«Западный человек, дитя оптимистической цивилизации, живет на свете, делая вид, что смерти нет, а если и есть, то очень нескоро», писал Борис Акунин. В России тема смерти в принципе табуирована и вдвойне – если она не абстрактна, а касается будущего сильных мира сего. Но однажды это случится с каждым, и никто не станет исключением – ни президент, ни продавщица, ни патриарх. Мы знаем, кто заменит президента, а также линию престолонаследия британской монархии (даже варианты тронного имени будущего короля), но мало знаем про Церковь. Между тем патриарх Кирилл ушел на самоизоляцию по COVID уже три недели назад. Что произойдет после смерти предстоятеля РПЦ (дай Бог ему здоровья), разбирался корреспондент Vot Tak TV.
Джерело: Vot Tak TV
Несмотря на общепринятое замалчивание, тема смерти в этом году всплыла в медийном пространстве благодаря эпидемии коронавируса – сперва весь мир следил за ее развитием на родине, в Китае, затем в Италии, Швеции, России, США. Но все свелось к локдаунам, ограничениям свобод, потере работы и многократному снижению зарплат, то есть к теме «как максимально уберечься от заразы». Кто-то истово призывает ввести постоянную жизнь взаперти, кто-то отрицает наличие очередного опасного вируса, но возможная смерть от ковида стала скорее новым жупелом, чем поводом для мыслей о будущем.
Что будет с нами после смерти? Что будет с нашим наследием после нашей смерти? Принято считать, что ответы на эти вопросы есть у верующих. Но и они не всегда готовы поднимать такую чреватую тему. Между тем мы регулярно слышим о выявлении коронавируса среди помощников 83-летнего папы Франциска, а также среди архиереев РПЦ, и даже о целых монастырях, закрытых на карантин. 73-летний патриарх Кирилл 8 октября ушел на самоизоляцию после общения с неназванным человеком, которому впоследствии пришел положительный тест на самую медийную инфекцию года.
Фигура предстоятеля Русской Православной Церкви значима для российской внутренней и внешней политики, да и для социума, независимо от оценок его личности. Поскольку избрание на этот пост пожизненное, то и смерть патриарха (все же вариант с уходом на покой или низложением менее реалистичен) станет не просто событием, но и отчасти поворотным моментом в истории РПЦ – новый предстоятель наверняка привнесет в церковную жизнь какие-либо изменения, и не факт, что будет продолжателем курса предшественника.
Процедура избрания предстоятеля РПЦ может кому-то напомнить выборы лидера партии – устав, съезд, делегаты с мест, безальтернативное или тайное голосование.
В Уставе РПЦ указаны требования к кандидатам на патриарший престол, а еще есть положение, в котором прописана процедура выборов. Итак, после смерти предстоятеля созывается синод – своего рода правительство РПЦ. Синод возглавляет патриарх, но если он умер, ушел на покой или был лишен сана, первое заседание синода в период междупатриаршества открывает тот из его членов, кто был раньше рукоположен в епископы.
На данный момент в синоде состоят митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян), митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев), митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), председатель Отдела внешних церковных связей (глава церковной дипломатии) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), митрополит Минский и Заславский Вениамин (Тупеко), а также управделами патриархии митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай). Есть и несколько временных членов синода, которых ротируют, – это также епископы.
Старейший по хиротонии член синода на данный момент – 85-летний митрополит Ювеналий, его рукоположили в епископы в далеком 1965 году. Следом за ним идут митрополит Кишиневский Владимир – хиротония была 21 июля 1989 года и митрополит Астанайский Александр – 27 сентября 1989-го. Один из них и возглавит первое заседание «митрополитбюро» по смерти патриарха.
