Статья «Топ-10 непотрібних/необхідних професій у постапокаліптичному світі» http://infoporn.org.ua/materials/articles/Top-10_nepotribnihneobhidnih_profesiy_u_postapokaliptichnomu_sviti/50388 действительно актуальная, но в тот же момент и довольно таки однобока. И однобока она прежде всего потому что постапокалиптический мир срисован из фильмов «Терминатор», «Обитель зла» и т.д., что конечно же не может не вызвать улыбки у читателя этой статьи. Уж очень сильно этот взгляд напоминает мне, преподавателю эсхатологии, примитивный подход диспенсационалистов, которые придерживаются буквального толкования Библии, включая эсхатологические пророчества об истории человечества. Очень наглядно подобную точку зрения можно найти в таких христианских фильмах, как: «Приближаясь к Армагеддону» и «Код омега».
Ну да ладно давайте, на минутку согласимся, что «постапокалиптический мир» будет именно таким, как считает автор статьи. По мнению автора в этом мире не будет места творческой интеллигенции (писателям, поэтам, литературным критикам, искусствоведам). С этим отчасти можно и согласиться, но лишь только приняв во внимание, что еще и во время до апокалиптическое и писатели и поэты и литературные критики были скорее маргиналами чем популярным большинством. Однако не стоит забывать, что именно они являются «спасительным кругом» той или иной цивилизации, так как являются хранителями культуры своего народа, отказавшись от которой цивилизация обречена на погибель. Смерть (сначала духовная, а потом и физическая) цивилизации наступает тогда, когда она приговаривает к смерти, а потом и убивает свою совесть (Сократ, Христос и т.д.). Я скорее поверю в то, что уже в ближайшем будущем, когда народы более серьезно столкнутся с утерей своих национальных и культурных корней, они не то, что падут в ноги этой интеллигенции, но еще и наделят ее сакральным значением, чем поверю в то наступит время, когда такие как Лина Костенко не смогут продать свои стихи (кстати, всего за девять месяцев одна из ее книг была продана тиражом 80 тысяч экземпляров, плюс 20 тысяч копий сделали пираты), а Ольгу Седакову уже не кому будет читать. Если вы думаете, что поэты и писатели не будут востребованы после глобальной катастрофы, то очень сильно ошибаетесь. Более того они массово рождаются на стыке времен, на осколках разрушенных цивилизаций, предрекая возрождение цивилизации и давая надежду на новый мир.
Автор также говорит, то всякие там «филологи, историки, социологи и философы пойдут лесом», так как будут балластом для общества. Странное представление не правда ли? Как по мне то наоборот, уже сейчас, в постоянно меняющемся мире, в котором мы с вами живем, мы наблюдаем спрос к профессиональным социологам, делающим всевозможные прогнозы от которых зависит не только количество долларов в вашем кошельке, но и новость о том, что скоро вашей страны возможно уже не будет на карте мира. Историки не имеют отбоя от приглашений выступить в той или иной телепередаче или опубликовать новый (свежий) взгляд на историю того или иного народа (будь то украинского или еврейского) по той причине, что «история – это всегда ряд выдуманных событий по поводу событий действительных», что требует постоянного ее переосмысления. Вот почему историки всегда будут востребованы, особенно после катастрофы, когда нужда в восстановлении былой истории достигнет своего пика. Отдельного абзаца может удостоиться профессия «философа», как того, кто формирует мировоззрение своих современников. Как кто-то, верно заметил: «идеи имеют ноги». Всякий, кто знаком с философией понимает, что все, что происходит в этой науке, потом аукается в науках других. В постапокалиптическом мире философ будет давать объяснение тому, как произошло то, что произошло, так как будет идентифицировать собой критический подход к реальности и формировать на теоретическом уровне новую утопию, к которой будет стремиться человечество.
Да, я чуть не забыл про филологов. Даже если принять во внимание мир, о котором говорит нам автор статьи и его ссылку на фильм «Книга Илая», то надо быть не внимательным, чтобы не увидеть в этом фильме поставленный на пьедестал труд филолога (лингвиста, литературоведа, текстолога)! Концовка картины бесспорное доказательство тому, что даже если мы и переживем терминаторовский апокалипсис, то книги, которые переживут ядерную войну, станут драгоценней золота (так как они хранят бесценную историю человечества), а читающие на древних языках и библиотекари будут признаны помазанниками богов, так как только они будут способны не только хранить и излагать историю, но и интерпретировать ее, имея тем самым «бесценную» возможность манипулировать массами.
Противопоставлять шахтеров и строителей философам и филологам просто не корректно. Все равно, что сказать о том, что сердце для человека намного полезней, чем печень. Подобные противопоставления, кстати, не новы. Уже говорили о том, что телевидение убьет театр. Увы, не убило! Есть такое слово «фантастика», которое определяется, как «одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором мире, на изображении странного и неправдоподобного». Постапокалиптический мир в котором нет места интеллигенции и гуманитариям вполне подходит под эту категорию.