Архиепископ Иван Юркович. Христианские праздники – праздники радости и счастья
Христианской вере свойственны доверие и радость. История христианства начинается со слов приветствия ангела Гавриила: «Радуйся, благодатная!» (Лк 1,28). Евангелие – это радостная весть, возвещение новой радости. Глубокая радость – это условие для хорошего расположения духа, в некоторой степени, само расположения духа, простая ежедневная радость может быть первым показателем веры, переживаемой с глубиной и убеждением.
С этим свойством христианского послания связан также вопрос для Церкви: что должна делать Церковь, чтобы ее верующие могли действительно жить радостью Евангелия?
Один из самых больших подарков религии и христианства человечеству – это понятие праздника. Праздник – это реальность, очень отличающаяся от понятия свободного времени. Быть свободным от работы само по себе ещё не означает иметь праздник. В этом заключается самое странное противоречие современных времен. С одной стороны, человек перегружен работой, подвержен стрессу неимоверной активности, но когда остается без работы, без конкретного задания, погружается тут же в некоторую депрессию. Иногда кажется, что оставаться без работы – более невыносимо, чем быть занятым ежедневной деятельностью. (Статистика показывает, что самое большое количество самоубийств происходит именно в свободное время. Человек, оставленный сам с собой, без автоматизма работы, внезапно обнаруживает, что не умеет жить).
Чем, в сущности, является праздник?
Первая характеристика праздника заключена в том факте, что не мы его создаем, но он нам даруется. Праздник – это реальность, которая нам дарована. И этот дар дается нам для того, чтобы подготовиться к переживанию настоящей радости. Праздник привносит в нашу жизнь что-то совершенно иное чем то, что мы испытываем в нашей ежедневной жизни, и заверяет нас в том, что мы не одни в этом мире. Праздник – это всегда событие, которое связывает нас с общиной людей, с нашим ближним, открывает наше сердце к ближнему и к Богу.
В таком расположении духа праздник становится источником творческого вдохновения, неожидаемой красоты, которая обладает великой способностью утешать, приносить мир и покой в нашу жизнь. Чем стал бы наш мир, если бы в нём исчезла красота, исходящая от веры! Чем бы стала наша жизнь без красоты богослужения и литургического празднования! Поэтому Церковь имеет задание обучать верующих праздничным дням и быть способными передавать сияние христианских праздников. И именно это стало одним из великих вкладов Церкви человечеству: призывать верующих принимать участие в великих праздниках христианской веры, которые открывают двери к свободе, счастью, радости и миру.
На самом деле Церковь всегда с вниманием относилась к тому, чтобы сопровождать жизнь верующих праздниками. Празднование всегда было случаем, используемым для того, чтобы научить верующих возвысить их внутреннюю жизнь. Практически, литургические праздники имеют намного большее влияние на веру, чем приумножение теологических доказательств. Доказательства и теологические размышления всегда очень важны, но они обращены к людям с особенной ментальной структурой, которые ставят сложные вопросы и не находят покоя, пока не найдут философское подтверждение собственным убеждениям. С другой стороны, праздники Церкви затрагивают сердца всех и облегчают людям заботы ежедневной жизни. Доказательства приносят удовлетворение только в момент, когда они становятся понятными, праздники же, напротив, сопровождают всю жизнь человека, год за годом, постоянно. Доказательство обращено прежде всего на когнитивные способности человека, тогда как праздники охватывают человека во всей его полноте, касаясь как его разума, так и сердца.
Религиозные праздники – это торжества, которые происходят в атмосфере молитвы, песнопения, в окружении священных образов. Красота и цветá икон призывают к молитве. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «К созерцанию влечет меня цвет росписи и, словно цветущий луг, услаждает он моё зрение, и незаметно внедряет в душу славу Божию”. (De sacris imaginibus, 1, 27). Созерцание священных икон связано с размышлением над Словом Божиим, а литургическое песнопение создаёт гармонию между всеми знаками веры и помогает запечатлеть в памяти сердца те отмечаемые тайны, чтобы они находили своё выражение в обновленной духовной жизни верующих.
