Created with Sketch.

Христос и Мордехай. Что общего у еврейского пуримшпиля и украинского вертепа

05.03.2018, 13:57

Эта статья вовсе не о празднике Пурим, а об схожести многих традиций народов-соседей, взаимном обогащении еврейской и украинской культур и о еврейском театре. А праздник Пурим здесь скорее информационный повод, чем тема.

История появления украинского и еврейского театров тесно переплетена

Эта статья вовсе не о празднике Пурим, а об схожести многих традиций народов-соседей, взаимном обогащении еврейской и украинской культур и о еврейском театре. А праздник Пурим здесь скорее информационный повод, чем тема.

В этом году Пурим отмечают 1 марта. Если быть уж совсем точным, то гулянка началась еще вечером 28 февраля. Слово "гулянка" употреблено не случайно: в Пурим каждый уважающий себя еврей просто обязан упиться. Повод-то значимый. Почти два с половиной тысячелетия назад высокопоставленный персидский чиновник Аман задумал извести в Персии всех иудеев. Будучи любимцем царя Артаксеркса он без проблем подговорил владыку подписать соответствующий указ. О планах злодея узнала Эсфирь (Эстер) - любимая жена царя и ее дядя Мордехай. В итоге жизни лишился сам Аман и его прихлебатели. Захватывающие подробности этой детективной истории читайте в Библии.

Как и все еврейские праздники, Пурим отмечается по лунному календарю (14-е и 15-е числа месяца адар). Соответственно, это "плавающая" дата. В 1910-м, когда по инициативе Клары Цеткин впервые отметили Международный женский день, Пурим выпал на 8 марта. Отсюда популярная конспирологическая версия, что Цеткин хотела-де таким образом прославить деяния еврейки Эстер.

Кроме предписания Талмуда "пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или благословения Мордехаю," особенностью празднования Пурим является "пуримшпиль" - самодеятельные театрализованные представления. В украинской народной культуре имеем их полный аналог - знаменитый "вертеп". Что интересно, классический украинский "вертеп" и еврейский "пуримшпиль" появились почти одновременно - приблизительно в XVI в. Правда, если в украинском "вертепе" обыгрывается сюжет прихода спасителя, то основным сюжетом для "пуримшпильных" постановок является вышеупомянутая история об Артаксерксе, Амане и Эсфири.

Фото: EPA/UPG

Мало кто знает (особенно в самой России), что весь знаменитый русский театр с их "Большим", "Малым", МХАТ-ом и прочая, прочая, прочая - вышел из сугубо еврейского "пуримшпиля". Самый первый российский спектакль, сыгранный 16 октября 1672 г. перед царем Алексеем Михайловичем и его придворными, назывался..."Артаксерксово действо". Как видно из названия, это был классический "пуримшпильный" сюжет.

Но вернемся в Украину. Что для "вертепов", что для "пуримшпиля" характерно полное отсутствие жесткого сценария, свойственного классическому театру. В обоих случаях неизменна заранее оговоренная фабула действа, а далее артисты импровизируют. "Пуримшпиль" и "вертеп" объединяет также то, что исполнители всегда старались вплести в сугубо религиозный сюжет что-либо "на злобу дня". Артисты могли пройтись как по королю, гетману или царю, так и по местному пану, попу, раввину или соседу. "Пройтись" по-разному: похвалить, рассказав о добродетелях, либо, что бывало чаще, - ядовито высмеять пороки, после чего "герою" хоть на улице не показывайся.

Еврейских пуримшпилеров и украинских вертепников объединяет и то, что все они ходили по домам, где развлекали земляков за несколько мелких монет или за угощение с выпивкой. Были, естественно, и выступления на широкой публике - в синагогах и церквях соответственно.

В "пуримшпильных" спектаклях украинских евреев можно даже найти заимствования из популярных украинских произведений. В частности, знаменитого ответа запорожцев турецкому султану. В одном из сохранившихся "пуримшпильных" текстов Мордехай приветствует царя Артаксеркса такими словами: "Ты царь? По мне, ты выглядишь как мойщик кишок, как висельник, как погонщик собак, как охотник на котов. Но раз уж ты царь - возьми мою палку и поцелуй меня в тухес."

Зарождение профессионального еврейского театра тоже не обошлось без ощутимого украинского влияния. Первой в истории еврейской профессиональной труппой стала труппа "отца еврейского театра" Авраама Гольдфадена, сыгравшая свой первый спектакль в октябре 1876-го в городе Яссы (Румыния).

Талант Гольдфадена был поистине всеобъемлющим. Он был и артистом, и режиссером, и художником-сценографом, и автором сценариев, и продюсером. В музыкальном оформлении своих спектаклей он часто использовал украинские народные песни. Например, в пьесе "Ди кишуф-махерин" ("Колдунья") одна из партий Миреле положена на мотив известной песни "Стоїть гора високая".

