Created with Sketch.

Церковь, далекая от народа

01.07.2014, 11:36

Экклезиаст в свое время писал: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Где бы вы его не применяли, этот навык в наше непростое, военное время по силе и важности схож только на дар различения духов, описанный Иоанном. Применительно к этой ситуации, протестанты не поняли контекст времени и продолжили действовать так, как будто ничего не произошло.

Экклезиаст в свое время писал: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Где бы вы его не применяли, этот навык в наше непростое, военное время по силе и важности схож только на дар различения духов, описанный Иоанном. Применительно к этой ситуации, протестанты не поняли контекст времени и продолжили действовать так, как будто ничего не произошло. Они до сих пор «аполитичны».

Сегодня с болью и радостью можно наблюдать за активностью и позицией ряда служителей протестантских церквей во время войны на Донбассе. Одни, как пастор донецкой церкви “Ассамблея Божья” Сергей Косяк, самоотверженно устраивают публичные молитвы, за которые могут в буквальном смысле расстрелять, эвакуируют беженцев, достают из плена несчастных ребят, собирают деньги на лечение пострадавшим и оказывают душепопечительскую опеку тем, кто сегодня потерял смысл в жизни.

Другие продолжают черное называть белым, пишут челобитные царю и радуются, «что у нас нет гей-парадов».

Третьи вместо того чтобы быть миротворцами и стоять на передовой (дабы остановить кровопролитие) утверждают «мне все равно при какой власти садить картошку», колесят с велопробегами в поддержку сирот, когда дома ежедневно на свет появляется новая сирота.

Или проводят пир во время чумы. 24-25 июня в респектабельном киевском отеле Hilton ряд американских христиан не без помощи пастора Валерия Решетинского и его команды организовали довольно жидкую (в плане содержания) конференцию «Роль христианских ценностей в формировании новых социально-политических отношений в Украине».

Пока гости отведывали свинину в медовом соусе и закусывали фаршированными лососем оливками, активист антитеррористической операции на Востоке Украины WingsFhoenix – спаситель украинских военных на Востоке, – писал: «Мне осточертело смотреть на то, что 80% страны живет своей размеренной жвачной жизнью, делая вид. Ах, это далеко, да ну, это ж далеко. А когда близко? Харьков? Полтава? Борисполь?». Вновь та же беда – неумение ощущать время: сегодня христианское лидерство нужно не в дорогих отелях, а на Донбассе — в спасении людей (буквальном, физическом).

Есть и те благотворительные организации и миссии, которые пытаются помочь пострадавшим. Имея у себя серьезные рычаги влияния, позволяющие привлечь Государственный департамент США, Белый дом и ряд влиятельных международных организаций, чтобы достать из плена людей, инициировать санкции против тех, кто поощряет религиозную нетерпимость в Донбассе и, в целом, лоббировать интересы украинских христиан (и украинцев вообще) на самом высшем уровне, возят гречку беженцам.

Есть отдельные верующие и церкви вне Донбасса, которые не просто молитвами очерчивают свое участие в процессах, а снимают за свой счет жилье для переселенцев, жертвуют деньги и поддерживают пострадавших.

Если же говорить глобально, протестантское сообщество Украины оказалось неготовым к серьезным потрясениям и вызовам. Оно не стало Божьим «спецназом», который в час Х был готов выдвинуться и ликвидировать пожар.

Июнь в этом смысле «порадовал» нас еще больше. Если ранее «аполитичный» экс-глава украинских баптистов Вячеслав Нестерук говорил, что «нашей активности на Майдане нет» (и это была пассивная аполитичность), то с решением бизнес-четы Спиваковых не отказываться от проведения скандального фестиваля «Белые ночи» в оккупированном Крыму «аполитичность» превращается в знамя, под которое становятся некоторые христиане.

В случае с «Белыми ночами» все  очень печально: украинские протестанты десятилетиями выстраивали свою репутацию «местных», «своих», «культурно идентичных». И даже несмотря на это в свое время профессор Людмила Филиппович могла говорить об «антисектантской истерии». И что мы видим тут: несмотря на то, что все прогрессивное украинское общество отказалось от сотрудничества с оккупационными властями Крыма, Светлана и Глеб Спиваковы до сих пор твердят, что «это был голос Божий». Подобное непонимание жизненного контекста удобно тем, кто живет в закрытом бассейне, но не в море, где волны последствий помощнее.

Корни подобного недальновидного поведения стоит искать в отсутствии таких слагаемых успеха любой светской организации, как: карта рисков; стратегическое планирование; понимание общественно-политических, культурных и экономических контекстов современного общества. На большинстве христианских конференций говорят о чем угодно, но не о реальных вещах. И, видимо, никто не собирается перестраиваться и трансформироваться.

Поэтому, господа, поубавьте пыл в обличении общества в бездуховности, безразличии и греховности. Не называйте себя пафосно «солью земли и светом миру». Вы – лишь одна из субкультур (наравне с гиками, реконструкторами, байкерами, ЛГБТ и т.д.), создающая свою виртуальную реальность.

Микола Малуха, Олексій Гордєєв

"Ideas4God", 1 июля 2014

Читайте також