В Украине снова ищут виноватых в смерти детей.
Украинское медиа-пространство уже более месяца сотрясают скандалы, которые направлены против протестантов. По косвенным признакам можно предположить, что речь идет о спланированной PR-кампании, цель которой пока, к сожалению, до конца не ясна. Впрочем, есть все основания полагать, что вектор этого сетевого потока медиа-грязи скорее политический, чем религиозный. У христиан-протестантов есть многое для того, чтобы противостоять новым вызовам: на их стороне множество достойных плодов их христианской жизни, стойкость веры, сформированная десятилетиями внешнего давления и, главное, правда. Не хватает одного. Общности.
Надо заметить, что наезды прессы на верующих, собственно, никогда и не прекращались. Количество негативных сюжетов, как о православных, так и о протестантах, вышедших на украинских телеканалах за последний год, насчитывает десятки. Особенно много их было на телеканале 1+1, причем некоторые напрямую критиковали Украинскую православную церковь – самую большую христианскую общину в Украине. Доставалось и харизматам, пятидесятникам и Адвентистам седьмого дня. Единственное, что случилось с конца прошлого года, так это смешение вектора этой критики. Одна за другой стали появляться статьи именно против протестантов. Началось все со случая в городе Иванково Киевской области, о котором я расскажу позже отдельно. О нем написала 12 января газета «Сегодня» с таким заголовком: «Под Киевом после общения с сектантами повесилась 9-летняя девочка — таких случаев по Украине уже пять». Кстати, этот заголовок — это первый пример манипуляции сознанием в публикациях в рамках так называемой «антисектантской истерии». Из статьи под таким заголовком следует, что произошло пять случаев суицида детей, но только в одном из них ребенок погиб, пообщавшись предварительно с верующими. Про остальные четыре случая не сказано вообще ничего... Но в заголовке все смешано в кучу, а у читателей создается впечатление, что речь идет уже о волне самоубийств…
Любопытно что в тот же день (!) на телеканале ICTV в программе «Факты» вышел сюжет об этом же событии трехмесячной давности, причем он был основным в выпуске.
После «Сегодня» публикации появились в "Обозревателе" 13 и 25 января, а последняя — 9 февраля в четверг. К «Обозревателю» присоединился телеканал «Интер» и сайт «Подробности». Суть сюжетов и статей одна и та же. Следствие ничего не установило, никаких доказательств нет, но все очень подозрительно и … виноваты секты! Надо, заметить, что даже известное дело Бейлиса, драма которого разворачивалась в начале 20 века в Киеве, и то было обстряпано намного более доказательно… Впрочем, для медиа-пространства это не важно. Речь идет о создании параллельной реальности, в которой медиа-события разыгрываются своим чередом, не имеющим никого отношения к реальной жизни. Дальше – больше. Вброс крайне сомнительной информации привел к потоку сюжетов и публикаций в СМИ. Сюжеты появились на ICTV, ТРК «Украина». В общей сложности, об уголовном деле, в котором за месяц не случилось ни одной серьезной подвижки, вышло 18 (!) сюжетов и публикаций на ТВ, в прессе и Интернет.
Впрочем, одной историей в Иванково все не закончилось. 20 января выходит статья «Первое время Женя набрасывался на еду, как зверек. Боялся, что все это отнимут», в газете «Факты», где пишут, что баптисты мучают и морят голодом детей. Служителя, о котором написано в публикации, знают немало верующих, о нем множество самых положительных отзывов. Между тем, в статье в «Фактах» создан образ некоего чудовища, которое издевалось над детьми, и при этом не приводиться ни одного комментария собственно обвиняемого.
