В Пасхальное воскресенье по католическому календарю, 21 апреля 2019 г., на Шри-Ланке случилась серия терактов. По последним данным, погибло 290 человек, более 500 было ранено. Взорваны три католических храма: в городах Коччикаде, Негомбо и Баттикалоа, и три отеля в столице Коломбо: Shangri La, Cinnamon Grand и Kingsbury. Позднее случилось еще три взрыва: в пляжном отеле в Дехивала-Маунт-Лавиния, в районе путепровода в Дематагода и в ходе обыска в доме на окраине Коломбо - при взрыве погибло трое полицейских. На подъездной дороге к аэропорту была обезврежена труба с 50 кг взрывчатки, рассчитанная на поражение автотранспорта в радиусе около 400 м, а уже в понедельник, при попытке разминирования в центре Коломбо, возле церкви Святого Антония взорвалась бомба, спрятанная в фургоне, - погиб сапер.
Правительство Шри-Ланки ввело комендантский час, который, по словам министра обороны Рувана Виджевардене, будет действовать "до тех пор, пока власти страны не удостоверятся в отсутствии опасности для местных жителей и туристов". Также заблокирован доступ к основным соцсетям и приложениям для обмена сообщениями, "чтобы избежать распространения ложной информации".
Большинство погибших и раненых - шри-ланкийцы, хотя пострадало и немало иностранцев: граждан США, Великобритании, Индии, Китая, Японии, Португалии и других стран. В числе погибших - трое их четырех детей датского миллиардера Андерса Поульсена, крупнейшего акционера онлайн-магазина Asos. Сначала власти объявили, что подозревают в организации теракта мусульманское объединение National Thowheeth Jama'ath (NTJ), но это были только предположения. Долгое время никто не брал на себя ответственность за взрывы. Сообщалось о 24 задержанных, но никаких конкретных обвинений никому не было предъявлено. Были опознаны два смертника, подорвавшиеся в отеле Shangri La, Абу Мухаммад и Захран Хашин, причем Захран поддерживал ИГИЛ в соцсетях, но NTJ - не ИГИЛ.
В конце концов, после долгой паузы, ответственность за взрывы взяла на себя никому не известная группировка "Джамаат ат-Таухид аль-Ватания".
В ряде СМИ появилась информации о том, что власти знали о готовящихся терактах, но не среагировали надлежащим образом. По одной из версий, некий сотрудник полиции за 10 дней до нападения направил в органы безопасности предупреждение о возможной угрозе церквям со стороны NTJ, по другим - спецслужбы получали предупреждения иным способом. Министр телекоммуникаций Харин Фернандо написал в "Твиттере", что его отец что-то слышал о возможном теракте и посоветовал сыну не посещать в Пасху людные церкви, а министр национальной интеграции Мано Ганешан заявил, что сотрудники отдела безопасности его министерства были предупреждены о том, что два смертника устроят покушение на кого-то из политиков. Впрочем, в сумме эти заявления производят скорее впечатление попыток найти крайнего, который "знал, но не доложил" или "недооценил опасность".
Что касается NTJ, то она была ранее замечена в актах вандализма по отношению к буддистским статуям. Это, разумеется, предосудительно, но все же не равнозначно серии терактов с почти тремя сотнями жертв. Если же теракты все-таки выполнены NTJ, то это означает, что исламский терроризм перешел в Шри-Ланке в новое качество и одновременно сменил вектор направленности, поскольку именно с христианами, составляющими не более 7% населения острова, местные мусульмане до сих пор не конфликтовали.
Впрочем, это скорее исключение. Религиозные и этнические конфликты на Шри Ланке начались сразу после получения независимости в 1948, и всегда отличались непримиримой жестокостью.
Первый конфликт возник между индуистами-тамилами и буддистами-сингалами, составлявшими большинство населения, причем и те и другие, вопреки мифам о мирном характере буддистов и индуистов, увлеченно уничтожали друг друга в серии гражданских войн. Тамилы полагали что находятся в неравном положении, в первую очередь, в плане доступа к власти и к высшему образованию. Сингалы считали, что нечего тут небуддистам шастать.
