Created with Sketch.

Церковный вопрос. Даст ли "мир на Донбассе" новый шанс УПЦ МП

23.09.2019, 11:56

В нашей стране зреет стремление к модернизации государственного проекта - провал кампании Порошенко, построенный на посконной версии национальной идеи, тому подтверждение

В нашей стране зреет стремление к модернизации государственного проекта - провал кампании Порошенко, построенный на посконной версии национальной идеи, тому подтверждение

На фоне ожидающейся перезагрузки отношений между Киевом и Москвой все чаще возникают взволнованные вопросы о перспективах церковной политики. Владимир Зеленский, как будто, самоустранился от этой проблемы. Но нет, увы, никаких надежд, что то же самое сделает его кремлевский визави. У церковной карты должно быть место в новом политическом раскладе.

Ситуация интригующая: у Православной церкви Украины появились первые робкие успехи на международной арене. Элладская церковь признала, что наша страна никогда не выходила из канонического подчинения Вселенского патриарха, и он, стало быть, имеет полное право распоряжаться ее судьбами. Никаких признаний в эфире, но с епископами ПЦУ теперь сослужат не только иерархи Вселенского патриархата, но также епископы Элладской и Александрийской церквей. Процесс признания де-факто начался.

Все идет к тому, что ПЦУ со временем будет признана если не всеми, то многими. В РПЦ, вероятно, уже сейчас это понимают. И теперь им нужно искать модус операнди с учетом присутствия ПЦУ на своей "канонической территории". Вопрос уже сводится не к тому, будет или нет ПЦУ, а кто будет в роли гостя или, скорее, заповедника на чужой территории.

Так что давайте не скромничать: #миздобули.

Впрочем, двигаемся мы вдоль линии собственной истории не равномерно, а рывками. И в данный момент находимся на отрезке возможного реванша. У Моспатриархата в Украине неплохое положение. Переходы в ПЦУ прекратились. Но, видимо, с обеих сторон подозревают, что это затишье - временное. Поэтому Вадим Новинский, попечитель о делах Моспатриархата в Украине, имитирует безумный принтер, заваливая Раду церковными законопроектами, призванными заблокировать возможность общинам переходить из УПЦ МП в ПЦУ, во всяком случае, вместе с имуществом.

К законопроектам Новинского трудно относиться серьезно. Вадим Владиславович бьет по площадям и делает все, чтобы на фоне его яркого, патентованного москвофильства любые компромиссы Зе-команды с Москвой выглядели умеренными.

Сам президент, как известно, от церковной тематики уклоняется, никого не поддерживает и, если не считать размолвки со Вселенским патриархом, пальцем к церкви не прикасается. "Не считать", конечно, не получается. Но для подозрений касательно церковного реванша Москвы есть и другие поводы. В конце концов, умиротворение Кремля без реверанса в сторону его церковного департамента вряд ли возможно.

Собственно, называть этот реванш сугубо церковным не получается. Сам выбор в пользу Зеленского и его команды - это своего рода реванш. Но не пророссийский и не прокремлевский, как любят посудачить в интернете. Это реванш СССР. И в этом контексте УПЦ МП оказалась в неплохом положении: для Зе-Украины УПЦ МП - это постсоветская церковная структура, которая гораздо более органична, чем "национальная" ПЦУ.

Одной из проблем ПЦУ стало как раз то, что ее позиционируют именно как национальную церковь. В этом качестве она, как правило, противопоставляется московской церкви - как национальное имперскому. Идея о том, что противопоставление можно было построить по оси модерный проект версус советская структура, бродит преимущественно в умах и кругах околоцерковных интеллектуалов и почти не проникает в массы. В результате противопоставление украинского и российского православия, киевской и московской церквей - это выбор либо между двумя видами почвенничества, либо между украинским почвенничеством и имперской универсальностью. Многие русско-православные делают выбор в пользу имперского не потому, что "русское", а потому что это доступный для их понимания эрзац христианского универсализма.