Создается впечатление, что у авторов PR-кампании поставлена задача: бить по традиционным протестантским добродетелям — забота о сиротах, работа с детьми. Не удивлюсь, если в ближайшее время появятся публикации, направленные против протестантских реабилитационных наркоцентров или центров по избавлению от алкоголизма…
Что, собственно, говорит о необъективном характере всех этих сюжетов и публикаций? Комментируют события неназванные эксперты, ярлыки клеятся без всяких доказательств и, наконец, ни в одной публикации нет мнения второй стороны. Железное правило любого СМИ: если ты пишешь материал, способный кого-то опорочить: спроси все стороны конфликта. Я уже молчу о необходимости оценки событий независимыми экспертами: религоведами, психологами — а этого в публикациях «Сегодня» и «Фактов» вообще нет.
Ключевой пример
Началась «антисектантская истерия» с трагического случая в селе Иванково – там повесилась девочка, девятилетняя Александра Каминская. Тема непростая, для того, чтобы писать о ней вообще, а тем более писать о ней разного рода нелепые домыслы.
Поэтому постараюсь изложить исключительно известные мне факты. Я не проводил масштабного журналистского расследования, но я лично пообщался с родителями убитой Александры, с их адвокатом Иваном Бондаруком, с людьми, которых родители погибшего ребенка винят в ее смерти, с издателями журнала «Тропинка», с детским психологом и с тремя религоведами.
1. 15 октября Саша вместе с одноклассниками была на экскурсии в Киеве в филиале музея русского искусства «Шоколадный домик». Экскурсию проводила Эллада Махова, односельчанка Каминских. Ее родной брат служит священником. Он сам утверждает, что священником Украинской православной церкви Киевского Патриархата. Однако адвокат семьи Каминских Иван Бондарук настаивает, что Махов служит в так называемой «Украинской реформаторской православной церкви», глава которой — епископ Александр Журавлев — находится в дружеских и некоторых религиозных отношениях с руководителем «Посольства Божьего» Сандеем Аделаджой. То есть, по словам Ивана Бондарука, речь идет фактически о семье христиан-харизматов Маховых, связанных с «Посольством Божьим», которая вела проповедь среди детей.
Александра Каминская совершила поездку вместе с другими детьми на празднование годовщины "Шоколадного домика". В самом "Шоколадном домике", который является филиалом Музея русского искусства, на этот раз проходила выставка детских рисунков на библейскую тему, которые рисовали постоянные читатели журнала «Тропинка». И вполне естественно, что журналы имелись на этой выставке - хотя бы потому, что в них были напечатаны те же картины, что и выставлялись.
В «Шоколадном домике» Александра Каминская взяла, как и другие дети, детский христианский журнал «Тропинка», который издает довольно уважаемая миссия «Свет на Востоке» (евангельские христиане, к харизматам никакого отношения не имеющие). Пачка журналов лежала среди прочей христианской литературы. По утверждению Ивана Бондарука, на обратном пути Эллада Махова проповедовала в автобусе Александре Каминской, то есть пыталась рассказать ей о Боге и о Евангелие.
2. Мать Александры Каминской, Виктория, замужем не за ее отцом. Ребенка воспитывал отчим. По словам Виктории Каминской, дочери в школе поставили диагноз «ребенок индиго», поскольку она отличалась от других детей. Руководство школы предлагало перейти ребенку на индивидуальное обучение. Мать утверждает, что Александра часто была предметом насмешек других детей, что ее били. Она утверждала, что в тот день, когда Александра покончила жизнь самоубийством, она была избита в школе. Одновременно Иван Бондарук подтверждает, что у Александры был вырван большой клок волос из головы и поцарапаны колени. Отчим ребенка утверждает, что клок волос вырвали «сектанты» с ритуальной целью. По словам психологов, диагноз «ребенок индиго» сейчас ставят в школах замкнутым детям, которые не достаточно общаются с родителями и сверстниками, и существует риск возможного суицида таких детей. Таким образом, как правило, руководство школы стремиться снять с себя возможную ответственность. Родители Александры создают впечатление очень простых, но искренних людей. Мать по настоящему убита горем, она не находит себе места и говорит сбивчиво и несколько противоречиво, что совершенно естественно в ее состояние.
