Created with Sketch.

Мирослав Маринович: «Украина потому имеет проблемы, что не продуцирует идеи, достойные начала ХХІ столетия»

18.08.2002, 15:09

Леся ГОЛОВАТАЯ. – «Зеркало недели», № 30 (405), 10 — 16 августа 2002 года

Иногда на реализацию идеи требуется столетие. То, что начал в 1905 году митрополит Андрей Шептицкий (представил в австрийский парламент документы об учреждении католического университета в Украине), пришлось завершать современникам. 29 июня во Львове открылся первый на постсоветском пространстве католический университет. Ректорат Львовской богословской академии стал мозговым центром осуществления идеи УКУ, преодолевая правительственные преграды, оставшиеся в наследство от соцреализма. В свое время при патриархе УГКЦ работала комиссия, которая моделировала форму желаемой структуры высшего богословского образования в Украине. Поскольку сейчас ее нет, на эти вопросы могут ответить только инициаторы открытия УКУ. Одним из них является директор Института истории и общества ЛБА Мирослав Маринович.

— Господин Маринович, можете ли вы изложить суть идеи, которую вкладываете в понятие «Украинский католический университет»?

— Каждое слово этого названия — «Украинский католический университет» характеризует часть его миссии. Во-первых, «университет» — во Львове появится высшее учебное заведение, предоставляющее студентам возможность получить в Украине образование, которое предлагают сегодня католические университеты в мире. Логичный переход ко второму слову «католический» декларирует умение представлять научные, сугубо академические идеи в том ракурсе, в котором их рассматривает религиозное мировоззрение. Мы не ставим перед собою цель, чтобы каждый выпускник УКУ был человеком верующим (конечно, хотим и мечтаем, чтобы так было, но это задача Церкви и совести каждого гражданина), а стремимся ввести высокие стандарты академического образования, которые успешно объединяют научное и христианское измерение образования. В понятии «украинский» заложено стремление воспитать новую формацию граждан Украины: профессионалов с определенными моральными характеристиками, которые смогут решать задачи нашего национального бытия. У меня такое чувство, что Украина потому имеет проблемы и не пользуется уважением в мире, что не продуцирует идеи, достойные начала ХХІ столетия. Студенты католического университета будут изучать серьезные проблемы сегодняшнего дня и предлагать решения, отвечающие христианским ценностям. Подытоживая, можно сказать следующее: в слове «университет» заложена цель воспитать профессионала, в «католическом» — идея того, что мы призваны воспитать выпускника, который будет понимать, как донести христианские ценности до практических потребностей общества, а в «украинском» — воспитать гражданина в высоком значении этого слова.

— Не видите ли противоречия в том, что в государстве, где преобладают православные, открывается католическое учебное заведение?

— Во-первых, противоречия могут быть только в том случае, если в католицизме видеть лишь узкоконфессионное понятие — антиправославие, что полностью противоречит духу католической церкви: соборному и вселенскому. И второе: под этим словом нужно понимать восточнокатолический, ведь УКУ — первый университет, где будет доминировать восточная христианская духовность (УГКЦ в документах Ватикана называют восточной католической церковью). Собственно, университет будет именно таким: соборным и открытым для других конфессий, своим экуменизмом утверждая значение слова «католический» как вселенский.

— Открытие УКУ вызывает много критических замечаний — от небольших масштабов учреждения (первый набор — 25 студентов) до того, что нет достаточно квалифицированных кадров для преподавания дисциплин, ведь в каждом университете должен быть свой профессорско-преподавательский состав.