На этом заседании члены синода выберут из своего числа местоблюстителя патриаршего престола, причем процедура его избрания не прописана в уставе, ее устанавливает синод. Местоблюститель – в некотором смысле и.о. патриарха: он возглавляет синод, его имя произносится в молитве на Литургии вместо патриаршего, он исполняет все обязанности предстоятеля РПЦ, кроме утверждения годовых отчетов епархиальных епископов, преподания иерархам советов касательно их личной жизни, награждения архиереев титулами и высшими отличиями.
Из шести патриархов в послереволюционной РПЦ местоблюстителями не были лишь двое – Тихон (Белавин) и Алексий II (Ридигер). Но, как показывает история, хотя должность местоблюстителя патриаршего престола и является шагом к тому, чтоб занять этот престол, все же иногда «входящий на конклав Папой выходит с него кардиналом». Примером может служить митрополит Киевский Филарет (Денисенко) – местоблюститель в 1990 году, на выборах занявший лишь третье место (позднее он стал третьим патриархом непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата, согласился на создание единой Православной Церкви Украины, но затем ушел из нее, с горсткой соратников возродив упраздненную им самим УПЦ КП).
Согласно Уставу РПЦ, в течение шести месяцев после смерти патриарха местоблюститель и синод созывают Поместный собор РПЦ для избрания нового предстоятеля. Председательствовать на нем будет все тот же местоблюститель. В п. 16 главы IV («Патриарх Московский и всея Руси») говорится, что они созывают Поместный собор «в порядке, определенном в статье 2 главы II настоящего Устава», но там мы видим вот что: «Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом». То есть процедура непрозрачная, в основных документах четко не прописанная. По опыту предыдущего Поместного собора можно предположить, что в нем будут участвовать все епископы РПЦ, а от каждой епархии приедут три делегата – от священников, монашествующих и мирян.
Эти люди и выберут нового патриарха из числа троих отобранных Архиерейским собором епископов РПЦ не моложе 40 лет, с высшим богословским образованием и «достаточным опытом» епархиального управления. Еще среди требований к кандидату в патриархи есть некое «доброе свидетельство от внешних», а также «добрая репутация и доверие иерархов, клира и народа», но эти пункты довольно расплывчаты.
Избранным считается набравший больше половины голосов. Не исключено голосование на безальтернативной основе – в таком случае в бюллетень напротив имени кандидата ставят варианты «за» и «против».
Патриаршество на Руси появилось в 1589 году (автокефалия Русской церкви от Константинополя в середине XV века долгое время была неурегулированной) и закончилось в 1700 году, когда Петр I воспретил избранию нового патриарха, а потом и вовсе заменил предстоятеля синодом. За 111 лет сменилось 11 патриархов, на их избрание влияло мнение царя. Монарх мог назначить предстоятеля или способствовать его избранию, мог выбрать одного из троих кандидатов, отобранных архиереями, или же тянули жребий из числа указанных царем епископов.
После восстановления патриаршества на Поместном соборе 1917 года процедура избрания предстоятеля Православной Российской Церкви (переименованной в 1943 году в Русскую Православную Церковь) менялась. Руководивший Собором митрополит Тихон (Белавин) получил наименьшее число голосов, но победителя в тот раз определял жребий – и он выпал как раз Тихону.
Следующего патриарха РПЦ получила спустя 18 лет после смерти Тихона, только в 1943 году, по воле Иосифа Сталина. На тот момент уже долгое время местоблюстителем был митрополит Сергий (Страгородский), его же немногочисленный «собор епископов единогласно избрал».
В своем завещании патриарх Сергий назначил местоблюстителем митрополита Алексия (Симанского), который и был выбран открытым голосованием в 1945 году (идею с жребием тогда отвергли). Между смертью Сергия и избранием Алексия прошло чуть меньше года.
После смерти Алексия I в 1970 году Поместный собор был отложен на год по требованию советских властей – страна отмечала 100-летие Владимира Ульянова (Ленина). На безальтернативной основе, открытым голосованием и единогласно патриархом также выбрали местоблюстителя, митрополита Пимена (Извекова).