3. Через несколько дней после приезда из Киева Александра Каминская была побита в школе. По версии УМВД в Киевской области она пришла домой, позвонила отчиму, вышла во двор, закрыла за собой дверь, залезла на дерево и повесилась. Милиция, проводившая вскрытие и осмотр трупа, не найдя никаких следов насилия, пришла к выводу, что смерть произошла в результате самоубийства. Родители и адвокат с этим категорически не согласны.
4. Версии гибели ребенка со стороны родителей и адвоката расходятся. Виктория Каминская и ее муж утверждают, что ребенка принесли в жертву сектанты, которых они называют «масонами». «Она была выбрана ими. За всеми детьми внимательно наблюдали и ее выбрали, потому что она была особенная», – говорит Виктория Каминская.
О том, что ребенок был принесен в жертву сектантами-масонами, по мнению Виктории Каминских и ее супруга, говорят два факта. Первый – у их дочери был вырван клок волос. Второй – в журнале «Тропинка», который дали в «Шоколадном домике» ее ребенку, была статья о "Кембриджской семерке", которую родители называют «масонской». В журнале «Тропинка», действительно, можно найти статью о Кембриджской семерке – семи выпускниках Кембриджского университета, которые оставили богатое состояние и перспективы карьеры и уехали проповедовать христианство в Китай. Однако, широко известная в протестантских кругах Кембриджская семерка не имеет никакого отношения к масонам. Равно, например, как и Кембриджская пятерка – пять высокопоставленных агентов КГБ, выпускников Кембриджа. Конечно, в старейшем университете Великобритании, вероятно, учились и масоны тоже, но нет ни одного документального исторического свидетельства того, что хоть один из семерых христианских миссионеров, бросивших все и уехавших в Китай проповедовать Евангелие, были масонами. Более того, западные протестанты – баптисты и методисты, кем были выпускники Кембриджа из семерки, известны резким неприятием масонских организаций и даже обвинением масонов в «поклонении сатане». Когда я лично спросил об этом Ивана Бондарука, он ответил мне дословно следующее: «Да, «Тропинка», там вообще не главное, мы ее вообще взяли прицепом, чтобы как-то можно было связать ребенка с Маховой».
5. Адвокат родителей Иван Бондарук придерживается противоположенной версии гибели Александры Каминской, чем ее родители. Он утверждает, что это было доведение до самоубийства, намекая, что причастна к этому Эллада Махова. Он отмечает, что в «Тропинке» был стих, где говорилось о том, что после смерти ребенок получит новую жизнь, лучшую, чем нынешняя, что вместе с разговором с Маховой могло послужить причиной суицида Александры. Я прочел этот стих, там действительно содержится обетование лучшей жизни, однако, помимо этого, стих содержит требование к детям: во всем слушать Бога и своих родителей. В стихе также указывается, что лучшую жизнь надо заслужить правильным поведением, добром и любовью к окружающим.
Следует отметить, что в сети Интернет Иван Бондарук всякий раз упоминается исключительно в связи с Сандеем Аделаджой. Он отмечен как адвокат обманутых вкладчиков компании «Кингз Кэпитал», а кое-где даже как бывший прихожанин общины «Посольство Божье» пастора Сандея Аделаджи. Господин Бондарук создает впечатление очень респектабельного, дорого адвоката, спортивного вида и военной выправки. На его сайте написано, что он в 1991-1993 гг. проходил службу в Вооруженных Силах – «Воздушно–десантных войсках». Отмечается, что он "Мастер спорта" по каратэ, "Мастер спорта" по рукопашному бою, "Мастер спорта" по многоборью, чемпион Украины по рукопашному бою. Он член Комитета координации и содействия правоохранительным органам и военным формированиям Украины, член Национального комитета по борьбе с коррупцией Украины, член Штаба Киевского городского общественного формирования охраны общественного порядка и государственной границы Украины, награжден медалью - "10 лет в охране гражданского порядка".
6. Целью родителей является наказание виновных за произошедшую трагедию. Отчим Александры сказал, что для него главное: «Чтобы кто-то ответил за то, что произошло», добавив, что он сделает все, чтобы это случилось.
