Created with Sketch.

Зараз нас турбують соціяльні проблеми. Це добре. Вихід давно знайдений.

28.02.2011, 23:00

Це мої старі нотатки про соціяльну політику Церкви, якщо це сьогодні когось турбує. Тут багато тексту з роботи мого кума п.Михайла. Мовою оригінала - російською.

Часть 1. Иудаизм.

По словам современных толкователей иудаизма «Еврейское право как в эпоху судей, в период древних царств, Второго Храма, в диаспоре так и в современных условиях ориентируется на минимальное участие государства в общественной жизни. Человек несет обязанности перед настоящим Царем и Судьей напрямую и без каких-либо посредников.» (Константин Яновский. Иудаизм и социальная ответственность предпринимателей).

Так ли оно на самом деле. По Пятикнижию Моисея государство строилось на Божьих Законах, а они определяли достаточно подробно социальный статус всех сословий, из права и обязанности. Согласно Торе (Пятикнижию) даже рабовладельчество предусматривало возможность рабам создавать семью и было ограничено 7-летним периодом. Но как это выполнялось? Скорее всего выполнялось так же, как и у соседних народов (то есть не всегда выполнялось по заповедям Божьим). Наиболее угодным Богу был государственный строй Судей (выбираемый старейшинами и представителями колен Иакова). Но «демократия еврейского народа» потребовала от последнего судьи Самуила выбрать царя, чтобы не отличаться от соседних народов. И это было шагом еврейской истории вспять.

Да, частично, через Пятикнижие еврейский народ на протяжении тысячилетий пытался выполнять законы Божьей справедливости, это касается людей малого и среднего достатка, но когда достаток человека разрастался в разы, чаще всего такой человек отворачивался от Бога, у него (говоря современным языком) «срывало крышу». Много притч Христа о таких людях, и в Ветхом Завете такое упоминается. В Принципе в этом смысле еврейский народ не уникален. Это касается всех нас. Поэтому я соглашусь с современными иудеями в том, что «Тора никогда не утратит своего значения», причем для всего человечества.

На нижнем уровне мировое иудейство (и государство Израиль) действительно добилось большого прогресса в сфере политики социальной защиты. Но то, что касается наиболее богатых людей земли, а среди них непропорционально много евреев, то социальная программа иудаизма не выполняется.

 

Часть 2. Христианство.

Социальная политика христианства выражена в посланиях ап.Павла, словами – будьте как я нищими:

«1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.» (2Кор.8), «9 …Он [Христос], будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8).

И в словах Христа «19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6), то есть Он призвал собирать богатства для своей будущей постоянной Родины: «21 Иисус, взглянув на него [богатого юношу], полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. 22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.» (Мк.10).

Тем не менее попытки сгладить природу человека продолжаются во все времена существования христианства. Много богатых юношей раздали свое имение для создания монастырей и церквей, некоторые вообще решили посвятить себя Богу, как Франциск Ассизский, Антоний с Падуи, Бенедикт Нурсийский, Варлаам Печерський, более поздние потомки князей Волконских, всех не буду перечислять. Я тут не призываю никого впадать в добровольное нищенство, поскольку у кого-то из читателей есть дети, а дети могут впасть в искушение. При таких «экспериментах» родителей (добровольное нищенство) результаты для детей могут быть аналогичными тем результатам, когда родители среднего достатка «дают детям всё», балуя их, даже в ущерб своему благосостоянию и духовности.

Но, тем не менее, христианство нас призывает сильно не увлекаться на земное, а заниматься больше своей душей, сделать для себя и своих близких необходимый материальный минимум для того, чтобы не искушать детей и близких. При этом поддерживать тех, кто не может создать себе этот минимум.

Христианская Церковь имеет конкретную социальную доктрину, которая зиждется на основных принципах [11]:

  1. Социальная справедливость;

  2. Солидарность;

  3. Субсидарность (дополнительная помощь через местное сообщество и его самоуправление);

  4. Общее благо.

  5. Помощь бедным.

  6. Человеческое достоинство.

  7. Универсальность благ: «Всё добро от Бога» независимо от вероисповедания.

Эта социальная доктрина 18-20 века была «попользована» социал-демократами и коммунистами в очень искаженной и усеченной форме, о чем я скажу позже.

1. Социальная справедливость – на ней зиждется идея спасения, а именно награда покаявшимся и суд над грешниками, насыщение голодных и утешение страждущих. Социальная справедливость – это гармония адекватно понятых законной справедливости (в законодательстве), коммутативной справедливости (договора, обмена и общения) и дистрибутивной справедливости (распределения).

