«Духоносный» епископ УПЦ советует не воевать на Донбассе, а «ждать царя»
На днях в сети Youtube появилась получасовая видеозапись программы Валерия Сутормина, главы российской "Службы духовной безопасности", которая состоит в оппозиции к руководству РПЦ из-за разногласий относительно экуменизма. Гостем программы стал гражданин России — несостоявшийся ополченец, который рассказал о своей поездке на Донбасс и духовных советах, которые получил от схиархиепископа Краснолиманского, викария Горловской епархии УПЦ (МП) владыки Алипия (Погребняка), сообщает корреспондент портала "Религия в Украине".
Ведущий представил гостя программы как "сотрудника Службы духовной безопасности Олега из Тамбова". Олег рассказал, что прослышал о том, что в Красном Лимане (город в Донецкой области на границе с зоной АТО, под контролем украинской власти, в 2016 г. переименован в Лиман) есть епископ Алипий (Погребняк), которому было пророчество о судьбах России. И он решил поехать к нему, чтобы узнать своё будущее и будущее российского народа, а также на месте понять, что происходит в "Донецкой народной республике", поскольку собрался встать на ее защиту.
По словам героя программы, донбассовцы не отождествляют себя с россиянами, воспринимая себя как равных среди славянских народов. Более того, их дома обстреливает не только украинская армия, но и армия "ДНР". Рассказывая о своей краткой беседе с архиепископом Алипием (см. видео с 12:43 минуты), паломник отметил, что владыка действительно "благодатный", который "стоит в истине", выступает "против экуменизма". Архиерей дал ему советы личного характера, а также приоткрыл будущее России, русского народа и вообще "русского мира".
Оказалось, что архиепископ Алипий ждет прихода русского царя. Приходу царя, по словам Алипия, будет предшествовать война в России. Поэтому он не благословляет местных жителей уезжать с Донбасса в РФ, ведь скоро там будет кровопролитие, еще похлеще, чем на Донбассе.
Герой программы, намеревавшийся помочь "ДНР" силовым участием, не без удивления поведал, что владыка Алипий не благословил его на это, сказав, что принимать участие в каких-то бунтах и подобных акциях не следует, "пока не появится царь" — тот "маяк, человек, которому будут доверять" и за которым нужно идти.
"Но явится он только во время войны, потому что русский народ может его принять только пострадав", — передал слова владыки Алипия несостоявшийся ополченец. А сейчас русский народ не готов принять царя — сейчас царь "попросту народу не нужен". Впрочем, гость программы сам же признал, что по свидетельству церковных людей, с которыми он общался в "ДНР", война не повлияла на местный народ — сколько ходило в храм до войны, столько ходит и сейчас. И хуже того, по словам паломника, в "ДНР" даже стали восстанавливать памятники Ленину (см. видео с 19:30 минуты).
Общий контекст беседы таков, что человек, ездивший к схиархиепископу Алипию, явно не считает Путина национальным лидером и настроен оппозиционно по отношению к Кремлю. В этом он получил духовную поддержку со стороны владыки Алипия, который убедил его не участвовать в силовых столкновениях, бунтах и т.п., а лишь ждать явления русского царя.
Видеопрограмма Валерия Сутормина привлекла внимание пользователей социальных сетей. Так, 6 апреля Татьяна Деркач комментирует в Фейсбуке: "Будет ли в России Царь-помазанник — не ведомо. Но в чем Погребняк прав - бунты надо заканчивать. Не за того правителя вписались люди русские. Обманули их. Так что передайте на оккупированную территорию, шо концепция поменялась и старцы донбасские их больше не поддерживают. Пора лавочку закрывать".
Следует отметить, что владыка Алипий до избрания митрополита Онуфрия предстоятелем УПЦ (МП) был в долгом заштате. Как только владыка Онуфрий пришел к власти, то, спустя 17 лет после ухода Алипия на покой, сразу вывел его из заштата и назначил епископом Краснолиманским.
По данным, которыми располагает портал "Религия в Украине", в епископате УПЦ (МП) имеется влиятельная группа архиереев — порядка десяти человек, в основном старого поколения, которые считают владыку Алипия своим духовником. В частности, именно к этой группе принадлежит так называемая "почаевская партия", представляющая соответствующее мировоззрение в епископате УПЦ (МП). Некоторые священнослужители УПЦ (МП) на условиях анонимности сообщили корреспонденту портала "Религия в Украине", что и сам нынешний глава УПЦ (МП) – митрополит Онуфрий (Березовский) – считает схиархиепископа Алипия своим духовным наставником. В 1992 г. владыка Алипий вместе с молодыми еще епископами Онуфрием и Сергием (Генсицким, нине – митрополит Тернопольский) фактически возглавил борьбу против Киевского митрополита Филарета (Денисенко), которая закончилась созывом Харьковского Собора и церковным расколом. С 1997 г. епископ Алипий находился за штатом и не принимал активного участия в церковном управлении. При этом он сохранял неформальное влияние на консервативное крыло епископата УПЦ (МП).
В 2014 г., после смерти митрополита Владимира (Сабодана), во время выборов нового предстоятеля УПЦ (МП) группа епископов, находящаяся под влиянием схиархиепископа Алипия, консолидированно отдала свои голоса за митрополита Онуфрия (Березовского). Это стало одним из факторов, позволивших митрополиту Онуфрию одержать на выборах победу.
После этого, в сентябре 2014 г., на первом же заседании Священного Синода УПЦ (МП), состоявшемся после избрания на пост предстоятеля митрополита Онуфрия, епископ Алипий был возвращен к активному церковному служению и назначен епископом Краснолиманским, викарием Горловской епархии. А спустя менее месяца – в октябре 2014 г. – владыка Алипий был удостоен сана архиепископа. Среди духовенства УПЦ (МП) это было воспринято как благодарность митрополита Онуфрия за поддержку, оказанную ему владыкой Алипием во время выборов.
Примечательно, что несмотря на переименование в 2016 г. Красного Лимана в Лиман титул владыки Алипия не был изменен. В церковной титулатуре и по сей день остается в употреблении название города, данное ему советской властью в 1938 г.
Следует отметить, что церковная позиция архиепископа Алипия не всегда была прямолинейной. Будучи одним из участников Собора УПЦ (МП) 1-3 ноября 1991 года, он подписал обращение к епископату РПЦ с просьбой о предоставлении Украинской Церкви автокефалии. Однако к 1992 году он уже занимал противоположную позицию, выступая против автокефалии и тогдашнего предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Филарета.
На фото — скриншоты видеозаписи программы