Created with Sketch.

Патриарх Кирилл узнал мнение Антиохийской Церкви перед дискуссией по Абхазии

26.07.2011, 18:23

Остаётся заметить, что нынешняя встреча в Киеве глав Церквей России и Грузии по Абхазии пройдет без участия официальных представителей Абхазии и Южной Осетии …

26 июля 2011 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает очередной первосвятительский визит на Украину, главная цель которого - участие в торжествах в честь Дня Крещения Руси, который с 2010 г. празднуется в России на государственном уровне. В этом году в государственном празднике впервые примет участие Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, который накануне приезда в Киев сообщил о намеченной встрече с Патриархом Кириллом вечером 26 июля в Киево-Печерской Лавре, где будет обсуждаться «состояние отношений между Россией и Грузией». Руководитель пресс-службы Грузинской Патриархии протоиерей Давид Шарашенидзе был более откровенен и сделал сенсационное заявление, что в повестку встречи предстоятелей двух Церквей войдет визит Илии II в Абхазию, «которая является неотъемлемой церковной частью Грузинской Православной Церкви», и восстановление в этом признанном Россией государстве юрисдикции Грузинской Патриархии. Само по себе такое заявление совершенно беспрецедентно для дипломатического протокола и выглядит несколько ультимативно:-)

Между тем, Патриарх Кирилл перед переговорами с Католикосом Илией II по Абхазии принял 25 июля в своей рабочей резиденции в Чистом переулке делегацию Антиохийского Патриархата, о необходимости диалога с которым неоднократно шла речь в аналитических материалах нашего сайта: http://expertmus.livejournal.com/40028.html На встрече присутствовали: митрополит Мексики, Центральной Америки, Карибов и Венесуэлы Антоний, митрополит Сан-Паулу и всей Бразилии Дамаскин, митрополит Хомский Георгий и архиепископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси (см. фото). Беседуя с высокими гостями, Патриарх Кирилл положительно оценил взаимодействие  духовенства Русской и Антиохийской Церквей и выразил пожелание, чтобы в дальнейшем братские Церкви поддерживали друг друга. «Мы должны всячески поддерживать друг друга и в плане двусторонних отношений, и на всеправославном уровне», - подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. Митрополит Хомский Георгий передал Предстоятелю Русской Православной Церкви приветствие Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV и членов Священного Синода Антиохийской Церкви.

Для справки: исторически Абхазская Церковь, как и возникшая позже Картлийская, относились к юрисдикции Антиохийского архиепископа.

В специальной литературе до сих пор различают статус четырех древних Патриархатов, с одной стороны, и новых автокефальных Церквей, с другой, которые, хотя и признаются вполне самостоятельными, но, тем не менее, не поставлены в один ряд с древними Восточными Патриархатами. В прошлом неоднократно высказывались суждения о том, что автокефальными могут быть лишь Церкви, основанные самими апостолами. Папа Лев Великий на этом основании оспаривал автокефалию Константинопольской Церкви. Даже Антиохийский Патриархат отказывал в автокефалии Грузинской Церкви, опираясь на тот факт, что никто из апостолов не был в Грузии. Автокефальная Церковь, согласно каноническим правилам, должна иметь территорию церковной области, совпадающую в своих пределах с границами государственно-административного формирования: http://expertmus.livejournal.com/40028.html

Напомним, что буквально накануне киевских переговоров по Абхазии о. Дорофей (Дбар), возглавивший «Совет Священной Абхазской Митрополии» в Новом Афоне, опубликовал 14 июля 2011 г. статью, где резко высказался против вмешательства Патриарха Московского и всея России Кирилла в церковную ситуацию в Абхазии, заявив, что «церковь наша не подчиняется Грузинской Патриархии. Но она не подчиняется и Московской патриархии тоже» ("AMEN.GR"). В то же время о. Дорофей (Дбар), запрещенный в священнослужении по указу Митрополита Майкопского и Антинкийского Тихона № 068-069 от 26 мая 2011 г., направил письмо Патриарху Кириллу с просьбой рассмотреть вопрос об отмене указа на заседании Синода РПЦ, который, кстати, пройдет в Киеве. Более того, по словам о. Дорофея (Дбара), он был принят в Москве митрополитом Иларионом (Алфеевым), обещавшим ему помочь?! Однако в названной статье упоминается «особое обращение к Председателям и к Священным Синодам Православных Церквей с просьбой создать особую комиссию (делегацию) во главе с представителем Константинопольского Патриархата». Последний, между прочим, принял в апреле с.г. решение о созыве «Синода Предстоятелей древних Патриархатов», т.е. глав Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, с участием Предстоятеля Кипрской Православной Церкви, но без Московского Патриархата, хотя вопросы, связанные с РПЦ, должны быть рассмотрены в Фанаре: http://rublev-museum.livejournal.com/118482.html