Социальная несправедливость – источник социальных революций. Еще задолго до возникновения марксизма и парижской коммуны сама природа человеческая ищет разрешение вопроса справедливости и находит логический вывод: Справедливость необходимо отстаивать! Но борцам за правду никогда не стоило забывать, что их борьба может превратиться в свою противоположность, если она будет сопровождаться насилием, если борьба за правду будет противоречить Божьим заповедям, особенно двум заповедям любви: к ближнему и к Творцу.

Ранние социал-демократы а потом большевики-коммунисты подменили социальную справедливость уравниловкой, вместо взаимопомощи, соучастия, доброй воли сторон: государства и граждан. «Но человеческая природа несовершенна и поэтому необходим тиран для установления справедливости», – скажет какой нибудь из читателей. А стоит ли хоть одна несправедливая жертва в борьбе за справедливость ста попыткам построения справедливого общества без таких жертв?

2. Солидарность – природное свойство homo socialis, по-христиански называется ещё социальным милосердием, но при этом есть сугубо добровольным делом. Помню, в молодости были какие-то сборы денег (по 20коп.) комитетом комсомола в помощь «детям Никарагуа», но это было скорее коммунистической профанацией принципа солидарности. Принцип христианской солидарности проявлялся даже в тяжелые 30е гг., когда, например, председатели колхозов в Украине (часто рискуя своей жизнью) не давали вымереть от голодомора своим селам, занижая норму «хлебного оброка». Христианская солидарность имеет универсальный характер (как духовная солидарность, в т.ч. богатых и бедных), в отличие от классовой солидарности (пролетарской), гендерной солидарности (феминистской), расовой, студенческой и пр.

3. Субсидарность – термин известный на Западе, но слабо известный в Украине и на территории СНГ, поскольку он связан с принципом местного самоуправления (в т.ч. с Магдебургским правом) и основами построения гражданского общества: делегирование полномочий, невмешательство во внутренние дела, дополнительная помощь и поддержка, координация действий более низких структур. Это касается всех структур общества: от органов государственной власти, больших сообществ и групп, до общественных организаций, семьи и индивидуума. Субидарность предполагает не только обязанности высших структур, но и самостоятельность и активность низших.

В наших реалиях принцип помощи на местном уровне профанируется нашей «элитой» продуктовыми пайками во время выборной кампании.

Субсидарность отражена в Св.Письме: 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. 15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. (Ин.13)

4. Общее благо – совокупность условий социальной жизни, которые дают как обществам, так и отдельным личностям достичь полного совершенства. Но альтернатива общему благу не есть благо личное. Скорее всего, этот принцип «исправляет» субъективизм использования принципа справедливости, неправильное толкование принципа солидарности, ошибочное использование отдельных принципов субсидарности и является принципом компромисса. Общее благо наиболее полно отражается в жизни семьи: целью родителей есть помощь детям в реализации их потенциалов – духовных и материальных, причем реализоваться это может самыми разными способами. Аналогично это происходит в жизни общества, где социальное благо зиждется на принципах уважения к личности, социального благополучия и мира.

5. Помощь бедным – это одна из основных обязанностей верующих христиан: «…Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне…» (Мф.25.31-45)

Именно Церковь учит, что несправедливость в отношении бедного может привести к каре небесной, то есть к наказанию уже в этой жизни: это нещадная эксплуатация человека, задержка заработной платы, унижение вдов, сирот и беженцев. Слово «бедный» на многих славянских языках имеет синоним «убогий», т.е. тот кто требует помощь у Бога, помощь Божьей Церкви и нашу помощь. Традиционно Церковь помогает нуждающимся ночлегом, едой, деньгами, медициной, но главное – духовной поддержкой. Но не всегда прямое перераспределение материальных благ есть настоящей помощью бедным. Поэтому многие христианские подвижники помогали бедным, «давая не рыбу, а удочку».

6. Достоинство личности основано на христианском принципе свободного выбора между добром и злом. Кроме того человек не зависимо от происхождения, расы и пола создан по образу и подобия Бога. Правда, наш образ Божий следует воспринимать не только как данность, а скорее как предназначение: «будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный» (Мф.5.48). На достоинстве личности строится общество и Церковь.

«Человеческое общество существует для человека, а не наоборот» – Пий XI.

7. Принцип универсальности благ связан как с предыдущими принципами, так и принципом, что всё добро от Бога. «Что для тебя лишнее – то полезно ближнему» – это от св. Августина, причем сказано также про предыдущие принципы: справедливость, солидарность, общее благо.

Все блага делятся на материальные и духовные (семья, дружба, мир, вера, любовь). Все блага, что от Бога принадлежат всему человечеству согласно Божьей справедливости.

Этот принцип направлен также против абсолютизации частной собственности.

(Спасибі п.Михайлу за цей матеріал)

Читайте також