Ещё два года назад 20 из 59 официально действующих в Украине буддийских организаций находились Донецкой и Луганской областях. Сегодня буддийская жизнь в регионе замерла.
До 2014 года Донецкая область была самой буддийской в Украине по количеству общин различных направлений, которые активно вели свою деятельность с 1990-х. Ещё два года назад 20 из 59 официально действующих в Украине буддийских организаций находились Донецкой и Луганской областях. Здесь же действовал, по крайней мере, один монастырь (единственный в Украине, внесённый в отчёт Минкульта за 2014 год), а одна из организаций претендовала на статус Духовного управления, хотя официально такого статуса не имела. Сегодня ситуация резко изменилась в связи с переходом части Донбасса под контроль «ДНР» и «ЛНР». Так, буддизм, судя по всему, не стал традиционной религией в «Л/ДНР», хотя закон о свободе совести там пока только обсуждается и явно будет разработан на основе «Закона о свободе совести и религиозных объединениях» РФ, где есть формулировка «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России».
Возвращаясь к Духовному управлению буддистов Украины, следует заметить, что оно было сосредоточено вокруг монастыря Шейчен-линг в Донецкой области и личности его настоятеля Дорже Жамбо Чойдже-ламы. Настоятель, помимо своей деятельности в буддийских кругах, также был известен как украинский националист, и ДУБУ неоднократно высказывалось в поддержку национализма, правых заключённых и т. д. После начала АТО монастырь, находившийся в зоне активных боевых действий, приостановил работу, а Дорже Жамбо Чойдже-лама (в миру Олег Мужчиль) присоединился к ДУК «Правый сектор», возглавив там одно из подразделений. В 2015 году лама, известный под псевдонимом «Лесник», занимался подготовкой резервистов ДУК «ПС», однако его деятельность попала в поле зрения СБУ в связи с возможным участием в незаконных вооружённых формированиях. При попытке задержания он был убит в Киеве. Последователи ламы продолжают публичную активность, организовывают мероприятия в Киеве и других городах Украины, также продолжает работать сайт Духовного управления.
Ещё одним крупным буддийским центром в регионе было место пути ордена Ниппондзан Мёходзи в селе Паньковка Луганской области. Этот орден, продолжающий нитирэновскую традицию, имеет многолетнее представительство в Украине, сюда неоднократно приезжал его глава Дзюнсэй Тэрасава. В частности, последний раз он был в Донецкой и Луганской областях в 2014 году, возглавляя «Марш мира и солидарности в Украине». Этот марш закончился в середине апреля как раз в Паньковке, где на тот момент уже более 10 лет продолжалось строительство буддийской ступы и парка. Позднее в Паньковке был размещён казачий отряд, занявший помещение общины, а её члены выехали из подконтрольной «ЛНР» территории. Сегодня на территориях, подконтрольных «ДНР» и «ЛНР» общины Ниппондзан Мёходзи не ведут активной деятельности, монахи выехали в Украину и в другие страны (как и многие миряне). Сама Паньковка лишилась значительной части населения, поскольку там долгое время был один из наиболее «жарких» очагов боевых действий (село находится неподалёку от Станицы Луганской). Основное место пути в Украине было перенесено в Черкасскую область, где сейчас живут и монахи из Донбасса. Около недели назад страну снова посетил Дзюнсэй Тэрасава.
На территории, подконтрольной «Л/ДНР», находились общины и других буддийских организаций, которые сегодня также заморозили или почти заморозили свою деятельность. Большинство известных буддийских деятелей, в том числе относительно лояльный к установившемуся режиму мастер дзогчен Игорь Берхин, воздерживаются от поездок на подконтрольную «Л/ДНР» территорию. Активные представители общин также выехали из зоны АТО, создали собственные проекты в других областях. Групп, желающих взять на себя развитие буддизма в рамках «республиканской» парадигмы, пока не нашлось. Буддийская жизнь в регионе замерла.