Попытка тамилов отделиться в свое государство вылилась в 1983 в серию гражданских войн, в которых тамильское сопротивление, "Тигров Освобождения Тамил Илама" (ТОТИ), некоторое время поддерживала Индия, пока боевики ТОТИ не убили в 1991 премьера Раджива Ганди, за недостаточную, по их мнению, поддержку. Несомненно, это было неблагодарностью, ведь именно Ганди в 1987 спас ТОТИ от полного разгрома, организовав их снабжение по воздуху и добившись введения индийских миротворцев. После его убийства Индия в 1992 объявила ТОТИ террористической организацией. Впоследствии лидеры ТОТИ жалели о поспешном решении, и даже пытались помириться с индусами, но без успеха.
Тем не менее, они провоевали с сингалами аж до середины 2009 года, причем последние 20 лет контролировали почти все территории северного и восточного побережья Шри-Ланки, имея свои КПП на демаркационной линии, которые сингалы де-факто были вынуждены признавать, и москитный флот, причинявший сингалам массу проблем.
Обе стороны воевали крайне жестоко. ТОТИ (а вовсе не арабы) изобрели пояса смертников, и широко использовали в этой роли женщин и подростков, а правительственные войска боролись с терроризмом столь успешно, что численность тамилов по отношению к сингалам в процентном отношении сократилась почти вдвое, с 22 до 12% населения.
Две другие религии, распространенные на Шри Ланке, христиане и мусульмане, находились, в основном, в стороне от этого конфликта. Число мусульман среди тамилов было невелико, к тому же ТОТИ в октябре 1990 года изгнала их с подконтрольной ей территории. Христиане в этой разборке вообще были не при делах.
Впрочем, конфликт между тамилами и сингалами был не единственным. В 1971 году правительство тогда еще Цейлона с трудом справилось с попыткой радикального переворота, который втихую поддерживала КНДР. Отношения с Пхеньяном были разорваны, а Цейлон переименован в Демократическую Социалистическую Республику Шри-Ланка. Упоминание социализма стало попыткой снять напряжение в обществе, и дать хоть что-то в утешение местным левакам, разгромленным и загнанным в подполье, но не исчезнувшим до сих пор.
Поражение ТОТИ в 2009 тоже не превратило Шри Ланку мирное и спокойное место. Десятки тысяч тамилов, заподозренных в сотрудничестве с ТОТИ, по нескольку лет содержались в фильтрационных лагерях. Гражданские свободы были минимизированы и остаются в таком виде до настоящего времени. Более 12 тысяч человек после их задержания силами безопасности пропали без вести, причем власти впоследствии признали смерть примерно половины из них, а судьба остальных до сих пор официально неизвестна.
Разгром тамилов вызвал радикализацию буддистов, которые стали нажимать уже на мусульман. Ситуация обострилась к 2013 году: в мае был арестован мусульманский политик Азад Салли, обвинивший руководство страны в поддержке радикальных буддистских группировок, а в августе несколько десятков буддистов напали на мечеть в Коломбо, отчего серьезно пострадало пять человек. Затем, в январе 2014 года около 200 буддистов, возглавляемых 20 монахами, напали на две христианских церкви в городе Хиккадува, разгромили их и пытались поджечь.
В июне 2014 г. один из лидеров буддистских радикалов, монах Аягама Самитха и его водитель были атакованы мусульманами. Через три дня по стране прокатилась волна погромов мусульманских магазинов и домов, организованных буддистами из группировки "Боду Бала Сена", в которых погибло 5 человек, и более 80 получили ранения, а 8 тыс. мусульман и 2 тыс. буддистов были вынуждены сменить место жительства.
В январе 2017 г. группа буддистов уничтожила протестантскую церковь в городе Пахарайа. В ноябре 2017 года буддист на мотоцикле сбил мусульманку и ее сына, чем, вероятно, вдохновил своих единоверцев: в ходе погромов было сожжено 66 домов, 26 магазинов и 16 автомашин, принадлежавших мусульманам, а также 2 мечети. В феврале 2018 в городе Ампара из-за слухов о том, что мусульмане, держащие кафе, подсыпают посетителям-буддистам в напитки препараты, вызывающие бесплодие, снова прошли погромы в мусульманских кварталах. В марте 2018 в городе Паллекл буддист погиб в драке с мусульманином, после чего буддисты разрушили мусульманский квартал, оставив без жилья несколько сот человек.
