Created with Sketch.

Лаврентий Черниговский, сщархим. (Лука Евсеевич Проскура, 1868 – 19.01.1950, пам. в РПЦ 29 дек)

27.08.2023, 12:20

В качестве подвижника благочестия является примером стойкости в вере в годы советских гонений. Однако, канонизацию его (несомненно, заслуженную) лоббировали нездоровые силы, которые исказили его образ, переписав его «житие».

Джерело: Фейсбук

о. Феогност Пушков

Для представления себе о реальном старце Лаврентии следует учитывать следующие нюансы:

(1) Он не признал «Декларацию» митр. Сергия о лояльности к советской власти (1927 г.). Даже достаточно стерильная и толерантная ПЭ отмечает тот факт, что во время служения в храме Лаврентий демонстративно закрывал руками уши, когда совершалось возношение имени Сергия. «У Держархіві Чернігівської області у матеріалах двотомної слідчої справи НКВС за 1936-1937 рр. збереглися протоколи допитів о. Лаврентія (Проскури) від 19 вересня 1936 року та доноси і показання проти нього з боку кількох "сергіянських" священиків РПЦ МП, з яких дізнаємося, що святий насправді не визнавав влади Московського Синоду на чолі з митрополитом Сергієм Старогородським (майбутнім московським патріархом) і був одним з лідерів опозиційного по відношенню до Московського Патріархату церковного руху "Істинно-Православна Церква" (ІПЦ) на Чернігівщині. В документах НКВС прямо засвідчено, що о. Лаврентій (Проскура) був "стовпом ІПЦ" у Чернігові, не визнавав московського митрополита Сергія (Страгородського) і навіть, якщо в якомусь з храмів чув, як поминають ім’я цього ієрарха, то демонстративно при всіх "затикав собі вуха" руками, чим демонстрував привселюдно своє ставлення до прорадянського московського церковного керівництва РПЦ МП» .

(2) «В 1941 г., во время Второй мировой войны, в оккупированном немцами Чернигове Л. занялся возрождением Троицко-Илиинского монастыря, в к-ром разместилась жен. монашеская община. 21 нояб. 1941 г. состоялось 1-е богослужение в Феодосиевской ц., расположенной под Троицким собором мон-ря. В 1942 г. был освящен и главный престол Троицкого собора. В 1941-1942 гг. по благословению Л. монахини из числа его духовных чад открыли жен. Свято-Параскевиевский монастырь на месте бывш. Рождества Пресв. Богородицы мужского монастыря в с. Домница Черниговской обл.» (ПЭ, 39:571). В своем желании скрывать правду авторы статьи не пожелали упомянуть, что во время немецкой оккупации на всех оккупированных территориях существовала только одна церковная структура – Автономная Украинская Каноническая Апостольская Церковь (предстоятель – митр. Алексей Громадский). Она, разумеется, не подчинялась никому в Москве, но являлась структурным (автономным) подразделением (филиалом) самопровозглашенной Польской Автокефальной Церкви во главе с митр. Дионисием Валединским. С т.зр. Москвы это были «раскольники».

(3) ПЭ и другие «источники» молчат о статусе Лаврентия после войны. Общая фраза про его старческое служение в то время – только попытка навести «тень на плетень». Как и тот факт, что он «остался в Троицко-Ильинском монастыре Чернигова». Остаться-то остался, но перешел ли он официально в РПЦ? – Скорее всего, нет. Его духовные чада воспоминают, что в это время он преимущественно окормлял как раз лиц, которые принципиально не хотели иметь церковного общения с Москвой.

(4) Авторы ПЭ нашли в себе смелость отметить, что «брошюра "Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание" (М., 1994) содержит материалы, составленные "схиархиепископом" одной из неканонических катакомбных групп Херувимом Дегтярём, достоверность к-рых вызывает обоснованные сомнения». Но именно на этой брошюре и построен весь «руссомировский культ» Лаврентия, которого почитают как «пророка» и «проповедника единства с московским патриархатом». «За словами духовної доньки прп. Лаврентія, він ніколи не заводив розмов про політику і ніколи не висловлював і не поділяв навіть і близько подібних поглядів, оскільки це суперечило його внутрішнім переконанням. Більше того, всі, хто знав подвижника, свідчили, що він завжди у побуті розмовляв українською мовою і з великою пошаною ставився до української культури і традицій» .

* * *

Для чего КГБ руками самозванца Дегтяря создает нарратив в пользу Москвы? Вопрос кажется еще более удивительным, если учесть, что сам Дегтярь покинул РПЦ в сане диакона и начал свои путешествия по откровенно самосвятским сектам, основанным тем же КГБ с целью ослабить РПЦ МП. Так для чего же самосвят из оппозиции РПЦ МП создает миф, который, кажется, идет в пользу РПЦ МП?

На самом деле, увы, этот миф – та самая западня, в которую попалась РПЦ МП. Действительно, Дегтярь долгие годы (по явному заказу КГБ) занимался критикой МП и формированием сектантского подполья. Но вот ситуация изменилась, и для определенных структур в России РПЦ МП (которую они едва терпели и которую старались разложить) стала их единственным союзником и проводником их интересов в Украине после распада СССР. Вот почему тот же самый Дегтярь, который до 1990-х во всю плевался в сторону РПЦ, вдруг изо всех сил стал просить принять его в РПЦ. Несколько раз он делал в Чернигове попытки войти в общение сначала с украинским экзархатом РПЦ МП, а потом с местной епархией УПЦ. Именно там, в Чернигове, он и составил свою сказку про Лаврентия, приписав ему откровенно пропагандистские и еретические высказывания.

Поведение Дегтяря свидетельствует о том, что и критиковал РПЦ, и восхвалял ее он исключительно «по заданию конторы». А контора меняет отношение в соответствии со своими интересами. А современные события свидетельствуют, что приписанные Лаврентию слова пошли во вред как духовной жизни, так и внешнему имиджу РПЦ МП. Т.е. даже тут КГБ, создавая льстящие самолюбию патриарха сказки, на самом деле закладывало мину замедленного действия.

P.S. Относительно патриарха Московского Кирилла (Гундяева), который цитирует от имени Лаврентия не принадлежащие ему высказывания: Я не могу знать, по какой причине это делает патриарх – по невежеству (будучи сам введен в заблуждение и не пожелав разобраться) или сознательно. Тут Судья его действий и совести – Господь. Для меня важно подчеркнуть факт непринадлежности о. Лаврентию Проскуре тех слов, которые от его имени озвучивал митрополит, а впоследствии патриарх Кирилл.

Литература

ПЭ, 39:570-572

Сергій Шумило. Фальшиві «пророцтва» як виправдання війни: сектантські містифікації московського патріарха Кирила

Читайте також