Основоположник современного еврейского театра, уроженец г. Староконстантинова (Хмельницкая обл.) Авраам Гольдфаден. Израильская и румынская марки в его честь

И еврейский, и украинский театры выросли из народного действа - "вертеп" и "пуримшпиль", и проблемы у них были схожими - запрет на язык. Так, в 1883-м царское правительство строго запретило использовать идиш в театрах. Правда, еврейские артисты быстро нашли выход - в афишах указывалось, что спектакль будет идти на немецком. Украинцам в этом ключе было гораздо сложнее.

Рассказывая о зарождении украинского и еврейского театров, нельзя не упомянуть и выдающегося украинско-еврейского театрального деятеля Семена Семдора (Гольдштейна). Его биография вполне может стать основой авантюрного романа. Родился Семен Семдор в городе Смиле, что на Черкасчине, в семье простого сапожника, но перспектива тачать сапоги вызывала у него физиологическое отвращение. В итоге Семен сбежал из дома, примкнув к гастролировавшей в его местечке украинской театральной труппе. Сначала он был мальчиком на побегушках - таскал реквизит, помогал монтировать декорации, расклеивал афиши. Вскоре ему доверили небольшие эпизодические роли из серии: "Кушать подано!". В итоге он становится одним из лучших украинских актеров и режиссеров, который вместе с Лесем Курбасом создал Молодой украинский театр.

Семен Семдор и Лесь Курбас

В конце 1919-го Семен Семдор организовал уже еврейскую Театр-студию "Онхейб" ("Начало"), вокруг которой объединилась киевская театральная молодежь. В студии предпочитали эстетику модного тогда символического экспрессионизма. Репертуар состоял из пьес Шолома Аша, Ицхака Лейбуша Переца и Леонида Андреева.

Значительную роль в развитии еврейского театра сыграла украинская национальная революция 1917-1920 гг. В 1918-м появилась "Культур-Лига" - Общество содействия развитию еврейской культуры. Лигу создали при участии Министерства по еврейским делам УНР и ряда еврейских партий - Бунд, Фарейнигте, Поалей-Цион и Фолкспартей (Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия).

После прихода к власти гетмана Павла Скоропадского Министерство по еврейским делам ликвидировали. Культур-Лига не только сохранилась, но и взяла на себя все функции ликвидированной государственной структуры. При ней работали секции, охватывающие все направления культуры. Театральную секцию возглавил талантливый режиссер и драматург Иегуда Лейб Баумволь.

Театральную студию "Культур-Лиги" организовали в 1919 -м. Она работала на улице Прорезной в Киеве. В работе студии принимало участие целое созвездие ярчайших драматургов, режиссеров и артистов. Увы, студия театром так и не стала - калейдоскопическая смена власти служению Мельпомене не способствовала.

Весной 1919-го, при активном участии знаменитого украинского режиссера Леся Курбаса и комиссара киевских театров Константина Марджанишвили (в дальнейшем - основоположника грузинского театра), а также при содействии "Культур-Лиги" (она некоторое время действовала и после прихода большевиков), в Киеве попытались организовать Государственный еврейский художественный театр, получивший название Первый государственный еврейский театр "Унзер винкл" ("Наш уголок"). Он даже успел дать несколько спектаклей, но фронт опять накатился на Киев, а когда говорят пушки - музы молчат.

Проект Еврейского государственого театра, архитектор Иосиф Каракис, 30-е годы. Здание планировалось построить на Крещатике

Дальнейшая судьба еврейского театра в уже Советской Украине была вполне закономерной. Сначала, пока большевики еще игрались в "интернационализм" - кратковременный расцвет с появлением множества профессиональных и любительских театров и студий. Потом - тотальный контроль. После - уничтожение.

20 ноября 1948-го Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР приняли решение "О Еврейском антифашистском комитете", обвинив его в том, что он стал центром антисоветской пропаганды и кублом шпионов. Вскоре, 29 января 1949-го, в газете "Правда" вышла редакционная статья (ее правил лично Сталин) под названием "Об одной антипатриотической группе театральных критиков", давшей старт общесоюзной кампания против "безродных космополитов".

К тому времени в УССР остался только один еврейский театр, работающий в Черновцах. Со стартом кампании против "безродных" его тут же лишили госдотации. Труппа попыталась было выжить за счет сборов. Артисты трудились, не покладая рук: только в 1949-м театр поставил вдвое больше премьер, чем в предыдущем году. Но это не помогло. В феврале 1950 г. театр закрыли, якобы по причине нерентабельности.

С началом перестройки, казалось бы, стало возможным возрождение еврейского театра, но тут случился массовый исход евреев в Израиль, США, Германию. В Украине попросту не осталось зрителей. Сегодня в нашей стране действуют разве что небольшие студии да любительские коллективы.

Дмитро ПОЛЮХОВИЧ

"Деловая столица", 1 березня 2018

Читайте також