Created with Sketch.

Об опасности смешения журналистики и пиара в церковных СМИ

28.01.2010, 21:50

Об опасности смешения журналистики и пиара в церковных СМИ говорили на "информационной" секции Рождественских чтений

Заседание секции "Церковь в информационном пространстве" в рамках VI направления XVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось 27 января в Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России. Как сообщает сайт "Патриархия.Ру", в ее работе приняли участие руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский, заместитель председателя Синодального информационного отдела И.В. Мещан, ответственный редактор "Журнала Московской патриархии" и газеты "Церковный вестник" С.В. Чапнин и другие.

Дискуссию о проблеме присутствия Церкви в информационном пространстве открыл главный редактор портала "Религия и СМИ", председатель Клуба православных журналистов А.В. Щипков. По его мнению, информационное пространство, "навязанное современному российскому обществу", разъединяет людей, деструктивно и не соответствует общепринятым нормам морали. Более того, докладчик указал на стремление светских СМИ стать своеобразной религией без Бога.

Чтобы прорвать многолетнюю информационную блокаду, в 1990-е годы Церковь была вынуждена использовать единственный понятный в ту пору обществу язык коммуникации — язык политического дискурса, отметил А.В. Щипков. На современном этапе, полагает глава Клуба православных журналистов, необходим противоположный подход — надо говорить о политике языком религии, высказывая точку зрения Церкви на ключевые проблемы современности. Долг христиан, убежден А.В. Щипков, сформировать собственное информационное пространство, соответствующее евангельским ценностям.

Комментируя представленный доклад, священник Владимир Вигилянский более оптимистично оценил ситуацию в современном информационном пространстве, указав как на приток квалифицированных кадров в православные СМИ, так и на возросший уровень объективности освещения церковной тематики светскими журналистами. По словам главы патриаршей пресс-службы, светские СМИ очень активно взаимодействуют с церковными информационными структурами; во многих из них созданы разделы по освещению церковной тематики либо работают журналисты, специализирующиеся в этой области. Скорее можно говорить не об изолированности церковного информационного пространства, а о неготовности давать адекватный ответ на возросшие запросы светских СМИ, заключил о. Владимир.

Ответственный редактор объединенной редакции официальных церковных СМИ С.В Чапнин рассказал о поиске новых путей коммуникации. Так, с нового года значительно изменился формат старейшего общецерковного издания — "Журнала Московской патриархии". С.В. Чапнин отметил, что редакция ЖМП очень заинтересована во взаимодействии с епархиальными СМИ. Характеризуя уровень информационной деятельности Церкви на современном этапе, С.В. Чапнин обратил внимание на опасность смешения журналистики и PR-технологий, которое, по его мнению, ставит под вопрос дальнейшее развитие церковных СМИ. В числе недостатков, названных главным редактором ЖМП: недостаточное отражение позиции Церкви по волнующим общество вопросам (из-за чего информационный поток порой оказывается во власти людей, выдающих за официальную точку зрения собственные взгляды); отсутствие собственной позиции у большинства пишущих церковных журналистов; чрезмерный уровень самоцензуры; проявления нездоровой конкуренции внутри православного журналистского сообщества.

Руководитель Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей священник Георгий Завершинский в докладе на тему "Феномен общения: есть ли у него будущее?" поделился своими взглядами на проблему философского и богословского осмысления понятия диалога. Продолжая поднятый отцом Георгием вопрос, обозреватель журнала "Фома" Алексей Соколов отметил необходимость выстраивания системы коммуникаций, позволяющей сохранить реальное взаимодействие между людьми. В первую очередь это касается Интернета, который традиционно принято обвинять в "виртуализации" общения, в подмене реального взаимодействия между людьми анонимным сетевым псевдообщением. Как один из вариантов преодоления данной проблемы А. Соколов назвал активное использование технологий социальных сетей, которые позволят вывести на новый уровень интернет-ресурсы приходов и локальных религиозных организаций. Тем самым, по мнению выступающего, Интернет из альтернативы живому общению людей может превратиться в инструмент по укреплению общинной жизни.

Генеральный директор Информационного агентства Русской Православной Церкви Елена Писарева, положительно оценив уровень взаимодействия Церкви со светскими СМИ, отметила в то же время весьма слабое отражение церковной жизни в современном кинематографе — как документальном, так и художественном. Заместитель председателя Синодального информационного отдела И.В. Мещан, в свою очередь, подчеркнул, что для решения названной проблемы, как и в целом проблемы дальнейшего усиления информационных позиций Церкви, необходимо полноценное финансирование и рост профессионализма вовлеченных в эту деятельность кадров.

Портал-Credo.ru

Читайте також
Іконографія Богородиці Ікона Холмської Богородиці: найстарша збережена ікона в Україні
13.11.2020, 13:30
Іконографія Богородиці Іконографічні типи богородичних ікон та їх особливості
02.06.2020, 14:48
Іконографія християнських свят Українська іконографія святого Юрія Змієборця та Переможця
06.05.2020, 13:37