Поместный собор 1990 года на волне Перестройки был более демократичен – голосование уже было тайным и на альтернативной основе. Идею жребия поддерживал местоблюститель, но ему не удалось уговорить на него Собор, а затем и избраться. Во втором туре победил митрополит Алексий (Ридигер), он набрал 166 из 316 голосов. Второе место со 143 голосами занял митрополит Владимир (Сабодан), будущий предстоятель УПЦ МП.
Наконец, Поместный собор 2009 года вновь отверг идею определения патриарха жребием из числа троих выбранных Собором архиереев. 508 из 677 голосов получил местоблюститель, митрополит Кирилл (Гундяев).
В крупнейшей христианской Церкви – Католической – процедура избрания предстоятеля, Папы Римского, четко регламентирована. Право избирать есть только у коллегии кардиналов (это епископы, получившие от Папы такое почетное звание), а быть избранным теоретически может любой мужчина-католик, не имеющий канонических препятствий. Иначе говоря, кардиналы могут выбрать Папой любого священника или епископа, даже монаха или холостого и бездетного мирянина, имеющего богословское образование. Но кардиналы обычно избирают Папу из своего числа. Коллегия выборщиков ограничена 120 кардиналами младше 80 лет, она заседает в строгой изоляции в Сикстинской капелле. Выборщики дают клятву хранить информацию о конклаве (так называется процесс избрания Понтифика) в тайне, им строго запрещено пользоваться какими бы то ни было средствами связи. Победитель определяется ⅔ голосов, о его избрании мир узнает по белому дыму из трубы над Сикстинской капеллой – по оглашении итогов голосования бюллетени сжигаются, и черный дым говорит о том, что Папу еще не выбрали. Новый Папа называет кардиналам свое тронное имя (традиция смены имени при избрании Понтификом прерывается чрезвычайно редко, имя Папы обычно означает его курс), затем меняет кардинальское облачение на папское, потом кардиналы присягают ему на верность и только после этого имя Папы объявляют миру и он преподает верующим свое первое благословение. Через несколько дней после избрания происходит интронизация (последняя Папская коронация была в 1963 году).
В православных Церквах процедура избрания предстоятеля разнится. Так, Константинопольского патриарха Варфоломея избрали единогласно, хотя из открытых источников и непонятно – синод или собор; единогласно выбирали и нынешних патриархов Александрийского и Иерусалимского – это делал синод. Румынского патриарха в 2007 году избрали выборщики – синод, иерархи, деканы теологических факультетов. Чуть сложнее схема в Сербии: патриарха выбирает синод, но из числа троих кандидатов с наибольшей поддержкой избирательной ассамблеи, и выбирает по жребию – конверт с именем архиерея вынимают из Евангелия. В Элладской церкви предстоятеля избирает синод – в последний раз из числа самовыдвиженцев (по некоторой информации, решение синода утверждает президент Греции). Албанская церковь пока не имеет опыта выборов предстоятеля – нынешний был избран синодом Константинопольского патриархата, но уставом предусмотрено, что синод выбирает архиепископа из троих кандидатов, предложенных советом клириков и мирян. По какому принципу выбирает предстоятеля Польская православная церковь, неясно. Православная церковь Чешских земель и Словакии избирает митрополита в течение 40 дней на церковном соборе из двух кандидатур – архиепископов Праги и Прешова. Антиохийского патриарха выбирает синод, причем в 2012 году он даже изменил устав ради избрания конкретного кандидата. Церковный собор избирает католикоса — патриарха всея Грузии (причем действующий католикос Илия II – уникальная фигура во всем религиозном мире: его выбрали еще в 1977 году).
Более сложная процедура в Болгарской церкви: патриарха выбирает церковно-народный собор из иерархов, 5 представителей от каждой епархии (3 от духовенства и 2 мирянина, но от Софии – 6 священников и 4 мирянина), по два монаха и монахини от епархии, избранный советом ставропигиальных монастырей один их представитель, а также один делегат от духовных школ. Синод выбирает троих кандидатов из числа правящих епископов не моложе 50 лет, из них народно-церковный собор избирает патриарха.
