Церковь-замок на Хмельнитчине возвели еще в XV веке
Празднование Покровы связано с чудом явления Пресвятой Богородицы, защитившей Константинополь от осадивших город врагов. Правда, о том, когда это случилось и что это были за враги, богословы спорят и сегодня. Согласно церковным преданиям Дева Мария явилась в храме во время всенощной и развернула над молящимися свою накидку-мафорион. Это означало, что Богородица берет город и его жителей под свою защиту. Хотя явление Пречистой видели только два человека - Св. Андрей Юродивый с блаженным Епифанием, весть об этом тут же разлетелась по Царьграду. Естественно, защитники воспрянули духом, а увидевшие это враги вскоре сняли осаду.
В Украине Богородицу издревле почитают как небесную покровительницу, а ее Покрова - как защиту от вооруженного врага и помощь в сражениях. Не зря казаки, основывая очередную Сечь, в первую очередь возводили храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровские церкви массово возводились и по всей Украине - небесная помощь в противостоянии с внешними врагами для нас всегда оставалась актуальной.
Самой знаменитой и древней среди Покровских храмов Украины является церковь в селе Сутковцы, что в Хмельницкой области. Она же больше других воплощает в себе значение и суть Покровы.
Уникальной архитектурной особенностью храма является поддерживающая своды колона, стоящая прямо по центру церкви. Такого в Украине больше нет нигде
Покровская церковь в Сутковцах - эталонный образец оборонно-сакрального зодчества. С княжьих времен и до конца XVII в. почти все сакральные сооружения в Украине возводили еще и как укрепления. В большинстве случаев речь идет о классической церковной архитектуре с более или менее выраженными фортификационными элементами. В Сутковцах совершенно другая история: перед нами прежде всего укрепление, и лишь некоторые штрихи указывают, что это все же храм.
Специфическая архитектура здания, часто называемого церковь-замок, стала основой романтической байки, многие десятилетия кочующей по популярной краеведческой литературе. Мол, изначально это была и не церковь вовсе, а донжон (главная башня) некогда стоявшего на этом месте замка. После того как на соседней горе поставили новый замок, старое укрепление разобрали, а башню перестроили в храм. Эта версия очень нравится журналистам с туристами. Вот только никакого замка здесь не было - сооружение изначально строилось как храм.
Древние строители "милитаризовали" свой храм не от хорошей жизни. Сутковцы лежат почти в самом сердце печально известного Кучманского шляха - направления, по которому отряды крымцев ходили в набеги на Подолье и Галичину. Ордынцы здесь появлялись с регулярностью едва ли не пригородных электричек. Незваные гости традиционно не любили связываться со штурмом даже самых незамысловатых укреплений - они приходили исключительно с целью грабежа, а не сложить буйные головы во славу своего хана.
Храм-замок, где изо всех бойниц вылетало очень опасное для здоровья железо и не менее вредный свинец, налетчики старались не трогать и отправлялись искать добычу дальше. Во время больших набегов, когда рушились неприступные замки и разорялись самые укрепленные города, оборонные храмы помогали мало, но, к счастью, такое случалось нечасто.
Храм возвели еще в 1476-м. Об этом некогда извещала надпись на одном из колоколов (последний не сохранился). Древний возраст сооружения подтверждают и бойницы, приспособленные еще для стрельбы из луков, а не огнестрела.
Самые нижние бойницы, сейчас замурованные, использовались для пушек. Скорее всего, они появились позже остальных. Средний ярус предназначался для стрельбы на дальние дистанции. Естественно, "дальние" по меркам своего времени. Сперва это был полет стрелы. Позже появилось по-настоящему дальнобойное оружие. Например, "гаковница" - самый мощный ручной огнестрел того времени, стреляющий на целых 300 шагов. Отдача была такой мощной, что валила с ног. Чтобы этого не случилось, к "супероружию" приваривали большой железный крюк (гак), которым перед выстрелом нужно было зацепиться за край крепостной стены, бойницы или иную прочную опору.
Бойницы-машикули
Верхний ярус бойниц тоже довольно интересен. Они там не простые, а навесные. Такие бойницы называются машикулями. Они предназначены для вертикального обстрела врагов, сумевших подойти вплотную к самым стенам. В случае необходимости в машикули можно было установить деревянный желоб, по которому на головы атакующих лили горячую смолу или кипяток.
А вот четвертый ярус, состоящий из бойниц в виде ступенчатых треугольников, появился совсем недавно, во время реставрации 2007-2009 гг. Их, как и другие странности этой "реставрации", оставим на совести реставраторов.
Всего же в течение полутора веков Покровский храм трижды перестраивали: в 1894, 1903 гг, а также во время упомянутой выше "реставрации". При перестройке XIX в. храм утратил готические и барочные черты, а в начале ХХ в. его купол переделали в традиционном для московской архитектуры стиле. Уничтожение всего самобытного и украинского в сакральной архитектуре в Российской империи было государственной политикой. Все должно было соответствовать московским стандартам, чтобы верующие не вспоминали о независимой от России Киевской митрополии.