Новая власть заявляет о намерении вернуть единство стране и уже отчасти выполнила обещание самим фактом своего избрания - так же как "УПЦ МП присутствует во всех регионах Украины", все регионы Украины в едином порыве проголосовали за Зеленского. Украину объединяет телевизор, и с этим не поспоришь. Но что объединяет все регионы Украины наверняка - это постсоветская принадлежность.

УПЦ МП также не устает выдвигать себя на роль объединителя страны. Ей, конечно, не тягаться с телевизором и "Кварталом 95", но у нее тоже есть парочка сильных сторон. Во-первых, связи. Не только внутри страны, но и за ее пределами. Причем не где-нибудь, а со страной, с которой Украина уже как бы не воюет, а договаривается. Попечительство РПЦ и УПЦ МП, подчеркивание их роли в деле обмена пленными (даже если в реальности эта роль была минимальной) - характерный момент. Во-вторых, УПЦ МП объединяет, конечно, не страну, но очень специфический ее сегмент - людей, которые, сознательно или нет, не спешат разрывать свои отношения с советским прошлым, живут представлениями, вкусами и идеалами, сформированными в СССР.

По этой линии проходит разделение между ПЦУ и УПЦ КП - по границе СССР (не географической, само собой). ПЦУ многими сторонниками рассматривалась и рассматривается именно в контексте возможности выйти прочь из структур made in USSR. В этом ее сила и перспективность. В этом ее слабость на данном этапе, потому что желающих выходить из СССР в Украине оказалось не так много, как хотелось бы. Хотя даже 75 против 25 - не так уж плохо.

На данном этапе сила УПЦ МП в том, что ее предложение на духовно-идеологическом рынке совпадает с предложением действующей власти: "объединять любой ценой", сторониться "национализма" (что бы этот ни значило в каждом конкретном случае) и при этом напоказ дистанцироваться от Москвы, понимая, что большая часть и электората, и верующих не так уж влюблены в Путина. Им совсем не нужно в Россию. Как и в Украину, впрочем. Их вполне устраивает заповедник СССР.

Для большинства украинцев - независимо от конфессии и идеологических предпочтений - Москва и Россия стали чужими. И это действительно так: Россия, как и Украина, изменилась, но изменилась совершенно не так, как мы. Разошлись дорожки.

Именно это может оказаться слабостью УПЦ МП. Мы, мягко говоря, стали слишком разными, и иллюзия того, что русское православие способно объединить очень разные страны и народы, подвергается серьезному испытанию. Разрыв Украины с Москвой - не просто политический, но значительно более глубокий, мировоззренческий разрыв - не может не сказаться на положении Московского патриархата в Украине.

Признаки будущих расхождений уже сейчас можно различить. Например, поведение наших предстоятелей - хоть митрополита Онуфрия, хоть патриарха Филарета - в сравнении с патриархом Московским. Все они более-менее представители одного поколения, все родом из СССР - осколки "великой страны" и по-своему "великой эпохи". Украинские лидеры способны вести свою игру, продавливать свои интересы и идеалы, не вставать или, наоборот, вставать и уходить. В то время как патриарх Кирилл в новом российском порядке не более чем менеджер, приставленный к одному из департаментов "корпорации Кремль".

Любопытно, что культовой фигурой по версии пропагандистов Московского патриархата все больше становится не несгибаемый монах Онуфрий, а митрополит Запорожский Лука, работающий в жанре сервильного кликушества, понятного и родного нынешней московской церковной политике. Поведение митрополита Онуфрия в отношении президента Порошенко способно было напугать - оно являло собой слишком яркий контраст с поведением патриарха Кирилла в отношении президента Путина. И как бы ни напрягались пропагандисты, достаточно минимального усилия, что бы понять: дело вовсе не в том, что "Порошенко не прав", а "Путин прав". Дело в том, что в Украине одни отношения между властью и церковью, а в России - совсем другие. Или даже интереснее: в Украине одна церковь, а в России - совсем другая.

В нашей стране зреет стремление к модернизации государственного проекта - провал кампании Порошенко, построенный на посконной версии национальной идеи, тому подтверждение. Поэтому Украину выиграет та церковь, которая сумеет предложить обществу модерный церковный проект.

Катерина ЩОТКІНА

"Деловая столица", 19 вересня 2019

Читайте також