Наиболее близкая к РПЦ схема в непризнанной ею Православной Церкви Украины: Поместный собор избирает митрополита Киевского из троих кандидатов от синода.
Если период междупатриаршества придется на время жесткого карантина из-за эпидемии коронавируса, изменится ли что-то в процедуре избрания патриарха? Единого ответа на этот вопрос нет.
Зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе ответил корреспонденту Vot Tak TV, что «вопрос выборов предстоятеля РПЦ не актуален, а процедуры можно посмотреть в уставе». Вместо будущих выборов патриарха он предложил обсудить электронную идентификацию.
Некоторые религиоведы посчитали для себя неэтичным предполагать смерть патриарха Кирилла и последующие за нею события, и если одни вежливо отказывали в комментарии или реагировали иронично («А что, этот патриарх просрочен?»), то другие отвечали более грубо, даже переходя на личности. Так, социолог религии Николай Митрохин заявил, что считает «подобные гадания трупоедством и низкокачественной журналистикой» и поэтому не поддерживает, но тут же добавил, что уже занимался этим всем для более крупных изданий. Он заявил, что имеет мнение, «кто может сменить патриарха Кирилла в краткосрочном или среднесрочном плане», но не станет озвучивать его, не зная точно, здоров ли патриарх, «тем более что его жизнь/смерть никак не повлияет на повседневную жизнь граждан».
Директор общественной организации «Центр религиозной безопасности», религиовед Дмитрий Горевой полагает, что Поместный собор соберется в любом случае, даже во время эпидемии.
«Онлайн-Собора не будет, это слишком по-модернистски, – говорит эксперт. – Консервативная часть РПЦ не верит в COVID-19, несмотря на смерти монахов. Думаю, Поместный собор просто будет соблюдать меры безопасности: маски, социальная дистанция. Не исключено, что его могут даже отложить, если попадет на волну коронавируса. Но скорее в таком случае сократят численность делегаций, и получится вроде коллегии выборщиков – епископ будет голосовать не только от себя, но и от имени священников, монашествующих и мирян своей епархии».
Иное мнение у замдиректора Института Европы РАН, руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Романа Лункина.
«Если, не дай Бог, что-то произойдет во время пандемии, то в этом случае представители РПЦ спешить не будут, – считает Лункин. – Как и после кончины патриарха Алексия, будет назначен местоблюститель престола, который и будет наиболее вероятным кандидатом в патриархи. Для созыва Поместного собора по выборам нового патриарха есть несколько месяцев. Алексий II умер в начале декабря 2008 года, а Собор был в середине февраля 2009-го (27–28 января. – Примеч. ред.). Но этот срок можно и продлить. Как и многое в нашей жизни сегодня, Собор также может быть гибридным, с зумом и дистанционным электронным голосованием. И конечно, появится новый «Сергий Романов», который заявит, что патриарх-то ненастоящий, а электронный, со встроенным 5G».
Безусловно, предсказать избрание конкретного епископа патриархом затруднительно, но у экспертов есть предположения. Дмитрий Горевой и Роман Лункин предсказуемо назвали имена митрополитов Илариона (Алфеева) и Тихона (Шевкунова) как возможных кандидатов, а вот по другим претендентам их ожидания расходятся.
По версии Горевого, на патриарший престол будут претендовать митрополиты Иларион (Алфеев), Тихон (Шевкунов), а также пока не соответствующий критериям для кандидата митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний (Севрюк). Но их шансы не равны, полагает эксперт.