Существенным фактором на встрече в Киеве 26 июля может стать позиция УПЦ КП, которая после провозглашения автокефалии Абхазской Церкви и официального отделения от Грузинского Католикосата 15 сентября 2009 г. на епархиальном собрании в сухумском кафедральном соборе отреагировала крайне негативно: «заявления о создании автокефальной Церкви в Абхазии, так же, как и о подчинении этой епархии Грузинской Церкви Московскому Патриархату - непутевые и провокационные». В официальном сообщении УПЦ КП было указано, что такой Церкви - Автокефальной Абхазской Церкви - «не может быть по нескольким причинам. Во-первых, каноническая юрисдикция Грузинской Церкви в Абхазии является общепризнанной, и никто, кроме самих сепаратистов, не ставит ее под сомнение. Во-вторых, не существует такого государства, как Абхазия – это самопровозглашенное квази-государственное образование, которое существует только и исключительно благодаря внешней помощи. И хотя формально Абхазия называет себя государством, фактически она является оккупированной территорией Грузии, в которой для отвода глаз поддерживается видимость существования независимой власти. Нынешний режим в Сухуми имеет такие же права считаться легитимным правительством Абхазии, как и созданное в СССР в 1940 г. коммунистическое правительство Финляндии, которое просило Сталина поскорее оккупировать их страну. Формальное провозглашение Абхазии государством еще не делает ее таковым, а потому нет никаких оснований на этой основе провозглашать независимость Сухумо-Абхазской епархии от Грузинского Патриархата». В качестве дополнительной «аргументации» в сообщении УПЦ КП по поводу восстановления автокефалии Абхазской Православной Церкви отмечено, что «в этой структуре нет ни одного епископа, нет духовных учебных заведений для подготовки духовенства».

Официальную позицию Московского Патриархата, озвученную после восстановления автокефалии Абхазской Православной Церкви, в УПЦ КП также подвергли осуждению: «Не секрет, что фактически от времени образования сепаратистского режима в Сухуми Московская Патриархия разными способами поддерживала существование движения за отделение Абхазии от Грузинской Церкви. Священник Аплиа не раз бывал в Москве, встречался с руководством РПЦ, а на месте имеет тесные отношения с соседними русскими епархиями и их архиереями. Поэтому официальная позиция Московской Патриархии, которая заявляет, что признает единство Грузинской Церкви, в свете фактов выглядит не искренней. Эта патриархия вынуждена так заявлять потому, что не желает, чтоб пример Абхазии был истолкован, как аргумент в интересах пересмотра статуса Украинской Церкви». В то же время УПЦ КП выразила солидарность Грузинскому Католикосату: «Позиция Киевского Патриархата твердая и последовательная - существует единственная Грузия в международно признанных границах, в пределах которых действует единственная Грузинская Православная Церковь. Возможно, учитывая реальное состояние дел, необходимо епархиям в этих регионах предоставить расширенные права самоуправления, но только при условии признания ими своим Предстоятелем Католикоса-патриарха Илии».

В ответ на это глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) на встрече с участниками дискуссионного клуба «Валдай» заметил: «Мы полагаем, что изменения политических границ необязательно означает, что нужно также изменить церковные канонические границы. Это основа нашей внешней политики относительно других церквей»: http://expertmus.livejournal.com/36438.html В Южной Осетии его слова вызвали взрыв возмущения. В интервью ИА «Рес» Уполномоченная Президента РЮО по делам религии Соня Хубаева заявила, что Южная Осетия  - признанное государство со всеми атрибутами государственности, а значит - имеет право на существование своей национальной Церкви. Стоит сказать, что в начале сентября 2010 г. в журнале «Икона» было опубликовано аналогичное мнение главы Православной Церкви Чехии и Словакии Христофора о том, что современная Церковь в Осетии является правопреемницей Аланской Митрополии, которая издревле существовала на территориях обеих Осетий, подчиняясь напрямую Константинопольскому Патриархату.

27 сентября 2010 г., в день освобождения абхазами Сухума, Католикос-Патриарх Грузии Илия II направил осуждающее письмо Патриарху Кириллу, текст которого был распространен Грузинской Патриархией: «В средствах массовой информации распространилось сообщение о том, что Вы якобы направили поздравление главе самопровозглашенной республики Южная Осетия в связи с 20-летием «независимости», что вызвало крайне негативную реакцию как среди наших верующих, так и во всей грузинской общественности». Католикос-Патриарх Грузии назвал поступок Предстоятеля РПЦ «очень печальным и непонятным действием», «поскольку это означает Вашу поддержку насильственно учрежденного сепаратистского режима, существующего на этой древнейшей грузинской земле (что признает весь мир), и признание незаконно объявленной «независимости»». Впредь грузинский Католикос просил такого не допускать, ведь «Церковь не должна находиться под влиянием политиков и политических процессов».  

