бог, в субботу, 28 сентября, погодка наладится. Приезжайте, как договаривались! – настоятель монастыря архимандрит Варфоломей был немногословен.

Как по заказу, или потому, что многие взяли с собой зонты, субботний день, 28 сентября 2013 года, выдался солнечным и относительно теплым. Два десятка луганских журналистов и блогеров, погрузившись в автобус, выехали в Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, который расположен в 80-ти километрах от Луганска, в селе Чугинка Станично-Луганского района Луганской области. Организатором мероприятия выступила Луганская епархия совместно с Интернет-изданием «Параллель-медиа» и Национальным Союзом журналистов Украины.

Отвечая на вопросы РИСУ, главный редактор «Параллель-медиа» Владимир Лермонтов рассказал: «Религия – весомая часть культуры, и для нас очень важно показать, что Луганщина не только край горняцких терриконов и заводов. Луганщина не духовная пустыня. Визит проходит по благословению высокопреосвященнейшего Митрофана, архиепископа Луганского и Алчевского. А пригласил нас настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского мужского монастыря архимандрит Варфоломей (Кузнецов). Это первая, но надеюсь, не последняя поездка по святым местам Луганщины журналистов и блогеров».

В мужской монастырь приехали девчата

Выехали за Луганск. Пролетели Станицу Луганскую. Сбавили скорость у грибного базара у села Макарово. Трасса шла мимо сосновых лесов, прямо на дороге, через каждые 50 метров остановившиеся легковушки. Это – грибники, оставив своих четырехколесных коней, ринулись в лес. После дождей грибов видимо-невидимо. Дальше дорога петляла между лесов и полей: с одной стороны сухой подсолнечник, с другой – пустая пахота – жирный чернозем.

Пишущая братия – особый народ, и ответственный, и одновременно сам себе на уме. Перед поездкой сказано было: одеваемся скромно, девушкам – юбки и платки. Большинство послушались, и все же… Впрочем, те, кто надел модное, но слишком короткое пальто, сами чувствовали себя неловко.

…Приехали. Перекрестившись, заходим на территорию монастыря. Встречает нас настоятель монастыря архимандрит Варфоломей. Он достаточно молод, на вид не больше 40 лет. Священнослужитель одет во все черное, как и положено, недаром говорят – черное духовенство. Высокий, худощавый, с бородой и длинными волосами, перехваченными сзади веревкой. В руке – посох, на груди – массивный крест. Говорит медленно и тихо, шумная компания журналистов и блогеров невольно замолкает.

На территории монастыря активно ведется строительство: над центральным входом в монастырь строится Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божьей Матери, возводится главный храм обители – Иоанна Предтечи, строится гостиница для паломников. К слову, именно настоятель является главным инициатором строительного процесса.

Вместе с архимандритом Варфоломеем начинаем экскурсию. Заходим в часовню преподобного Серафима Саровского.

«Эту часовню мы строили буквально своими руками, заливали фундамент, воздвигали стены… Все сами. Обратите внимание, если смотреть сверху, то можно заметить, что Храм имеет свою каноничную особенность – он построен в виде звезды. Это знак Рождественской звезды, которая указала путь к Христу Спасителю. Строился же он с особой целью: перезахоронить останки священника монаха Антония, который жил в этих краях, до нашего прихода в Чугинку».

Часовня высокая, венчает ее один купол. Особое внимание представителей луганских масс-медиа привлекли символы Рождества Христова – буквы «Р» и «Х», нанесенные на самом верху. Обычно на Луганщине внутри купола изображен Господь Вседержитель. По словам настоятеля монастыря, наличие этих символов является древней иерусалимской традицией. Здесь же греческие буквы «альфа» и «омега». Чуть ниже, по сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, расположены Святые архангелы: Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Уриил, Архангел Рафаил. Лики архангелов чередуются с изображениями шестикрылых серафимов.

Журналистов и блогеров также заинтересовали символы у евангелистов на стенах храма, в их трудах изображены жизнь и страдания, а также Воскресение Иисуса Христа. Символов у евангелистов четыре: у Матфея – Ангел, у Марка – Лев, у Луки – Телец, у Иоанна – Орел.

Как сказал отец Варфоломей, храм расписан строго по канонам. «Что-то Орел не похож на Орла, скорее голубь», – замечает кто-то из журналистов. «Да мы сами так подумали – маленький слишком, болел, наверное, в детстве», – улыбнулся настоятель храма.