Еще один, классический замково-крепостной элемент церкви-замка находится прямо над входом. Эта весьма специфическая архитектурная деталь называется "смоляной нос". Такие выступы с отверстиями внизу традиционно размещали над входами в замки и крепости. Пока штурмующие тараном весело вышибали дверь или ворота, оттуда им на головы лилась кипящая смола. Со стороны - что твой нос во время насморка. В Сутковцах, правда, "ноздри" давно замуровали, но сам "нос" сохранился.
Первое письменное упоминание о Сутковцах датируется 1407 г., когда великий литовский князь Витовт даровал некоему Хотьку Кроату городок Ярмолинцы с прилегающими селами. В перечне последних и упомянуты Сутковцы. При распределении хотькового наследства между его внуками Сутковцы отошли к Федору, ставшему основателем рода Сутковских. Скорее всего, именно он и стал фундатором Покровского храма в Сутковцах, как и строителем местного замка.
Храм окружает настоящая крепостная стена
Сутковские владели Сутковцами до конца XVI в. Последним мужским представителем этого рода был Иван Сутковский (Иван Дахнович). Надгробие над его могилой можно увидеть в церкви. Выполненная причудливой славянской вязью эпитафия сообщает, что умер он в 1593-м. По центру надгробие украшает "Корчак" - фамильный герб Сутковских.
Могильная плита Ивана Сутковского
После этого селом владела целая вереница разнообразных "дидычей", но мы вспомним только Тадея Грабянку. Из этого славного рода в Украине знают разве что полковника Гадяцкого полка Григория Грабянку, автора одной из самых известных казацких летописей - "Летописи Грабянки". Если пан полковник - довольно значимая фигура сугубо украинской истории, то Тадей - вполне себе персона мирового уровня. Увы, о его существовании большинство украинцев и не догадывается, зато все прекрасно знают, как он выглядел.
Сложно найти человека, не смотревшего классической советской кинокомедии режиссера Марка Захарова "Формула любви". Ну того самого, где: "Уно-уно-ун-моменто, сантименто, сакраменто...". В общем, все умерли.
Все помнят, и как в этом фильме выглядел граф Калиостро в исполнении Нодара Мгалоблишвили. Так вот: на Калиостро киногерой ну никак не похож, а вот на Тадея Грабянку - очень даже!
Для советского кинематографа подобные ляпы в исторических лентах не свойственны. Это только в голливудской экранизации "Тараса Бульбы" бородатые запорожцы в косоворотках могут отплясывать "камаринскую" под "Калинку-малинку", а на улицах древних Афин висеть гирлянды кукурузных початков. Возникает закономерный вопрос: почему ошиблись исторические консультанты? И ошиблись ли?
Напомним, что Алессандро Калиостро был весьма таинственным персонажем, долгое время лишь немногочисленные посвященные знали, кто скрывается под этим ником. Только после того, как в сентябре 1789-го Калиостро попал в руки инквизиции, широкая публика узнала, что под аристократическим псевдонимом скрывался некий Джузеппе Бальсамо. До того даже в масонской среде многие были свято уверены, что "граф Алессандро Калиостро" - всего лишь один из многочисленных псевдонимов Тадея Грабянки.
Руины сутковского замка, бывшей резиденции Грабянок. Тадей Грабянка и "кино-Калиостро" (слева), настоящий Калиостро (справа)
Отсюда и ошибка кинематографистов. Когда снимали "Формулу" никаких интернетов не было и в помине. Соответственно, исторические консультанты месяцами "зависали" в архивах и библиотеках. Можно смело предположить, что в одном из изданий конца XVIII в. и был обнаружен портрет Тадея Грабянки, подписанный: "Граф Калиостро". Так старое заблуждение перекочевало на экраны.
Пан Тадей был известным масоном и иллюминатом, жаждущим улучшить наш несовершенный мир. Вместе со своим другом Алессандро Калиостро он собирался обновить доживающую последние дни Речь Посполитую, но не в прежнем, довольно уродливом виде с абсолютным доминированием Польши, а как "Республику Света", где все составляющие были бы равными (что-то вроде современного Евросоюза). Планировалось, что новое образование вскоре станет мировым гегемоном и поведет все остальное человечество в светлые дали. Кстати, в качестве первого шага в создании республики Грабянка и Калиостро планировали восстановление автономии, а после и независимости Украины.
Большую часть своей жизни Грабянка проводил в странах Западной Европы, где активно обустраивал сеть масонских лож и других тайных обществ. В частности, в Авиньоне он создал ложу "Новый Израиль". Позже эта ложа превратилась в знаменитое Общество авиньонских иллюминатов (любители конспирологии считают, что именно иллюминаты стоят за пресловутой "мировой закулисой"). В Авиньоне Грабянка получил титул "Короля нового Израиля".