«Вопрос о преемнике сложный оттого, что настроение патриарха постоянно скачет, и именно им обусловлена его политика. Раньше Иларион считался преемником и Кирилл делал на него ставку: он повторяет карьеру Кирилла в ОВЦС, а это работа за границей, связи с другими Церквами, – говорит Дмитрий Горевой. – Илариона делали интеллектуалом, ему писали книжки, он активно выступал в медиа от имени патриархии. Мы же помним, как Кирилл взошел на престол – были телепередача “Слово пастыря”, постоянные комментарии прессе. Эта же роль была уготована Илариону Алфееву, но видно по косвенным признакам, что он в опале».
Горевой уточняет, что считает митрополита Илариона весьма образованным «по меркам современной РПЦ», но добавляет, что «с таким графиком невозможно выдавать столько научных трудов».
Новым фаворитом патриарха Горевой называет митрополита Антония (Севрюка): «Если Иларион допустил потерю Украины, то Севрюк добился присоединения к РПЦ части французских приходов, которые ранее относились к юрисдикции Константинополя. Тем самым митрополит Антоний свои шансы увеличил». Но ему только 36 лет, и ждать шанса быть избранным митрополиту Антонию придется еще минимум четыре года.
Одним из самых вероятных претендентов эксперт считает митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). «Он кандидат, но не преемник, – подчеркивает Горевой. – У Тихона есть медийная поддержка, есть Сретенские монастырь, издательство и семинария, которые у него пытаются отжать, а еще у него есть связи с политиками. Тихона называют духовником Путина, но, скорее всего, у Путина синтез идей, зато Тихон очень хорошо использует это клише и никогда его не опровергает. Патриарх долго его держал в архимандритах, но когда уже стало невозможным не рукополагать в епископы, то не давал ему в управление епархию, сколько мог».
Троих других заметных митрополитов – Онуфрия, Варсонофия и Климента – Горевой не считает реальными кандидатами.
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев): 54 года, монах с 1987 года, епископ с 2002 года, с 2009 года – председатель отдела внешних церковных связей, учил богословие в Оксфорде и Кембридже, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель диссертационного совета по теологии, созданного министерством образования и науки РФ.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов): 63 года, монах с 1991 года, епископ с 2015 года, главред портала «Православие.Ru», «духовник Путина», общается с чинами ФСБ, инициатор выставок «Россия – моя история».
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин): 71 год, монах с 1978 года, епископ с 1982 года, в 1982–1987 годах служил в Северной Америке, кандидат в патриархи на Поместном соборе 2009 года (169 из 677 голосов).
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков): 65 лет, монах с 1978 года, епископ с 1991 года, управделами патриархии в 2009–2019 годах.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев): 63 года, священник с 1983 года, монах и епископ с 1989 года, переведен из Костромы в Астану в 2010 году.
Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин (Корчагин): 59 лет, монах с 1986 года, епископ с 2003 года, призывал закрепить в преамбуле Конституции упоминание русского народа и государствообразующую роль православия.
Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский): 76 лет, монах с 1971 года, епископ с 1990 года, предстоятель УПЦ МП с 2014 года, демонстративно не встал при зачитывании имен новых Героев Украины в Верховной Раде – якобы из-за пацифизма.
Митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний (Севрюк): 36 лет, референт митрополита Кирилла, затем личный секретарь патриарха, монах с 2009 года, епископ с 2015 года.
Возглавляющий Украинскую православную церковь Московского патриархата митрополит Онуфрий (Березовский) «рассматривался некоторое время назад, его продвигали монахи Троице-Сергиевой лавры, их рупором был покойный протоиерей Всеволод Чаплин, и теперь Онуфрия больше не продвигают, вместо этого ходят слухи о его смещении на покой, ведь ему 76». Иерархи РПЦ (как и Католической Церкви) обязаны в 75 лет подавать предстоятелю прошение об уходе на покой, оно может быть одобрено или отвергнуто. «Онуфрий сам говорил, что нужно уходить на покой. Неясно, будет ли он Киевским митрополитом, и тем более вопрос, станет ли кандидатом в патриархи. Вообще, вряд ли на московское патриаршество будет претендент из УПЦ – в контексте взаимоотношений сложно представить, чтобы “великороссы” выбрали “хохла” своим патриархом», – отмечает Дмитрий Горевой.