7. Эпидемии загадочных детских самоубийств в Украине не было. Все остальные четыре случая детских самоубийств, произошедшие с начала года, по данным МВД, имеют вполне очевидное объяснение. Как правило они связаны с насилием над детьми в школах и отсутствием должного внимания со стороны родителей.
Даже простой анализ приведенных фактов показывает, что публикация в газете «Сегодня», мягко говоря, далеко не во всем соответствуют действительности, и уж точно не отражают полную и достоверную картину происходящего.
О «Тропинке»
Журнал «Тропинка» издается на 8 языках. Первый ее номер вышел в свет еще в 1990 году (т.е. журналу больше 20 лет). Журнал рассылается в 60 странах мира. На сегодняшний день у него более 1,5 млн читателей. Его подписчики в Украине — это больше 1200 детских сельских и районных библиотек; детские дома, приюты, интернаты и несколько десятков тысяч украинских семей. Ни одного случая детского суицида после прочтения этого журнала, естественно, не было.
Журнал позиционирует себя как межконфессиональный. Его выписывают и православные, и католики, и лютеране, и баптисты. Он не привязан к какой-то церкви или течению. Его выпускает издательская организация, а не церковь. Издание официально зарегистрировано в Украине, как СМИ – свидетельство КВ № 6658 от 30.10.2002 г. С 1997 года журнал внесен в Каталог периодических изданий Украины, благодаря чему на него можно подписаться в любом почтовом отделении.
Опрошенные мною эксперты не нашли никаких суицидальных мотивов в «Тропинка».
«Никаких суицидальных мотивов в детском христианском журнале «Тропинка» нет. Все материалы, содержащиеся в нем, говорят о смысле жизни, как достижении Царства Божия, являются пересказом Евангелия – без добавлений и убавлений. Обвинять журнал в суицидальных мотивах – это то же самое, что бросить обвинение самому Иисусу Христу», – заявил доктор философских наук, православный богослов Юрий Черноморец. По его словам и православным, и католическим, и конечно протестантским детям этот журнал интересен. «Для детей из неверующих семей многие материалы журнала скорее всего покажутся скучными, в этом их единственный недостаток», – добавил Юрий Черноморец.
Православный психолог Анастасия Бондарук говорит, что журналы «Тропинка» яркие, красочные – они являются ресурсными для маленького человечка, не только с духовной, но и с психологической точки зрения. «Образы, краски, сюжеты... Все подобрано так, чтобы показать читателю: Мир, который создал Творец, – прекрасен. Цени и люби то, что послано Богом», – говорит Анастасия Бондарук.
«Вероятно доброе и ощутимое влияние «сектантов» вызывает злую ревность и у тех, кто привык делить конфессии на «правильные» и «неправильные», а Украину считать исключительно своей «канонической территорией, – говорит доктор философских наук, профессор Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова» Михаил Черенков. – Детский журнал «Тропинка» издается Миссионерским союзом «Свет на Востоке» – старейшей протестантской миссией среди украинцев и русских (основана в 1920 году). В Украине этот журнал и связанные с ним детские проекты заслужили хорошую репутацию, среди разных конфессий и светской аудитории. «Деятельность этой и других подобных протестантских миссий имеет не узкоконфессиональный, а общехристианский, нравственно-воспитательный характер», – добавляет Михаил Черенков.
Кто виноват?
Итак, очевидно, что «антисектансткая истерия» в СМИ имеет ярко выраженный заказной характер. Вопрос в том, кто конкретно за ней стоит.
Версий на самом деле не очень много.
Одна из них прозвучала в блоге у протестанта Николая Малухи. Неизвестный пользователь stranger_ca написал там, что за антисектантской истерией, якобы, стоит известный украинский политик из провластного лагеря, соответствующим образом настроенный братией Голосеевского монастыря.