— Если говорить о пессимистических взглядах, то идея возрождения ЛБА в начале 90-х выглядела полнейшей фантастикой и скептиков было значительно больше, чем сегодня критиков УКУ. Тогда это выглядело просто ребячьей забавой, в которую никто не верил. Вместе с тем, ЛБА утвердилась, заняла весомое место как во Львове, так и в Украине. Сегодня многие люди смотрят на УКУ примерно так же критически: воспринимают как институт, который еще не имеет под собою достаточно защищенного фундамента. Мне кажется, что выиграют только те, кто умеет смотреть вперед. Уже сегодня возвращаются в Украину специалисты в системе как богословских наук, так и исторических, получившие образование в ЛБА (или где-то еще в Украине) и усовершенствовавшие его на Западе. Этим людям нужны не просто места работы, а новые, престижные, великие задачи. Поэтому, чтобы воз успешно двигался, нужно, чтобы конь стоял впереди и тянул его. Если не станете впереди, не сдвинетесь с места. Вот почему нужны люди, умеющие смотреть вперед, и структуры, которые будут задавать темп движения в будущем: новые идеи, новые плоскости бытия. Мне кажется, что ЛБА является достаточно динамичной структурой, чтобы поднять эту глыбу — создать УКУ. Не стоит надеяться, что это будет безболезненно или что не произойдет проблем — нет, конечно. Это требует большой работы: оттачивания административной структуры, всего механизма внутреннего бытия академии, которая перерастает в университет.

— Между тем можно говорить о социальном притеснении студентов-богословов: учась, они не имеют льгот на проезд в транспорте, получая хорошие знания, они не имеют диплома о высшем образовании...

— От студентов никто не скрывает того, что дипломы пока еще не признаются Украиной, но они имеют возможность продолжить научную деятельность за границей. Если говорить о ситуации с лицензированием богословия в Украине, то выполняем очень важную работу — ставим правительственные круги перед новой реальностью, с которой они обязаны считаться. Если бы мы ждали и просто писали письма в Министерство образования о том, что нужно, что мы хотели бы начать обучение, что мы хотели бы аккредитовать богословие, то это произошло бы очень нескоро, а то и вообще не произошло бы. Я потому говорю о реалиях, что необходимо ставить правительственных чиновников Украины перед необходимостью переосмысливать существовавшие ранее подходы. Без давления ничего не получится, нет давления — нет отклика. Мы будем добиваться, чтобы была пересмотрена система мастрификации западных дипломов, потому что не представляем, чтобы в Украине не признавался диплом Гарварда. Во всем мире он признается и считается наиболее престижным, а Украина его не признает. По моему мнению, это абсолютный рудимент прошлых подходов. Каким же образом это можно изменить, если не приглашать преподавателей, закончивших такие вузы, и не ставить Министерство образования перед необходимостью изменять подходы.

— Не будут ли сталкиваться с такими же трудностями студенты УКУ?

— УКУ является частным университетом, признаваемым государством и где можно преподавать исключительно те предметы, которые имеются в перечне специальностей, утвержденных для высших учебных заведений. Здесь никогда не возникнет ситуация, когда будет предлагаться учебный курс, за который студенты не могут получить диплом. Такая ситуация может быть в ЛБА, которая пока не выдает дипломы государственного образца. В католическом университете богословие будут преподавать только в том случае, если лицензируют этот предмет, иначе курс лекций будут читать лишь в ЛБА.

— Очевидно, чтобы реализовать такой крупный проект, необходимы добровольцы, которые взяли бы на себя все организационные вопросы и координировали работу. Чьи фамилии стоят за аббревиатурой УКУ?

— Для Львова и для Галичины УКУ — завершение почти столетних усилий, начатых митрополитом Андреем Шептицким и плодотворно развитых патриархом Иосифом Слепым, но не в Галичине, а в Италии. Эта идея не возникла в умах современников, она органично вырастала из потребностей нашей галицкой земли. Поэтому каждый, кто сегодня причастен к реализации проекта, ощущает себя не зачинателем, а продолжателем дела, начатого очень достойными фигурами. Мы считаем почетной миссию, которую на себя взяли. Если говорить о конкретных инициаторах возрождения идеи, то это ректор ЛБА о. Борис Гудзяк и вице-ректор ЛБА о. Михаил Димид, но все это было бы невозможно без благословения Блаженнейшего Мирослава Ивана Кардинала Любачивского, сегодня — без благословения и поддержки Блаженнейшего Любомира Гузара. Наконец, наши инициативы поддержал и Папа Римский, который год назад освятил краеугольный камень тогда еще будущего, а сейчас уже современного Украинского католического университета.
http://www.zn.ua/3000/3690/35713/

Читайте також