Уйти от мира в поисках покоя и гармонии

Сейчас в монастыре постоянно проживает 15 монахов, в возрасте от 18 лет до 50 лет. Монахи спят в специальном здании – здесь расположены кельи. Входить в них женщинам запрещено, поэтому фото сделали коллеги-мужчины: обстановка скромная, на столе Библия, святоотеческая литература и богослужебные книги, много икон…

Распорядок дня строгий. Подъем в 6:00. Кельи с колокольчиком обходит послушник… Здесь же, в здании, расположены умывальник, туалет. Обстановка такая же, как в общежитии, только гораздо чище и уютнее. После подъема – молитва, утренняя Божественная литургия. Первая трапеза у монахов – в 12:00, вторая, она же и последняя, – около 18:00. В пищу монахи не употребляют мяса. Нет здесь также и алкоголя. Церковное вино, возможно, и есть, но его используют для причастия. Помимо усердных молитв, монахи трудятся не покладая рук. Времени на праздность у них нет.

Отец Варфоломей говорит просто, доступно и интересно. Он показал нам образ на стене часовни преподобного Серафима Саровского. На нем изображено, как человек становится монахом, какие соблазны преодолевает на тернистом пути к Богу. Никогда не видели мы такую икону: поднимаются несколько человек по лестнице в небо, и некоторые падают в бездну, поддавшись различного рода искушениям, схематически изображенным на иконе.

При пострижении в монахи, по словам настоятеля, они дают такие обеты: целомудрия (телесного и духовного), нестяжательства (отказ от собственного имущества) и послушания (полное отсечения своей воли как главного источника гордыни и подчинения настоятелю обители).

Степени православного монашества – это этапы, которые проходят православные монахи в течение своей жизни в монастыре. Это долгий путь после успешного прохождения послушнического искуса (испытания). Всего существует четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами. Главное, что подчеркивали все наши собеседники в монастыре, – обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному.

Обращаться к монахам необходимо не иначе как «отец», потому что они олицетворяют собой веру и служение Господу Богу, они – воины Христовы, которые несут в этот мир свет правды Господней…

О чем рассказали монахи

Мы побеседовали с двумя монахами, один – послушник Николай – достаточно молодой, другой – отец Варлаам – постарше. Вопросы специально задавали схожие, но ответы были разные. Но, что характерно: на главный вопрос о том, на сколько они хотят остаться в монастыре, оба отвечали, что навсегда.

Первый наш собеседник – послушник Николай.

– Что подвигло Вас встать на путь монашества? Возможно, Вы всегда знали, что Вам предстоит этот путь?

– Я здесь недавно. Официальная дата моего прихода в монастырь – 3 апреля 2013 года. Мой официальный статус – послушник. На Пасху я получил подрясник, а до этого ходил в обычной одежде. Я очень переживал по этому поводу, думал, что не достоин. Сейчас, собственно, я хочу быть монахом и пытаюсь понять, сохраниться ли это желание, это стремление на всю жизнь. Потому что мы должны принимать решение один раз и на всю жизнь, и чем больше я буду об этом думать, тем будет тверже мое решение. Причины ухода в монастырь у всех свои, но Бог один, и Он всех нас призывает, а мы все стремимся к Нему одному. Конечно, мы все приходим к Нему разными путями.

Когда я принял решение уйти в монастырь, пришел к отцу Варфоломею и попросил принять меня в послушники – это было решение, которое уже долго назревало. Просто в этот момент было ощущение, что все в мире вокруг меня становилось черно-белым.

Какие-то события, праздники, веселье с друзьями – все это теряло цвет. А когда я приезжал в монастырь, то жизнь снова приобретала краски, душа наполнялась радостью. Когда же я точно понял, что все, больше не могу находиться в миру, что мое место в святой обители, то все стало на свои места. Меня даже самого поражало и удивляло то стремление сбежать от этой постоянной суеты. Я поговорил с отцом Варлаамом, мы с ним много общались на эту тему, и он сказал слова святителя Иоанна Златоуста о том, что человек, который хочет стать монахом, бежит из мира, словно человек из горящего дома, в поисках спасения в монастыре от пламени и огня, который находится там. А здесь все тихо, мирно.

– Как тут для Вас время идет, как Вы его ощущаете? Здесь ведь совершенно нет городской суеты.

– Суеты здесь намного меньше, чем в миру. В монастыре все очень тихо и спокойно, но при этом время здесь бежит намного быстрее. Недели здесь проходят как часы, а дни – как минуты. Причина этого в том, наверное, что мы живем в одном режиме: одно время подъема, в одно время ложимся, постоянно службы, службы… но это того стоит. Но здесь очень хорошо, если у человека есть стремление к внутреннему покою, потому что вся беготня осталась там, в мирской жизни. Я даже по себе могу сказать, что если снаружи я спокоен, то внутри еще бегаю, потому что привычка к суете, которая не нужна на самом деле, еще осталась. В монастыре в этом нет необходимости, но я все же по инерции продолжаю, потому что я так привык, потому что там, в миру, было огромное количество обязанностей, бывало что и на нескольких работах одновременно трудился и в голове приходилось очень многое держать. А здесь главное – молиться Господу Богу.

