Created with Sketch.

Президент и томос: кто более матери-истории ценен? (рос.)

27.03.2019, 21:31

У верующих память долгая. Электорат живет по своим сиюминутным законам

У верующих память долгая. Электорат живет по своим сиюминутным законам

 

Фото с официального сайта Президента Украины

Украинскую автокефалию и томос Вселенского патриарха не раскладывал на атомы только ленивый. У победы много родителей, а поражение всегда сирота. История с томосом – это как раз о родителях. Тех, о ком говорить прилично, и тех, кого принято упоминать вскользь, чтоб не прослыть бездуховными политиканами, использующими самое святое в низменных целях. Хотя томос – дитя совместных усилий Церкви и власти, но обычно принято победу приписывать Церкви, а говорить о роли власти стало неловко. И это благодаря усилиям пророссийских пропагандистов, которые самое естественное церковно-государственное союзничество заклеймили как вмешательство власти во внутренние дела Церкви ради получения политических дивидендов перед президентскими выборами.

Тут, как говорится, и да, и нет. Давайте честно: политические дивиденды конкретной личности и его место в истории – не одно и то же, и одно не всегда вытекает из другого. Но никого же не удивляет, что для церковного руководства томос означает не в последнюю очередь и должностные привилегии. Если победа не используется для злоупотребления ее результатами, то в этом нет ничего аморального. Весь вопрос скорее в другом: что делать с этой победой делать дальше. Обычно вариантов два: сделать точкой роста или генератором упущенных навсегда возможностей.

Но поскольку речь все же о политике и выборах, то придется поговорить о капризах тех, кого называют электоратом. Кому выбили томос – верующему народу или электорату? Знаете, в чем разница? У верующих память долгая. Электорат живет по своим сиюминутным законам.

Нет ничего удивительного, что, как только томос привезли в Украину – начали раздаваться голоса: «Ой, не больно-то нам его и надо было!». Вообще наш среднестатистический менталитет не позволяет слишком долго испытывать чувство благодарности. Как говорят некоторые циники в том числе и из церковной среды: благодарность – собачья черта.

Нам не привыкать выбрасывать на свалку истории всех, кто хоть как-то пытался изменить нашу карму вечно ноющих, обманутых и обиженных. Нам не привыкать обесценивать настоящее по принципу «а раньше и пломбир был вкуснее». «Федорович, вернись!». «Данилыч, прости!». Впору присматриваться к Иосифовичу и Ильичу, как это уже произошло у нашего северного соседа. Там не только пломбир был вкуснее, но и калибр выходного отверстия больше. С бессмысленной и беспощадной ностальгией у нас все прекрасно.

Но что хуже всего – это невообразимое умение рассматривать историческое событие через амбразуру холодильника. «А что мне дал этот ваш томос? Коммуналка стала дешевле? И где доллар по 8?». Мы привыкли в эгоизме и выгоде искать корни чужой человеческой мотивации – но только не своей собственной. После того, как огромным усилием политической и церковной воли вполне конкретных людей «томос был взят», народ начал испытывать непреодолимую тягу помахать кулаками после драки. Так сказать, взять историю в свои руки. Вдруг оказывается, что томосом власть отвлекала его от «зубожіння», коррупции и незаконченной войны. Да и незаконченная война начинает раздражать. Звучат призывы провернуть фарш назад, обменять томос на курс доллара или дешевый газ.

Странно, что кто-то считал томос чем-то сродни выигранному джек-поту, который теперь можно тратить направо и налево. Томос – это blood, sweat and tears. А не колбаса сразу же по 2.20 (те, кому за 40, поймут). Но кровь, пот и слезы – это не для нас. Это обман и унижение. Мы не умеем побеждать целеустремленно и последовательно. Если победа не падает с неба – судорожно ищем виноватых. Сначала обещали томос на Пасху 2018 года – и не дали! Потом на Крещение Руси – и не дали! Потом обещали в сентябре, октябре, ноябре, декабре – сколько можно нас мурыжить очередными обещаниями? Наконец, в январе произошло то самое событие, до которого не дожило много поколений украинцев. Не само собой произошло, как явление природы. Усилия того же президента и парламента невозможно переоценить. Хотя они могли б спокойно заниматься своими делами, не обращая внимания на вопиющее разделение общества из-за церковного вопроса и нарушение прав одних верующих за счет монополии этих прав у других.

Хлеба и зрелищ – нет ничего нового под солнцем. Увы, томос ни то, ни другое. Это еще одна точка разрыва с тем самым прошлым, где пломбир вкуснее и калибр больше. А церковное прошлое «инженеров человеческих душ» постсоветского пространства напоминает невротический триллер.

«Русская церковь никогда не забудет того, что признанный всем миром Вождь, - не только Сталинской Конституцией, но и личным участием в судьбах Церкви поднял дух всех церковных людей к еще более успешной работе на благо дорогого отечества. От лица Русской церкви приносим Вам великую благодарность. Да сохранит Вас Бог на многие лета, дорогой Иосиф Виссарионович!» Из письма митрополитов И.В. Сталину 5 сентября 1943 г.

А в это же самое время происходит операция по форсированию Днепра. Где погибло до полутора миллионов человек. Пушечного мяса.

И вот эта самая Русская церковь цеплялась всеми своими щупальцами за Украину, причем за горло. Хотите быть свободными – от щупалец надо избавляться. Или откупаться, или разжимать палец за пальцем – или рубить. «Откупиться» в конечном итоге превратилось в «купиться». Разжать за 30 лет оказалось нереально, слишком большая разница в мускулатуре. Тем более что церковные щупальца сжимала не только РПЦ, но и вся королевская конница и вся королевская рать государства-агрессора. Было бы нелогично играть в преферанс с теми, кто с вами играет в бои без правил. Только консолидация Церкви и украинского политикума смогла взять эту недосягаемую сотни лет высоту. Странно, что у кого-то этот тактический симбиоз вызывает приступ раздражения.

Господни пути неисповедимы. Можно сколько угодно упрекать Порошенко в том, что он многое сделал не так, не с теми и не по правилам. Факт остается фактом: он оказался в нужном месте и в нужное время. Почему человек из светского мира сыграл такую нетривиальную роль в мире церковном, когда эпоха симфонии Церкви с сакрализованной монархией канула в Лету? Это уже спрашивайте у Всевышнего, Который позволил именно этому человеку завершить эпоху украинского церковного рабства. Почему Он именно из этого человека по максимуму выжал blood, sweat and tears, навсегда изменив вектор нашей истории.

 

Тетяна Деркач

"Cerkvarium", 27 березня 2019

 

Читайте також