Заметим, что пан Тадей любил скрываться под разными псевдонимами. Например, он часто титуловался как граф Сутковецкий и граф Остап. Если с Сутковецким все понятно, то про Остапа расшифруем. Километрах в 25 от Сутковец лежит село Остапковцы, где тоже была резиденция Грабянки, - отсюда и титул. Современники вполне резонно считали, что в дополнение ко всем этим "графьям" Грабянка вполне мог быть и "графом Калиостро".
Теперь о Калиостро, который Бальсамо. Последний не только был другом и соратником Грабянки, но и долго гостил у пана Тадея на Подолье. И не просто гостил, а вместе с хозяином проводил алхимические опыты, пытаясь заполучить знаменитый философский камень. Здесь же, на Подолье, тандем Грабянка–Калиостро написал конституцию для грядущей "Республики Света". По одной из версий все это происходило в резиденции в Сутковецком замке, по другой - в замке, что в селе Райковцы.
Кроме того, есть информация, что в Сутковцах граф Калиостро создал масонскую ложу "Ритуала Великого Скифа", которая должна была стать ядром борьбы за автономию, а потом и независимость Украины.
Известный масоновед Владимир Ешкилев в своей книге "Масонський проект "Україна", в частности, пишет:
"З певних історичних натяків ми дізнаємося, що до ритуалу Великого Скіфа мали відношення дві видатні персони Російської імперії - друг родини гетьмана Разумовського дипломат В. Томара і Микола Васильович Рєпнін, нащадок Рюриковичів Чернігівської лінії, державний діяч і кандидат у гетьмани України у перші (досить ліберальні й багатообіцяючі) роки царювання Алєксандра І. Останній був посвяченим у вищий (можливо, Дванадцятий) ступінь Великого Скіфа, що відповідає 30 градусу Шотландського обряду.
Тепер неважко зрозуміти політичні цілі "великоскифів". Судячи з усього, вони сподівалися на відновлення автономного Українського Гетьманату в складі імперії як першого кроку до Каліострової Республіки Світла..."
Ради исторической достоверности заметим, что ряд польских историков отрицает факт пребывания Калиостро на Подолье. Мол, все это - появившиеся в первой половине XIX в. романтические байки.
Последние дни Калиостро и Грабянки очень похожи. Джузеппе Бальсамо умер в заточении в замке Сан-Лео в горах Эмилии-Романьи, а Грабянка (весьма прогнозировано) - в гостеприимных казематах Петропавловской крепости в Петербурге.
В 6 км от Сутковец, в соседнем селе Шаровка над рекой Вовчок возвышается еще одна довольно интересная оборонная церковь. Она даже несколько старше Сутковецкой, и ее строительство некоторые специалисты датируют XIV в. Хотя, скорее всего, храм возвели в первой половине XV в. Даже после многочисленных перестроек здесь хорошо просматриваются фортификационные черты, но, увы, не так ярко, как в Сутковцах. Изначально она также была посвящена Пресвятой Покрове. Причина, что и у соседей: таким образом церковь-крепость к физическим стенам получала еще и дополнительную мистическую защиту Богородицы. Но это не помогло. В 1567-м очередной татарский отряд очень сильно разрушил храм. Три года после этого церковь стояла в запустении, пока ее не отстроил владелец Шаровки Бернгард фон Претвитц (он же Бернард Претвич).
Оборонный храм в Шаровке изначально тоже был посвящен Покрове. Гравюра середины XIX века и рисунок Наполеона Орды ок. 1881 г.
Выходец из Силезии, Претвич (1500-1563 гг.) - личность не менее выдающаяся, чем Грабянка. Рассказ о нем занял бы не одну страницу, а биографии хватило бы на парочку авантюрных романов и приключенческих блокбастеров. Пан Бернард был одним из самых смелых сорвиголов своего времени. Во главе отряда казаков он давал прикурить татарам и туркам, да так, что те на Подолье почти не совались. За это Претвич еще при жизни получил прозвища Murus Podoliae (Стена Подолья) и Terror Tartarorum (Страх Татар).
В походах Претвича чаще всего сопровождал знаменитый Байда Вишневецкий, считающийся основателем запорожского казачества. Кстати, сегодня у казаков тоже праздник.
Сын Бернарда от второй жены, воевода Подольский, староста Теребовлянский Якуб Претвич (1543-1613 гг.) где-то в самом начале XVII в. превратил православный храм Покрова в католический костел Благовещения. В 1832-м в рамках широкой антикатолической кампании, развернутой царским правительством после поражения Польского восстания 1831-1832 гг., храм отобрали у католиков и передали православным. К тому времени оборонная функция храма, как и потребность в небесной защите от врагов, стали уже неактуальными. Завладевшая храмом Русская церковь не сочла нужным вернуть старое украинское название Покровы и посвятила сооружение Рождеству Пресвятой Богородицы.