Власти обеспокоились и ввели в стране чрезвычайное положение. Буддисты поняли, что с мусульманами немного перегнули, и переключились на христиан: сорвали в июле в городах Киран и Амбалангода богослужения в местных церквях. В числе погромщиков были замечены и правительственные чиновники - эта традиция имеет давние корни, еще с погрома 1983 года, когда при поддержке действующих министров в правительстве сингалов было убито около 3 тысяч тамилов, после чего у тамилов и возникло непреодолимое желание жить от сингалов отдельно.
Всего же по данным Национального христианского евангельского союза Шри-Ланки (NCEASL) за 2018 год буддистскими радикалами было совершено 86 нападений на христиан.
И, наконец, 29 января 2019 года шестеро буддистов-радикалов напали на дом христианского священника в провинции Наттандия, пока тот был в отъезде. Члены христианской общины попытались остановить нападавших, один буддист был ранен и оказался в больнице, а вернувшийся 19 февраля христианин-священник был арестован.
В этой картине явно не хватало одной детали: мусульмано-христианского конфликта. И вот, он, похоже, объявился. Или, что более весьма вероятно, его пытаются сконструировать искусственно, натравив мусульманских радикалов на христиан.
Возникает вопрос, кому может быть выгоден такой поворот событий. Вариантов видно два. Возможно, правительство сингалов ищет способ выйти из разгорающегося конфликта и в связи с этим ищет способ оправдать свои ближайшие действия по разгрому мусульманских объединений, которые способны дать буддистам отпор. В перспективе это грозит повторением конфликта с тамилами, хотя и в меньших масштабах. Тем не менее ситуация серьезна: хотя мусульман всего 10%, а не без малого четверть населения, как когда-то тамилов, за них в мире есть кому заступаться. Кроме того, президент Сирисена слишком зависим от голосов мусульманского меньшинства, чтобы действовать прямо, ему необходимо слить конфликт, объявив виноватыми небольшую группу радикалов. Но "буддистский радикализм" вызывает во всем мире недоверчивые усмешки, а в самой Шри Ланке он слишком силен, чтобы вступать с ним в борьбу. Зато мусульманский радикализм находится вполне в мировом тренде, и если в конфликте будут виноваты радикалы, связанные с ИГИЛ, то действия властей Шри Ланки поймут во всем мире. Принеся же в жертву нескольких мусульманских активистов, объявленных террористами, можно, с одной стороны, удовлетворить амбиции буддистской общины, с другой - заставить мусульман уходить от ответа даже в тех случаях, когда они оказываются объектом агрессии, занимая пассивную оборону и прося о защите власти.
Вместе с тем, не исключен и внешний игрок, заинтересованный в раскачке ситуации, чтобы затем предложить свои услуги по ее урегулированию. Россия же в последнее время актуализирует отношения со Шри Ланкой, причем интерес сторон носит взаимный характер. Последняя по времени из серии встреч прошла в конце января в Москве, когда зам.министра обороны РФ генерал-полковник Александр Фомин обсудил с послом Шри-Ланки в России Даяном Джаятиллекой перспективы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества. Но в Коломбо слишком долго прикидывают, и больше интересуются развитием туризма, Москва хочет впихнуть на Шри-Ланку морскую базу - хотя бы чисто формальную, и головорезов Вагнера - как заявку на присутствие во всем регионе.
Внезапная вспышка исламского терроризма - хороший повод для россиян заявить о себе, предложив помощь. К тому же, атака на христиан омрачит отношения Шри-Ланки с Западом, и без того непростые, с учетом сложного отношения ее властей к правам и свободам. Конечно, дальше выражения глубокой озабоченности сочувствие пострадавшим шри-ланкийцам не пойдет, но, как говорится, осадочек останется.
И вот, председатель Совфеда Валентина Матвиенко уже осудила "варварские теракты в Шри-Ланке". Правда, Шри-Ланка, как сообщил путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков, все еще не попросила помощи у России - но это уже дело чистой техники. В конце концов, взрывов может быть и больше. И не только на Пасху.