22 декабря 2010 г. решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви управление Цхум-Абхазской епархией передано Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II. Как было сказано в официальном заявлении Патриархии, Синод рассмотрел «особо важный вопрос и принял историческое решение»: управление Цхум-Абхазской епархией «на основе исторических документов и с учетом сегодняшней обстановки» передать Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II. С того дня титул Католикоса-Патриарха стал звучать следующим образом: Святейший и Блаженнейший Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетско-Тбилисский, митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети. 11 февраля 2011 г. в интервью «Русской службе ВВС» Католикос-Патриарх Грузии Илия II так прокомментировал это решение: «Мы благодарим Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за его поддержку, за то, что Русская Церковь признает каноническое право Грузинской Церкви в Абхазии и Цхинвальском регионе». При этом Предстоятель Грузинской Церкви выразил надежду, что Святейший Патриарх Кирилл и Русская Православная Церковь «помогут в урегулировании проблем Сухумо-Абхазской епархии».

В конце марта 2011 г. в ходе встречи с парламентариями Хорватии Католикос-Патриарх Грузии Илия II сделал новое заявление. В частности, он сказал, что «Абхазия и «Самачабло» временно отсоединены от Грузии. Также он отметил свою уверенность в том, что эти территории будут грузинскими». В ответ на это политическое заявление главы Грузинской Православной Церкви уполномоченный Президента Южной Осетии по делам религии Соня Хубаева собрала пресс-конференцию, где сообщила следующее: «Для нас не секрет, что Илья II лично благословлял грузинскую армию в августе 2008 г. на «восстановление территориальной целостности Грузии» - план «чистое поле» и «сачукари». Все помнят, что в августе 2008 г. блаженный Илья II очень сильно озаботился тем обстоятельством, что российская армия в Гори (Грузия) «уничтожает» его паству». Возникает вопрос, почему Илья II не беспокоился о жителях Южной Осетии, которых уже несколько дней перед этим бомбили. Он просил организовать для него коридор, чтобы убедиться, что его паства не уничтожена. Считаю крайне аморальным, на фоне происходящих зверств – убийства мирных жителей Цхинвала, заботу главы Церкви о своих гражданах». Как заметила Соня Хубаева, «спустя год после августовских событий Патриарх России Кирилл совершил молебен по погибшим в ходе военных действий». «Такой же молебен совершили во всех церквях Южной Осетии. Илья II же совершил молебен лишь по погибшим грузинским «героям»»,-, - отметила Хубаева. «Вместо того, чтобы призвать свой народ к покаянию, что традиционно для Православия, он призывает к обострению и новой войне. Это неизбежно, ведь с такими призывами церковных служителей, такие руководители как Саакашвили, имея благословение, могут развязать новую войну», - подытожила Хубаева.

В пятницу, 1апреля 2011 г., Международный суд ООН отклонил иск, который подала Грузия, обвиняя Россию в этнических чистках в «самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии». Главный судебный орган ООН заявил, что не имеет юрисдикции слушать это дело, так как Россия и Грузия не пытались провести переговоры по улаживанию своего длительного спора, прежде чем подать иск. Грузия подала жалобу в Международный суд в августе 2008 года, обвинив Россию в убийстве тысяч этнических грузин и перемещении еще 300 тысяч во время 20-летней компании по дискриминации в Южной Осетии и Абхазии. Россия заявляла, что суд не имеет полномочий рассматривать это дело. Очевидно, что без благословения Католикоса-Патриарха Грузии Илии II Саакашвили не посмел бы подавать в Международный суд на Россию: http://expertmus.livejournal.com/72430.html

Остаётся заметить, что нынешняя встреча в Киеве глав Церквей России и Грузии по Абхазии пройдет без участия официальных представителей Абхазии и Южной Осетии …

Вместо послесловия: 18 февраля 2010 г., в Тронном зале кафедрального храма Христа Спасителя состоялась встреча Патриарха Кирилла с недавно с Президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем, который высказал мнение, что «самый главный вопрос - сделать храмы Абхазии (Новоафонский комплекс, Команы, церковь Иоанна Златоуста) местами паломничества православных». Президент Абхазии, который не давно скончался после тяжелой болезни, тогда подчеркнул: «Мы приводим в порядок весь комплекс Нового Афона - купола и все остальное - и будем продолжать это делать не ради моды. Но главное для нас не растерять духовность, ведь если потеряем духовность - потеряем все». По его словам, Русская Православная Церковь оказывает помощь Церкви в Абхазии, где «есть вера, которую, мы считаем, надо поднимать на более высокий уровень». Он также коснулся на встрече в Москве отношений Абхазской Церкви с Грузинской Православной Церковью (ГПЦ): «после последних высказываний священнослужителей Грузии мы близко ничего общего с этой Церковью и такими людьми иметь не будем». Речь идет о том, что в Интернете и СМИ нынешний подход грузинского священства в отношении Абхазии выглядит так: «или Абхазия поймет, где она должна быть, или Грузия пойдет войной». «И это говорят священнослужители», - с нескрываемым возмущением указал Президент Абхазии…

ЖЖ "Музей имени Андрея Рублева и его обитатели",

26 липня 2011 (рос.)

Читайте також