Другая причина отрицательного отношения РПЦ – возможное укрепление позиций католиков византийского обряда в России и воссоздание церковной организации, которая не будет зависеть от католического ординария. Тем более что восстановление структур РКЦ, по мнению православной стороны, уже нарушило целостность канонической территории Русской Церкви.
Ватикан опасается укрепления греко-католиков в России
«Поместная Церковь РКЦВО – сегодня небольшая Церковь, она не претендует на значительное влияние в российском обществе», – так начинается информационный буклет о Российской Католической Церкви византийского обряда. Вопрос о полноценном существовании этой религиозной организации в стране до сих пор не имеет ясного ответа. Сейчас на территории России существует около 20 грекокатолических общин, большая часть которых находится в Западной Сибири, Москве и Санкт-Петербурге.
Своему возникновению католики восточного обряда обязаны экуменическим настроениям конца XIX – начала XX века. Под влиянием некоторых русских философов, в частности Владимира Соловьева, русская интеллигенция увлеклась идеей вселенской (кафолической) Церкви. Для того чтобы ратовать за объединение Церквей под первенством Римского епископа во времена, когда смена вероисповедания была законодательно запрещена, необязательно было становиться католиком. Однако самые отчаянные последователи идеи кафолической Церкви принимали примат Папы Римского, но сохраняли свою богослужебную византийскую традицию.
После указа Николая II о веротерпимости, изданного 17 апреля 1905 года, грекокатолики вышли из подполья, и в 1917 году в Российской империи была установлена структура этой Церкви – экзархат, который был признан Ватиканом лишь спустя четыре года (не путать с униатской Церковью в Западной Украине). После почти полного исчезновения этого течения в советское время на территории РСФСР католики восточного обряда в начале 90-х годов прошлого века вновь стали организовывать приходы. Часть прихожан составляют выходцы из Западной Украины, принадлежащие к униатской Церкви с центром во Львове. Другая группа – бывшие православные верующие, примкнувшие к Католической Церкви вслед за своими священнослужителями. Так, первую постсоветскую грекокатолическую общину основал бывший православный священник.
Сама РКЦ не видит необходимости в автономии грекокатоликов, что, впрочем, устраивает и самих верующих. Как отмечает священник Сергей Николенко, «с одной стороны, для Католической Церкви важно наличие грекокатоликов, хотя это приносит определенные неудобства в руководстве Церковью. С другой стороны, это верующие католики, и Церковь их не бросает, но осуществляет над ними пастырскую опеку».
Тем не менее Святой Престол очень неоднозначно отнесся к возрождению Греко-Католической Церкви в России. В течение шести лет, с 1997 по 2003 год, российские греко-католики подавали петиции Папе Римскому с просьбой назначить экзарха для их Церкви. Вплоть до 2004 года Ватикан игнорировал эти прошения и тем самым противоречил собственному декрету «О Восточных Католических Церквах», в котором говорится: «Повсюду надлежит заботиться о поддержке и развитии всех отдельных Церквей и для этого следует учреждать приходы и их собственную иерархию там, где этого требует духовное благо верующих».
Однако даже в официальном документе «Папский ежегодник» (Annuario Pontificio) до 2004 года отсутствовали сведения о числе верующих и священнослужителей Греко-Католической Церкви в России, а вакантный с советского времени экзархат упоминался. Тем не менее шесть лет назад Святой Престол пошел навстречу католикам восточного обряда и назначил для их Церкви ординария (правящего архиерея), которым стал епископ Иосиф Верт. Как отмечает эксперт Центра изучения религий РГГУ Борис Малышев, Римско-Католической Церкви невыгодно допускать существование полуавтономной церковной иерархии, которой бы обладала Греко-Католическая Церковь в случае восстановления российского экзархата. Еще несколько лет назад кардинал Вальтер Каспер, тогда председатель Папского Совета по содействию христианскому единству, сказал в интервью российской католической газете «Свет Евангелия»: «Святой Престол решительно против создания параллельных иерархических греко-католических структур в России. В России есть грекокатолики, и они, разумеется, имеют право на пастырское окормление, но руководить ими должны епископы латинского обряда». Тогда же он отметил, что местные епископы должны заботиться о грекокатоликах, но не предоставлять их самим себе.
Прохладное отношение к грекокатоликам в России сохраняет и Русская Православная Церковь. В первую очередь это связано с обращением православных священнослужителей и мирян к унии. Однако сама Греко-Католическая Церковь настороженно относится к таким клирикам. «Приходится очень тщательно исследовать причины, по которым такие группы уходят из Московского Патриархата. Это тяжелая задача. К счастью, эта ответственность лежит на епископе», – говорит священник Сергей Николенко. Тем не менее Греко-Католическая Церковь осуществляет подготовку собственных священнослужителей. Обычно кандидаты обучаются в Украине, реже – в католической семинарии Санкт-Петербурга. Другие грекокатолические священники оканчивали семинарии Московского Патриархата. Кроме того, некоторые священнослужители Римско-Католической Церкви имеют разрешение совершать богослужения по византийскому обряду. Всего в России служат около 20 грекокатолических священников, из которых половина – монахи.
Другая причина отрицательного отношения РПЦ – возможное укрепление позиций католиков византийского обряда в России и воссоздание церковной организации, которая не будет зависеть от католического ординария. Тем более что восстановление структур РКЦ, по мнению православной стороны, уже нарушило целостность канонической территории Русской Церкви. К тому же неопределенное число так называемых православных филокатоликов в результате укрепления Греко-Католической Церкви в стране может влиться в ряды униатов.
Говорить о полноценном существовании Греко-Католической Церкви в России пока не приходится. Несмотря на то что некоторые приходы в значительной степени развились за последние годы, а российские грекокатолики называют свое объединение поместной Церковью, они пока напрямую подчинены латинскому епископу.
Лідія ОРЛОВА