В центре всех праздников находится самый великий христианский праздник – Пасха, день воскресения Господа, который распространяется на все служения по воскресеньям в продолжение всего года. Катехизис Католической Церкви говорит о Дне Господнем: «Церковь празднует тайну Пасхи по апостольскому Преданию, восходящему к самому дню Воскресения Христова, каждый восьмой день, по праву называющийся Днём Господним, или Воскресением. День Воскресения Христа одновременно и «первый день недели» в память первого дня творения, и «восьмой день», в который Христос, после Своего «покоя» Великой Субботы, открывает День, «который сотворил Господь», «день невечерний». Трапеза Господня — его центр, ибо именно в ней община верных встречает Воскресшего Господа, Который приглашает их на Свой пир: День Господень, день Воскресения, день христиан, это наш день. Поэтому он и назван днём Господним: ибо в этот день Господь Победитель взошёл к Отцу. Если язычники называют его днём солнца, то и мы тоже охотно это исповедуем: ибо сегодня воссиял Свет мира, сегодня явилось Солнце Правды, Чьи лучи приносят спасение. Воскресенье есть по своей сути главный день литургического собрания, когда верующие собираются, «чтобы, слушая слово Божие и участвуя в Евхаристии, вспоминать Страсти, Воскресение и Славу Господа Иисуса, воздавая благодарение Богу, возродившему их к живому упованию Воскресением Иисуса Христа из мёртвых»: Когда мы размышляем, о Христе, о чудесах, свершённых в день Твоего святого Воскресения, мы говорим: Благословен день воскресный, ибо в этот день началось творение мира (...), спасение мира (...), обновление рода человеческого (...). В этот день возрадовались небо и земля, и всё мироздание исполнилось света. Благословен день воскресный, ибо в этот день открылись двери рая, чтобы Адам и все изгнанные без страха вошли туда» (1166-67). Святой Иоанн Златоуст подчеркивая этот всеохватывающий аспект, пишет: «Ты не можешь молиться дома так, как в церкви, где собрано множество народа и где вопль к Господу взлетает единым сердцем. Тут есть нечто большее, союз духа, согласие душ, связь любви, молитвы священников» (ККЦ 2179).
Воскресенье как день Господний
В 304 году, в Абитине, в Северной Африке, во время преследований христиан, устроенных по воле императора Диоклетиана, римские чиновники раскрыли и арестовали группу почти из 50 христиан, собравшихся вместе на воскресное служение Евхаристии.
Об этом событии свидетельствует сохранившийся протокол допроса, где мы читаем: Проконсул обращается к священнику Сатурнину со следующими словами: «Ты действовал против распоряжений властей и кесаря, когда собрал всех этих людей». И священник, вдохновленный Духом, ответил следующим образом: «Без какой-либо боязни (уверенные) мы отслужили то, что принадлежит Господу». Фраза «то, что принадлежит Господу» по-латыни звучит dominicus. Нелегко на современные языки перевести латинские выражения, потому что они обладают особенной лапидарностью, которая является типичной для латинского языка. Прежде всего, это же слово означает день Господний, но имеет также и значение таинства (sacramento) Господа, Его воскресение и Его присутствие в свершении евхаристии.
Продолжим с протоколом. Проконсул настаивает на своих вопросах. Священник ему отвечает с полным спокойствием следующими замечательными словами: «То, что мы сделали, мы сделали, потому что не можем пренебречь тем, что принадлежит Господу». Эти слова подчеркивают убеждение христиан, что заповеди Господни являются высшими, чем распоряжения политической власти и свидетельствуют о том, насколько был уверен в себе этот священник и его маленькая христианская община даже в период террора и произвола тех, кто их заключил в тюрьму.
Ещё более удивительно красивыми являются слова ответа Эмирита, хозяина дома, где христиане собрались на литургическое служение. На вопрос, почему он разрешил совершить службу в своем доме, зная, что это запрещено, он ответил, что участники праздника являются все его братьями: братьев нельзя прогнать за дверь. Проконсул остаётся недовольным этим ответом и начинает угрожать. Второй ответ Эмерита выражает то, что было настоящим объяснением происходящего. «Ты должен был запретить им входить», – утверждает проконсул. «Я не мог», – утверждает в ответ Эмерит, продолжая: Quoniam sine dominico non possumus, что значит: «Мы не можем жить, не празднуя Дня Господня, без Евхаристии Господней». Воли Цезаря противопоставляется чёткое и решительное самосознание: «Не можем». Эта твёрдость является почти продолжением слов Павла и Иоанна «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян 4, 20), сказанные в синедрионе в ответ на требование прекратить своё проповедование.
