Created with Sketch.

Кругом враги. Как ПЦУ и УПЦ МП "обменялись Синодами" (рос.)

09.12.2019, 09:33

Синоды были проведены один за другим, разумеется, ненамеренно. Но их очевидную «диалогичность» трудно назвать случайностью

Синоды были проведены один за другим, разумеется, ненамеренно. Но их очевидную «диалогичность» трудно назвать случайностью

Священный Синод ПЦУ принял два заметных решения. Первое - почислил на пенсию почетного патриарха Филарета. Второе - было создано несколько комиссий, в частности, уставная комиссия, которая займется правками Устава ПЦУ, а также комиссию по межхристианским отношениям.

 

Судьба мятежного патриарха, его положение относительно руководства ПЦУ и "что с этим делать" - вопрос, который давно навяз в зубах. Патриарх сам дистанцировался от ПЦУ, заявил о своем несогласии с ликвидацией УПЦ КП и удалился привычной дорогой туда, где только он - главный. Руководство ПЦУ заняло довольно осторожную позицию в этом конфликте, по всей видимости, боясь обвинений в том, что престарелого патриарха сбросили с капитанского мостика, как только он добыл победу для своей команды.

Отчасти так и есть - сбросили. Но есть парочка нюансов. Во-первых, патриарх удалился сам, поскольку не привык играть по правилам игры, которые не он установил. В то время как ПЦУ, если она собирается становиться полноправным членом мирового православия, придется играть по правилам, принятым в приличном обществе, а не "у нас на раёне". Одно из этих правил - придерживаться данного слова. И если было дано обещание о ликвидации Киевского патриархата и самого патриаршего статуса украинской церкви - это должно быть сделано.

Во-вторых, смена эпох - естественный процесс. Уход патриарха на пенсию - добровольный или вынужденный - можно считать знаком времени или символом этого самого "конца эпохи". Но конец наступает независимо от того, ушел патриарх или все еще держится за куколь и кассу. Он и дальше может - и будет - за них держаться. Но жизнь уже пошла вперед, своим чередом и своими дорогами.

Возможно, в этой задержке оформления статуса патриарха-пенсионера был именно такой смысл: еще полгода назад было рано, публику лихорадило при упоминании патриарха Филарета и "несправедливости", которую с ним учинили или только собираются учинить. Сегодня решение Синода о пенсии для патриарха не вызывает особых эмоций. И дело вовсе не в том, что "хайп затих". Дело в том, что сам вопрос о патриархе Филарете - вчерашний. Де-факто ПЦУ существует и действует без патриарха Филарета и не нуждается в нем. Как и он - в ней. Все, что сделал Синод, - закрепил де-юре то положение, которое уже и так сложилось и к которому все уже начали привыкать. Патриарх сохраняет за собой то, что у него и так есть - резиденцию на Пушкинской и Владимирский собор.

Надо отдать должное руководству ПЦУ: Владимирский собор - очень ценный актив. Но любая попытка "выселить" оттуда патриарх Филарета неизбежно приведет к скандалу. В ПЦУ оставляют патриарху то, что ему дорого, и дают ему возможность содержать себя за счет этих активов. Его статус инкапсулируют в структуре ПЦУ как "миссию".

На следующий же день митрополит Епифаний лично встретился с духовенством Киевской епархии, чтобы донести это решение до сведения бывших подчиненных патриарха Филарета. Теперь никаких странностей в статусе столичной епархии нет - она поступает под руководство митрополита Киевского.

Из "внешних" вызовов ПЦУ в первую очередь нацелилась на выстраивание отношений с христианским церквями - во всяком случае, такой вывод можно сделать из назначения комиссии по межхристианским отношениям. Это первый орган ПЦУ, в чью компетенцию входят "внешние" вопросы. Состав комиссии, в которую вошли интересные и уважаемые люди, намекает на то, что этому вопросу собираются уделить немало внимания и сил. Причем можно предположить, что в ПЦУ будут разрабатывать стратегию мирного сосуществования в условиях "двойного гражданства": пребывания на одной канонической территории двух канонических православных церквей.

Так же, как в случае с патриархом Филаретом, тут ПЦУ исходит из реальной ситуации: УПЦ МП отказалась объединяться с ПЦУ, она продолжает существовать и действовать на территории Украины. Значит, надо учиться с этим жить, и жить в мире.