– Что для Вас оказалось в монашеской жизни самым сложным?

– Все это очень личное, о чем мы можем поговорить с духовным наставником на исповеди. Но могу сказать, что очень тяжело справиться с багажом прошлого, который тянет назад. Как только мир понимает, что ты хочешь от него отказаться, избавиться, то он будто клещами хватается за тебя и хочет затянуть обратно. Так получается, что бороться приходится со своим же прошлым, воспоминаниями, которые не спрашивают разрешения, а поселяются у нас в голове и баламутят там все. Бывает, что только настроишься на что-то, и все, слава Богу, хорошо, а тут – раз! и все сразу иначе.

Режим здесь, конечно, иной. Если раньше, будучи в миру, я мог себе позволить все, что угодно, и сам себе был хозяин, то здесь я, например, уже не могу поспать подольше или еще что-то, потому что знаю, что у меня есть определенные обязанности, и если я их не буду выполнять, то это очень плохо, ведь пришел в монастырь я именно для этого.

– Какие обязанности на Вас возложены?

– Я состою в бригаде, в смене, на трапезе. Мы, по три человека в смене, через одну неделю, готовим кушать. Кроме того, я помогаю во время служений отцу Варлааму: подаю кадило, стою со свечей (пономарское служение).

Иногда приходится пользоваться Интернетом, потому что, все-таки, мы живем в технологическом веке и от этого никуда не денешься. Существует определенная работа, для выполнения которой просто необходимо воспользоваться компьютером.

Мы, конечно, все это сводим до минимума, но окончательно избавиться просто не можем. Просто даже какие-то церковные вопросы решаются с помощью всемирной паутины.

Отец Варлаам в монастыре уже 9 лет. У него свои взгляды на этот мир и на жизнь в монастыре.

– Что Вас привело в монашество?

Желание стать монахом необъяснимо. Нас к этому призывает Господь. Я, как все, жил обычной человеческой жизнью, но в какой-то момент появилось желание чаще посещать церковь. Пришел в храм Умиления, где начинал отец Варфоломей (настоятель монастыря), увидел человека, посвятившего жизнь служению Богу, и что-то внутри перевернулось. Стал ходить в храмы, церкви и постепенно принял решение стать монахом.

– А что для Вас оказалось самым сложным в монашеской жизни?

– Монашеская жизнь сама по себе очень сложна, и каждый день приходится преодолевать какие-то испытания. Каждый из монахов старается жить по заповедям Божиим, и если подходить к этому делу со всей серьезностью, то это очень трудно. Конечно, не все всегда получается, но мы, по мере своих сил и с Божьей помощью, стараемся их соблюдать.

– Вы живете вдали от мира. Как Вы относитесь к современной культуре, искусству, Интернету?

– В каждом явлении можно найти свои стороны, как позитивные, так и негативные. Но все, что есть в этом мире, – это все от Бога, только мы иногда переворачиваем это не в лучшую сторону.

– Какие обязанности на Вас возложены?

– Я веду службы и руковожу строительной бригадой.

– Как Вы чувствуете время здесь?

– За много лет возникают проблемы с летоисчислением. Оглядываешься назад, вроде это вчера происходило, а на самом деле уже 3 года прошло. Сказывается постоянная монотонность в жизни. Но особенность монашеской жизни в том, что, казалось бы, за всей этой рутиной есть внутренний покой, потому что в миру, какими бы делами человек ни был занят, как бы он себя ни развлекал, все равно в итоге в душе будет пустота и нет радости, нет покоя… Если эта радость и наступает, то она мгновенна и почти сразу же превращается в еще большее уныние, отчаянье. А здесь, в монастыре, за этой монотонностью есть внутренний мир, внутренний покой.

– Нередко случается, что человек, решивший стать монахом, возвращается обратно в мир. Как Вы считаете, с чем это может быть связано?

– Мне кажется, уход людей от монашеской жизни связан с тем, что они не хотят проявлять послушание и себя ставят выше других. Именно из-за этого и происходит отречение от духовной жизни. Первое, что должно быть у монаха, – это послушание. Одной из самых главных задач монаха является то, что когда он приходит в монастырь, он должен отречься от своей воли. Вначале каждый приходящий старается справиться с этим, но со временем может оступиться, превознестись над ближним и происходит так называемое падение. Таким образом, получается, что человек отказывается от своих обетов и уходит из монастыря.