«Без Дня Господнего мы не можем жить». В этих словах не прячется ложное подчинение обязательству, установленному Церковью, заповеди, исходящей извне. Они выражают глубокое убеждение, в котором чувство долга тесно связано с личным убеждением. Это убеждение выражает то, что является центром всего их существования. Без служения Дня Господнего и Евхаристии невозможно жить настолько, что нужно даже забыть о смертельной опасности, будучи уверенными в своём выборе жизни и готовыми защищать свою внутреннюю свободу. Без евхаристии жизнь не имела бы смысла. Таким образом, можно понять также и девиз Святого Игнатия Антиохийского: «Мы живём сообразно с тем, что празднуем день Господний. Дабы этому посвящалась вся наша жизнь. Как можно жить без Господа?»
Воскресная евхаристия
Знакомство с этим свидетельством побуждает нас провести экзамен для нашей совести также и сегодня и ставит перед нами вопрос о том, как мы празднуем литургические праздники. В нынешние времена даже свободное время становится продуктом потребления, возможностью убежать от будничности и искать чего-то «совершенно другого». Именно убегая от ежедневной жизни, происходит риск заменить День Господний английским выражением, ставшим общим во всём мире “weekend”. Ни одна страна не может чувствовать себя свободной от этой опасности. Также и для Украины остается всегда важным умение переживать свою веру через литургические праздники. Слава Богу, эта реальность в большей мере ещё достаточно укоренённая, но большие города, с их разнообразием способов отвлечения, которые они предлагают, подвергают испытаниям наши христианские обязательства. Профанное всегда более агрессивно, чем священное, и только люди, способные понять суть человеческого существования, в состоянии не поддаться влиянию доминирующей культуры, распространённой средствами масс-медиа и потребительским духом.
Духовная жизнь христиан – это жизнь с Церковью. Кажется, как в прошлом, так и сегодня, Церковь остаётся последним оплотом перед профанацией и тривиализацией ценностей нашей культуры.
Церковь, конечно, будет продолжать исполнять эту свою миссию в будущем. Деятельность Церкви – многосторонняя и включает также и сферы социальные, культурные, образовательные. Но более важным для деятельности Церкви является именно литургическое служение, праздник Дня Господнего, память о многих событиях спасительного деяния Бога.
Литургическое празднование даёт этому христианскому празднику красоту очень уникальную и неповторимую, потому что гарантирует нам то, что наш отдых остаётся всегда также и моментом духовного восстановления и наполняет нашу жизнь новым вдохновением. Без литургии мы не можем реализовать наши устремления и достичь того счастья, для которого мы рождены. Литургия – это всегда выражение беспрерывного Богоявления, теофании, которое помогает человеку постоянно расти во всех измерениях собственной жизни. Сияние литургии – всегда призыв обратиться и перейти из состояния безразличия к рвению, которое исходит от присутствия Бога. Литургия приносит также и благословение на весь человеческий труд, включая наш труд самый скромный, самый будничный, который, кажется, иногда приуменьшает наше человеческое достоинство. В литургии человек черпает из тех вечных источников свободы, которые делают его решительно удовлетворённым, спокойным, творческим и полным надежды.
После воскресения Христа «первый день» – уже больше не только день библейского отдыха после сотворения мира. Теперь это день нового сотворения, нового неба и новой земли, свободной от рабства греха и смерти. Поэтому празднование дня Господнего – это действительно праздник христианской радости и счастья.
В этой перспективе можно завершить следующей мыслью. Судьба Церкви в сжатом виде заключена в литургическом праздновании. А так как судьба Церкви тесно связана с судьбой всего общества, то можно утверждать, что также и судьба общества связана – по крайней мере, в наших странах христианской традиции – с молитвой и празднованиями, которые посвящаются Господу.
Таким образом, в нашей связи с литургическими празднованиями и литургией решается не только судьба нашей веры и Церкви, но также и всего нашего общества, всего культурного и социального окружения, в котором мы живём.
Поэтому, спустя почти две тысячи лет после вышеописанного события, в истории раннего христианства также и мы, сегодня, продолжаем провозглашать всем вокруг: Sine dominico non possumus.
Выступление Его Высокопреосвященства Архиепископа Ивана Юрковича
Апостольского Нунция в Украине
на X Международных Успенских чтениях в Киево-Печерской Лавре
Киев, сентябрь 2010 года
Более детальную информацию об Успенских Чтениях-2010 можно получить здесь: http://clement.kiev.ua/ru/taxonomy/term/25