О конкуренте Кирилла на выборах-2009, митрополите Клименте (Капалине) религиовед говорит коротко: «Он не рассматривается, его слишком далеко задвинули, дав ему издательство». Нереалистичным кандидатом Горевой называет и Варсонофия (Судакова): «Он ведь раньше управлял делами патриархии, то есть он завхоз и все это понимают».
В целом, по мнению Дмитрия Горевого, РПЦ вряд ли грозит скорая смена предстоятеля: «Патриарх Кирилл считает, что поймал Бога за бороду и не собирается уходить. Кроме того, Кирилл не из молитвенников, он из когорты приземленных архиереев, скорее политиков. Патриарх очень щепетильно относится к своему здоровью, и, как заметил протодиакон Андрей Кураев, с определенной регулярностью на сайте патриархии пропадают новости о нем – вероятно, в это время Кирилл проходит обследования и процедуры. Он не спешит и вполне может готовить Антония (Севрюка) в преемники». Сама ситуация в РПЦ любопытна, говорит украинский религиовед: «Сейчас мы наблюдаем смену поколений в епископате: есть рукоположенные в советское время, есть обязанные карьерой Кириллу, есть 50–60-летние, но их меньшинство, и при этом нет ярких, которые могут побороться за должность патриарха».
Роман Лункин смотрит с другого ракурса:
«Правление патриарха Кирилла уже сейчас можно назвать очень энергичным, но противоречивым и разнонаправленным. Кирилл то провоцирует социальную активность среди православных, то пытается контролировать ее сверху, то строит независимую церковную корпорацию, то еще больше влезает в прямые и косвенные долги перед властью. После патриарха Кирилла (желаем ему сил и здоровья еще лет на 40) вряд ли кто-то из епископов захочет снова подвергать столь хаотичным реформам и себя, и церковную систему».
Митрополиты Тихон (Шевкунов) и Иларион (Алфеев) с этой точки зрения слишком амбициозные, яркие и талантливые люди, которые не дадут никому покоя, полагает эксперт, при этом не отвергая их шансы на избрание, хотя с обоими иерархами и связывают определенные идеологические позиции.
«Шевкунов – консерватор ультрапатриотического толка, Иларион – условный либерал, интеллектуал западного типа. Все это, конечно, относительные разделения, но имеющие под собой основу, – считает Лункин. – Патриарх же вынужден будет (как и сейчас) согласовывать интересы традиционалистов и прогрессистов в Церкви. Хотя в прессе и обсуждаются различные претенденты на пост главы РПЦ, но на самом деле ситуация на будущем Соборе может быть непредсказуемой. Так же, как и выбор Папой Римским кардинала Бергольо не был заранее предопределен».
В связи с условной идеологизированностью митрополитов Тихона и Илариона, по словам Лункина, наиболее приемлемым кандидатом в патриархи сейчас может быть митрополит Климент (Капалин), который, как и кардинал Бергольо, в предыдущий раз был вторым, но затем может взять реванш.
Список кандидатов не ограничивается Алфеевым, Шевкуновым и Капалиным, добавляет Роман Лункин: «Есть, безусловно, и кандидаты, которые явно попытаются стать кандидатами в патриархи. Это митрополит Казахстанский Александр (ранее долгое время был в Костроме, при нем епархия получала отчисления от производства воды “Святой источник”), митрополит Петербургский Варсонофий, митрополит Ульяновский Лонгин».
«Епископы, которые и являются основными выборщиками на Соборе, основывают свое мнение на массе аргументов, неведомых широкой публике. Всё зависит от связей и личных качеств кандидата, от ожиданий самих архиереев, от того, как они сами хотят жить дальше и в каком регионе», – резюмирует эксперт.
Иван Слободенюк