Это будет непросто - вот, что ответили им УПЦ Московского патриархата решением собственного Синода, который состоялся на следующий день. Мирное сосуществование, принятие друг друга - все это не входит в планы Москвы, а значит, не может стать частью политики ее церковного представительства в Украине.

Некоторые решения Священного синода УПЦ МП как под копирку повторяют решения московского руководства.

В частности, УПЦ МП заявила о своем "глубоком сожалении" по поводу решения Элладской и Александрийской православных церквей о признании ПЦУ и постановила прервать общение с теми представителями церквей, которые "провинились". Именно так: с "представителями", а не с церквями, - так же, как это сделали и в РПЦ. И трудно поверить в то, что решение украинского филиала не имеет никакой преемственности решениям, принятым в его столице.

При этом в УПЦ МП сочли необходимым объясниться: они вовсе не считают свой разрыв с поместными (и украинскими также) собратьями "изоляцией" и "шантажом Евхаристией". Ни в коем случае - они только защищают церковь и Евхаристию от кощунства. И это не они изолируются - это "раскольники сами отлучаются". Ничего нового под лаврскими куполами: кругом-враги, а мы "только защищаемся" и "стоим в истине".

Ничего нового и в пассаже о "политике": "К сожалению, в жизнь мирового Православия начали грубо вмешиваться политические факторы. Вследствие этого отдельные поместные церкви начали принимать свои церковные решения под воздействием этих факторов". Это ценнейшее наблюдение сделано внутри церкви, которая была и остается "политическим фактором" на протяжении нескольких веков. Которая стала частью Московского патриархата под влиянием политических факторов, и которая остается политическим фактором для Москвы, удерживая Украину в орбите геополитического влияния бывшей метрополии.

Как говорил эпизодический герой "Звезды пленительного счастья", "можно подумать, гильотину изобрели в Тамбове". Читая некоторые пассажи, выходящие из преосвященного принтера, можно подумать, что "русский мир", или доктрину "Третьего Рима" выдумали в Киеве.

Если "политические факторы" и "начали вмешиваться" в жизнь мирового Православия, то началось это не вчера и не в Киеве. Главным бенифициаром этого процесса последних несколько сотен лет оставалась Русская православная церковь. Просто фортуна вдруг повернулась к ней другой частью тела - соперник, которого считали поверженным века тому назад, вдруг сделал пару удачных ходов и положение московских фигур на доске оказалось не таким уж и выигрышным. Самое время возмутиться тем, что кто-то "вмешивает политику".

Любопытны также призывы Синода собраться на Всеправославное совещание - очень надеются в УПЦ МП, что оно состоится, и велеречиво благодарят за эту инициативу Иерусалимского патриарха Феофила. У меня только один вопрос: три года назад, когда Вселенский патриарх Варфоломей созывал Вселенский собор, почему тогда епископы УПЦ МП и лично ее предстоятель не призывали свое церковное руководство мчаться на Крит? А если руководство заупрямилось, почему сами не поехали туда за "единством православия" и обсуждением наболевших вопросов церковной современности? Они же самостоятельная церковь, никак не зависимая в своих решениях от Москвы?

Ответ простой: или с независимостью что-то не так у УПЦ МП, или с логикой, или с ценностью и пониманием "церковного единства", или со всем этим вместе взятым. "Единство церкви", которым вдруг так озаботились и в Москве, и в Лавре - не более чем ставка в политической игре. Если Моспатриархат и интересует какое-то "единство православия" - то только то, в котором он играл бы первую скрипку. А лучше - сольную партию. Иначе они поехали бы на Крит.

Сколько бы Синод УПЦ МП не открещивался от "шантажа Евхаристией" и торга церковным единством - именно этим они и занимаются под строгим взглядом из Белокаменной.

Надо отметить, что слог заявления Священного Синода УПЦ МП как никогда путанный и сбивчивый. В нем проскакивают то нотки растерянности, то интонации оправдания. Кажется, здесь даже больше, чем в Москве удивлены и смущены тем, как развиваются события вокруг ПЦУ. И тем, как молодая церковь справляется с собственными проблемами и "болезнями роста". И тем, что она получает признание - где полное, где частичное - со стороны поместных церквей. Тем, что у ПЦУ - внезапно для Москвы - открывается реальный шанс стать полноправным членом семьи поместных церквей. Собственной персоной, а не через московских посредников.

 

Катерина Щоткіна

"Деловая столица", 08 грудня 2019

Читайте також