На Бога надейся, а сам не плошай

В тот субботний день журналисты и блогеры познакомились также с храмом святых Апостолов Петра и Павла, где им выдалась уникальная возможность прикоснуться к одной из главных святынь монастыря – святому кресту-реликвариуму, в который вкраплена частица Животворящего Креста Господня. Кроме того, участники мероприятия увидели и другие ценные христианские реликвии, в частности старинную плащаницу с изображением Иисуса Христа, а также древние иконы святых.

Верно говорят, что у каждого монастыря свой устав. Братия, а всего в монастыре постоянно проживает 15 монахов, — живет своей жизнью: и стройка, и хозяйственные дела…

Мы не только побывали в храмах Свято-Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, но и увидели рабочие мастерские, подробно узнали о процессе изготовления церковных свечей. Вощина для свечей – своя, у монастыря есть пасека в 70 ульев. Пасека расположена не на территории монастыря, а на дальнем ските.

«А хотите посмотреть на наш виноградник?», – спросил отец Варфоломей. И вот уже ватага журналистов выходит за пределы монастыря (а расположен он прямо в селе Чугинка) и идет на виноградник. Монастырский виноградник занимает около 6 соток, практически всю усадьбу. По словам архимандрита Варфоломея, здесь растет более 50 сортов винограда, в отборе сортов винограда принимали участие лучшие виноградари и садоводы Луганской области.

На участке, как и во всех мастерских, работают сами монахи. «Виноград мы выращиваем для собственных нужд, остатки ягод продаем. На деньги, полученные от продажи винограда, отапливаем монастырские помещения в зимний период, – рассказал отец Варфоломей. – Для нас плоды винограда, прежде всего, – это источник полезных и целебных свойств. Кроме того, употреблять алкоголь, в том числе и вино, в монастыре запрещено».

В монастыре гостей вкусно угощали: борщ с грибами, тушеная картошка также с грибочками, различные салаты, а еще – вкуснейший малиновый компот. Перед началом трапезы помолились, а архимандрит Варфоломей благословил вкушение пищи. А за чаем беседовали о жизни… Собственно говоря, это была духовная беседа. Отец Варфоломей говорил тихо, проникновенно и доступно: о жизни монахов и сегодняшнем дне православной церкви, о светской жизни и вечных ценностях.

Кстати, как сказал настоятель, в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре очень часто можно увидеть представителей светской власти, которые обращаются за молитвенной помощью и благословением Божьим. Характерная деталь: часто высокие чины совершают личные, другими словами, приватные визиты в монастырь.

Кроме того, в обитель приезжает много студентов, чтобы получить совет и благословение на хорошую учебу. Пользуется монастырь значительной популярностью и среди местного населения, ведь именно здесь проводятся обряды крещения, венчания и другие таинства. А вот отношения с местной властью сначала строились сложно: в сельсовете решили поначалу, что пять монахов, которые пришли на заброшенную территорию, представители какой-то секты… Потом местное сельское начальство немного успокоилось. А когда отсюда, с заброшенного долгостроя (на территории нынешнего монастыря было заброшенное строение), монахи вывезли 15 КАМАЗов, груженных мусором, местные поняли: жизнь меняется в лучшую сторону. Официально монастырь был открыт решением Священного Синода УПЦ в 2007 году.

Важно отметить, что почти год назад, 17 октября 2012 года, по благословению владыки Митрофана состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве и духовном окормлении между КУ «Луганским областным центром социокультурной адаптации молодежи с ограниченными физическими возможностями», отделом реабилитации студентов с особыми образовательными потребностями Луганского национального университета им. Т.Г. Шевченко и Свято-Иоанно-Предтеченским мужским монастырем Луганской епархии. Архимандрит Варфоломей и Луганская областная молодежная общественная организация «Ассоциация молодых инвалидов Восточного Донбасса-Восток» (руководитель – Татьяна Баранцова) стали добрыми друзьями. На социокультурных мероприятиях, проводимых «АМИ-Восток», священнослужители – частые гости.

…Назад в Луганск мы возвращались умиротворенные, набравшиеся духовных сил. А уезжая из святой обители, луганские журналисты и блогеры получили благословение от архимандрита Варфоломея на добрые дела. Каждый получил от духовного пастыря маленькую иконку, привезенную монахами из Святой Земли.

Володимир Лермонтов (фото)

В авторській мовній редакції

Читайте також
Репортажі У Львові представили україномовне видання “Есеїв” митця-мислителя Юрія Новосільського
09 жовтня, 10:05
Репортажі Кінець ідеологій: чи справді він можливий?
09 жовтня, 10:25
Репортажі Історія та перспективи розвитку сакральної спадщини українських Карпат: в Івано-Франківську пройшов міжнародний форум
09 жовтня, 14:04
Репортажі “Побачити священне у буденному”: у Львові експонують унікальну фотовиставку про обличчя і молитву Єрусалиму
09 жовтня, 15:15