Мне лично, конечно, не хотелось бы верить в эти обвинения. Православным УПЦ сейчас уж точно не до грязных разборок с протестантами: своих проблем хватает. Да и отношение к протестантам за последние годы в целом стало много лучше. Подтверждает это и пресс-секретарь Украинской православной церкви протоиерей Георгий Коваленко. «Я могу совершенно определенно сказать, что Украинская православная церковь не занимается инициированием каких-либо кампаний черного пиара или гонений против других христианских конфессий, в том числе и против протестантов, – отметил отец Георгий. – Если это делают какие-нибудь чиновники по своей инициативе, думая, что этим они помогут православию, хотелось бы, чтобы они посоветовались для начала с нами. И если они обратятся, мы объясним им, что нас не интересует помощь такого рода. Лучший способ апологетики – это наличие различных христианских служений у нас в церкви. Созданием этих служений мы собственно и занимаемся сегодня». Следует отметить, что среди поддержавших «Тропинку» также были именно православные религоведы и психологи.
Тогда кто? «Я предполагаю, что речь может идти о разборках власти с оппозиционными силами. К протестантам относят себя несколько политиков, и власть, возможно, накануне выборов в Верховную Раду попытается разыграть эту карту, предварительно подготовив почву и нарисовав негативное общественное мнение о протестантах», – говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Напомним, что прихожанин «Посольства Божьего» Леонид Черновецкий все еще мэр Киева, а один из лидеров Блока Юлии Тимошенко Александр Турчинов – евангельский христианин – баптист.
Впрочем, остается еще одна версия: «российский след». Об этом РИСУ уже писала. Так называемое "российское политправославие" не имеет отношения ни к УПЦ, ни даже уже к большей части РПЦ. Поэтому о инициативах этой группы могут попросту и не знать в Киевской Митрополии.
Что делать?
И все же главный вопрос не "кто виноват", а что, все таки, делать. Пока Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины (СЕПЦУ) во время заседания, которое состоялось 7 февраля, обратили внимание Министерства культуры, Министерства юстиции и других органов власти Украины на систематические попытки разжечь религиозную вражду к евангельским христианам с помощью СМИ. По мнению Старшего епископа Церкви христиан веры евангельской Украины Михаила Паночко, подобная информационная компания вместо нынешнего межрелигиозного взаимопонимания и согласия может вновь вернуть в Украину времена открытых противостояний на религиозной почве и, среди прочего, нанести ущерб государственному развитию.
«Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины решил быть еще более открытым для диалога с журналистами и СМИ. Главы Церквей выразили готовность давать комментарии и отвечать на вопросы журналистов, чтобы их материалы не были однобокими, – говорится в заявление СЕПЦУ. – С этой целью СЕПЦУ разработает механизм взаимодействия со СМИ для преодоления стереотипа закрытости евангельских Церквей и распространения правдивой информации о духовном, социальном и благотворительном служении евангельских христиан в украинском обществе».
С любой точки зрения, одного заявления совета мало. Протестантам сегодня крайне необходимо понять, что они находятся по-сути в состоянии информационного кризиса. Им нужно создавать реальную общую пресс-службу куда командировать по одному обученному человеку от каждой конфессий (нынешних пресс-секретарей вполне хватит), поставить над ними опытного человека и выйти действительно на качественно новый уровень общения со СМИ. Речь идет не столько об исках к телеканалам и газетам (хотя подумать об этом инструменте стоит, но лишь как о средстве начать переговоры), а скорее о том, чтобы наладить отношения, грубо говорят, просто начать по-человечески общаться. Конечно, с первого раза вряд ли что-то получиться, но Рим строился не за один день… Пора выходить из подполья и делать так, чтобы все те светлые дела, которые совершают христиане, светили не под посудой, но на подсвечнике… Впрочем, и тут конечно есть свои опасения. Суть их заключается в том, захотят ли наконец протестанты прекратить жить каждый своим умом и хотя бы пред лицом общей опасности объединиться и забыв старые распри, работать плечом к плечу? Не на словах, а на деле…